Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№19 (538) 15 мая 2006 г. Тема недели

Неформатный товарообмен

15.05.2006
за счет потребителя

Иван ДУБОВЕЙ

Последние инициативы Совмина по ограничению ассортимента ИП, дополняя ряд уже озвучивавшихся на протяжении 2004-06гг. предложений, вызывают среди потенциальных жертв упреки в лоббизме в пользу крупной розницы. Уже два года предприниматели живут под аккомпанемент разговоров о том, как современная розничная торговля автоматически изведет под корень все «нецивилизованные» форматы.

Так, широко распространено мнение, что прессинг торгующих на рынках ИП лоббируется гипермаркетами. Думается, это полуправда: лоббировать ограничения на ассортимент могут лишь те, кто под шум о «цивилизованных» и «нецивилизованных формах торговли» продвигает свои проекты. Как показывает опыт соседних стран, гипермаркет перетягивает покупательские потоки с рынков на себя не сразу, а в течение нескольких лет (в России - по 5-15% в год за два-три года). Если для него сразу пытаются вырубить конкурентов, то совершенно ясно, на каком уровне в этом самом «гипере» будут цены.

Более того, о вытеснении ИП «гиперами» можно говорить лишь тогда, когда гипермаркетов будет достаточно для такого мегаполиса, как Минск, и они будут соответствовать (по ассортименту, ценовой политике, организации торговых площадей и т.п.) своему названию. В крупных городах СНГ схожие процессы продолжались несколько лет и не завершены до сих пор. У нас же в немногочисленных «гиперах» зачастую мелким оптом отовариваются и ИП - для ассортимента или в период скидок, по тем товарным группам, в которых оптовики не могут предложить лучших условий.

Не менее жизнеспособна версия о лоббизме в пользу промтоварных и продовольственных магазинов чисто советского формата «продам что есть». У них даже сейчас, на фоне растущей покупательной способности населения, рентабельность аховая. Причина не только в неумении торговать, но и в том, что в новую эпоху «промтоварные» так и остались в старом формате - от ассортиментно-ценовой политики до организации площадей. Разве что такая ударная позиция, как конфискат, иногда спасает.

Каждый формат розничной торговли складывался исторически - под определенную рыночную конъюнктуру, под спрос и покупательную способность конкретных социальных групп. Недаром в России с ее уровнем социального расслоения появился не имеющий аналогов в мире «элитный супермаркет». Точно так же у нас реально существует группа потребителей, для которых разница в Br300 на банке консервированной сельди или упаковке китайских носков является вопросом жизни и смерти. Эта группа отоваривается на рынках, и она не так уж малочисленна, особенно в глубинке. И рынки с их копеечным ассортиментом в этом смысле выполняют важную социальную функцию.

В Беларуси слабо развит не то что элитный, но и обычный супермаркета, обслуживающий один-два квартала. В идеале в таком магазине 40-45% жителей этого района делают до 60% покупок. Но едва ли 15-20 «универсамов» в Минске вытягивают почетное звание супермаркетов. Зато крупные торговые точки, выстраиваемые на транспортных развязках в городской черте вместо супермаркетов, у нас заранее именуют гипермаркетами, исходя исключительно из суммарной торговой площади.

Это не игра терминов: процесс чреват уничтожением под предлогом перенесения передового западного опыта форматов торговли, благополучно существующих на Западе. Отношение многих высокопоставленных чиновников к гипермаркетам напоминает попытки воздвигнуть потемкинскую деревню и заселить ее жителями реальных деревень. Еще не построенные гипермаркеты все спишут, в т.ч. смерть продовольственно-вещевых рынков, ведущую только к росту цен и появлению дефицита по отдельным товарным позициям.

То же самое с другими форматами. Как объяснить в этом контексте отсутствие в Минске таких демократичных и экономичных форматов, как cash&carry или дискаунтер (один на весь город)? Прообразы cash&carry - т.н. «мелкооптовые магазины», просуществовав год-два, перестают быть оптовыми и по ценам догоняют заурядные гастрономы. Это не говоря о мелких прилавочных точках, торгующих промтоварами и продовольствием: их тоже явно недостает. Так что отечественная торговля попросту не отформатирована, а без этого говорить об удовлетворении спроса и борьбе с базарной стихией можно лишь в одном случае - при удушении последней административными мерами.

Очень легко переадресовать упреки в неразвитости тех или иных торговых форматов их владельцам. Но нужно ли? Бизнес в отечественных условиях играет по правилам, очерченным мягкой, но властной рукой госрегулирования. А она охотнее благословляет крупные и емкие в финансовом отношении проекты: их легче контролировать, предъявлять руководству в качестве собственных достижений и стричь золотое руно. Пока импульсы, управляющие развитием торговли, исходят от росчерка начальственного пера, а не от рыночной конъюнктуры, и продавцы, и покупатели обречены переплачивать.

ДОЛЯ РЫНКОВ И РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОДАЖАХ в РФ (% от оборота розничной торговли)





Источник: Федеральная служба госстатистики РФ



ОБОРОТ ФОРМАТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ в МОСКВЕ (% от оборота розничной торговли)





Источник: IGD Research & Estimates, NTA

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТОРГОВЫМИ ПЛОЩАДЯМИ ГОРОДОВ МИРА (кв. м на 1 тыс. жителей)





 

 

 

Источник: Jones Lang LaSalle
Добавить комментарий
Проверочный код