Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (538) 15 мая 2006 г. Тема недели

Неформатный товарообмен

15.05.2006
за счет потребителя

Иван ДУБОВЕЙ

Последние инициативы Совмина по ограничению ассортимента ИП, дополняя ряд уже озвучивавшихся на протяжении 2004-06гг. предложений, вызывают среди потенциальных жертв упреки в лоббизме в пользу крупной розницы. Уже два года предприниматели живут под аккомпанемент разговоров о том, как современная розничная торговля автоматически изведет под корень все «нецивилизованные» форматы.

Так, широко распространено мнение, что прессинг торгующих на рынках ИП лоббируется гипермаркетами. Думается, это полуправда: лоббировать ограничения на ассортимент могут лишь те, кто под шум о «цивилизованных» и «нецивилизованных формах торговли» продвигает свои проекты. Как показывает опыт соседних стран, гипермаркет перетягивает покупательские потоки с рынков на себя не сразу, а в течение нескольких лет (в России - по 5-15% в год за два-три года). Если для него сразу пытаются вырубить конкурентов, то совершенно ясно, на каком уровне в этом самом «гипере» будут цены.

Более того, о вытеснении ИП «гиперами» можно говорить лишь тогда, когда гипермаркетов будет достаточно для такого мегаполиса, как Минск, и они будут соответствовать (по ассортименту, ценовой политике, организации торговых площадей и т.п.) своему названию. В крупных городах СНГ схожие процессы продолжались несколько лет и не завершены до сих пор. У нас же в немногочисленных «гиперах» зачастую мелким оптом отовариваются и ИП - для ассортимента или в период скидок, по тем товарным группам, в которых оптовики не могут предложить лучших условий.

Не менее жизнеспособна версия о лоббизме в пользу промтоварных и продовольственных магазинов чисто советского формата «продам что есть». У них даже сейчас, на фоне растущей покупательной способности населения, рентабельность аховая. Причина не только в неумении торговать, но и в том, что в новую эпоху «промтоварные» так и остались в старом формате - от ассортиментно-ценовой политики до организации площадей. Разве что такая ударная позиция, как конфискат, иногда спасает.

Каждый формат розничной торговли складывался исторически - под определенную рыночную конъюнктуру, под спрос и покупательную способность конкретных социальных групп. Недаром в России с ее уровнем социального расслоения появился не имеющий аналогов в мире «элитный супермаркет». Точно так же у нас реально существует группа потребителей, для которых разница в Br300 на банке консервированной сельди или упаковке китайских носков является вопросом жизни и смерти. Эта группа отоваривается на рынках, и она не так уж малочисленна, особенно в глубинке. И рынки с их копеечным ассортиментом в этом смысле выполняют важную социальную функцию.

В Беларуси слабо развит не то что элитный, но и обычный супермаркета, обслуживающий один-два квартала. В идеале в таком магазине 40-45% жителей этого района делают до 60% покупок. Но едва ли 15-20 «универсамов» в Минске вытягивают почетное звание супермаркетов. Зато крупные торговые точки, выстраиваемые на транспортных развязках в городской черте вместо супермаркетов, у нас заранее именуют гипермаркетами, исходя исключительно из суммарной торговой площади.

Это не игра терминов: процесс чреват уничтожением под предлогом перенесения передового западного опыта форматов торговли, благополучно существующих на Западе. Отношение многих высокопоставленных чиновников к гипермаркетам напоминает попытки воздвигнуть потемкинскую деревню и заселить ее жителями реальных деревень. Еще не построенные гипермаркеты все спишут, в т.ч. смерть продовольственно-вещевых рынков, ведущую только к росту цен и появлению дефицита по отдельным товарным позициям.

То же самое с другими форматами. Как объяснить в этом контексте отсутствие в Минске таких демократичных и экономичных форматов, как cash&carry или дискаунтер (один на весь город)? Прообразы cash&carry - т.н. «мелкооптовые магазины», просуществовав год-два, перестают быть оптовыми и по ценам догоняют заурядные гастрономы. Это не говоря о мелких прилавочных точках, торгующих промтоварами и продовольствием: их тоже явно недостает. Так что отечественная торговля попросту не отформатирована, а без этого говорить об удовлетворении спроса и борьбе с базарной стихией можно лишь в одном случае - при удушении последней административными мерами.

Очень легко переадресовать упреки в неразвитости тех или иных торговых форматов их владельцам. Но нужно ли? Бизнес в отечественных условиях играет по правилам, очерченным мягкой, но властной рукой госрегулирования. А она охотнее благословляет крупные и емкие в финансовом отношении проекты: их легче контролировать, предъявлять руководству в качестве собственных достижений и стричь золотое руно. Пока импульсы, управляющие развитием торговли, исходят от росчерка начальственного пера, а не от рыночной конъюнктуры, и продавцы, и покупатели обречены переплачивать.

ДОЛЯ РЫНКОВ И РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОДАЖАХ в РФ (% от оборота розничной торговли)





Источник: Федеральная служба госстатистики РФ



ОБОРОТ ФОРМАТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ в МОСКВЕ (% от оборота розничной торговли)





Источник: IGD Research & Estimates, NTA

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТОРГОВЫМИ ПЛОЩАДЯМИ ГОРОДОВ МИРА (кв. м на 1 тыс. жителей)





 

 

 

Источник: Jones Lang LaSalle
Добавить комментарий
Проверочный код