Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (538) 15 мая 2006 г. Экономика

Вентильная дипломатия

15.05.2006
 

Александр СТУДЕНЦОВ

Партнерство обычно строится на встречных уступках, но в основе российско-белорусских отношений лежат сдержки и противовесы. Как на интеграционном поле, так и в диалоге по газовой тематике.

Желание россиян получить контроль над «Белтрансгазом» сталкивается с белорусской сверхзадачей «не отдать». Наступательные амбиции первых подкреплены всего лишь угрозой повышения цен на природный газ и увещеваниями типа «без нашего газа вам - пустая труба». А белорусские доводы носят явно оборонительный характер, хотя, как известно, лучшая защита - нападение. Обе стороны проявляют дефицит идей и взаимного конструктивизма.

Правда, до широкой публики через СМИ доходят скупые и противоречивые сведения об энергетическом противостоянии. По одним источникам лихие газпромовцы помышляют о 50% в уставном фонде приватизированного «Белтрансгаза» в статусе СП, по другим - претендуют на его активы. Однако такое сочетание исключено. В первом случае белорусы должны поделиться управленческими полномочиями и частью будущей прибыли. Но в процессе акционирования в собственность россиян не перейдет даже вентиль или манометр. Для отчуждения имущества существуют другие способы.

Так либо иначе, камнем преткновения стали разногласия почему-то насчет стоимости газотранспортно-распределительной инфраструктуры. Вместе с тем эмиссия акций на всю эту стоимость нецелесообразна. Чтобы выручить за них больше средств, можно определить размер УФ условно (скажем, $100 млн.) и уступить часть акций по рыночной цене. А лучшим оценщиком стала бы, например, Токийская фондовая биржа. Увы, подобные структуры не котируют белорусские ценные бумаги; любой же иной оценщик будет крайне приблизителен. Поэтому можно предложить россиянам оплатить акции с учетом предполагаемой суммы дивидендов. Для расчета этого показателя известны производительность системы, затраты на содержание, примерные тарифы за транзит и предполагаемое соотношение долей в УФ. Таким же путем можно рационально исчислить размер УФ, чтобы акции выгодно продать по номинальной стоимости.

Вместе с тем куда как актуальней всех этих денежных схем могут оказаться другие варианты. Например, можно передать «Белтрансгаз» целиком «Газпрому» (разве что газовые хранилища оставить за собой) посредством реорганизации в форме присоединения. Ничего страшного не произойдет, если поделиться этим даже по балансовой стоимости. Возможную недоплату и потерю транзитных платежей восполнят налоги (включая земельный и на недвижимость), экологический или какой-нибудь другой специальный сбор в бюджет Беларуси. Но самое главное, чтобы взамен «Газпром» передал свои акции, что будет по- настоящему взаимным проявлением доброй воли.

А для того, чтобы вместе с обеспечением общенациональных интересов извлечь пользу для белорусского народа в лице как можно большего числа его представителей, можно разместить предварительно акции «Белтрансгаза» путем открытой продажи на внутреннем рынке, в т.ч. среди миноритарных инвесторов: не одним же «мажорам» жировать на природных ресурсах. Заодно за счет поступивших средств прирастет цена «Белтрансгаза». Найдутся тысячи желающих гарантированно конвертировать свои акции в суперликвидные газпромовские, влившись в третью по капитализации трансконтинентальную корпорацию.

Так что к недрам России можно «присосаться» не только при помощи буровых вышек, а зарабатывать не дивидендах и биржевых торгах. И не следует бояться, что россияне демонтируют газопровод. Если они утратят к нему интерес, то принадлежность оного Беларуси тем более их не остановит.

Такое развитие событий не должно смущать «Газпром», если его интересуют модернизация и прочие способы повышения эффективности использования трубопроводного транспорта на смежной суверенной территории. Негативная же реакция с его стороны подтвердит опасения мировой общественности насчет экспансионистских планов энергогиганта.
Добавить комментарий
Проверочный код