Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (536) 01 мая 2006 г. Визави

Как пить не дать

01.05.2006
Минск осушают

Марина ГУЛЯЕВА, Татьяна КАРЮХИНА

С остановок общественного транспорта Минска буквально за несколько дней исчезли холодильники с напитками компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия». Сегодня это единственный отечественный производитель, который обеспечивал столичные «остановочные комплексы» холодильным оборудованием на безвозмездной основе. Однако зампредгорисполкома Николаем Метлицким было потребовано «принять незамедлительные меры по приведению остановочных комплексов в первоначальное эстетическое состояние в соответствии с утвержденным проектом». Забота об утолении жажды потребителя в наступающий летний сезон объясняется тем, что индивидуальные предприниматели устанавливали холодильники «Кока-Кола» самовольно, «без согласования с горисполкомом, комитетом архитектуры и градостроительства». Что стоит за стремлением к эстетике столичных чиновников и у кого во рту уже пересохло от недостатка напитков белорусских производителей, корреспондентам «БелГазеты» разъяснили начальник отдела торговли и услуг Мингорисполкома Александр ЛУКАШЕВИЧ и исполнительный директор ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Александр ДЕНИСОВ.

Александр ЛУКАШЕВИЧ: «ПИТЬ НАДО КАК ПОЛОЖЕНО»

- В предварившем нашу беседу телефонном разговоре вы заявили, что обсуждать нечего, поскольку нет проблемы. Но ведь холодильников компании «Кока-Кола» на остановках тоже больше нет. Не правда ли?

- Обсуждать действительно нечего, потому что ничего не произошло. Нужно вернуться в начало истории вопроса. Когда-то у нас в городе было очень много подобных торговых точек, около 4 тыс. Из-за них город терял свой внешний вид, превращаясь во что-то азиатское - торгуют все кому не лень и чем попало. Но с 2000г. мы начали проводить серьезную работу, и то, что вы видите сейчас в Минске, - результат этой работы. Потом встал вопрос о содержании остановочных комплексов. Какими должны быть остановки? Самое важное, чтобы люди были в тепле, на их головы не лил дождь, а наличие киоска со всякими сопутствующими товарами вторично.

Компания «Кока-Кола» сработала гибко и эластично, установив по городу свои холодильники, передав их предпринимателям на безвозмездной основе. Но никаких разрешений и согласований с городскими властями, с комитетом архитектуры сделано не было. Привезли холодильный шкаф, поставили, как смогли подключили… И без всяких согласований. Так что мы просто попросили все субъекты хозяйствования на остановочных комплексах привести все в соответствие с проектом его размещения.

Это ведь очень серьезный, связанный с безопасностью людей вопрос. Кроме того, к нам обращаются другие производители безалкогольных напитков: «Дарида», Минский завод безалкогольных напитков - мы тоже их уважаем, как и «Кока-Колу»:«Установите и наши холодильники на остановках!»

- А кто им мешает это сделать?

- И мы им отвечаем: «Кто мешает?» Но остановка должна быть остановкой: если все производители сегодня захотят установить свои холодильники, остановка превратится во что? В объект торговли. Тогда как главная ее функция - быть остановочным комплексом с дополнительными услугами для граждан по приобретению необходимых товаров. Мы не против - но в соответствии с утвержденными проектами.

Департамент госинспекции труда Минтруда и соцзащиты, изучив этот вопрос, вынес вердикт: «С учетом выявленных нарушений и в целях обеспечения общественной безопасности установку и эксплуатацию холодильников на остановках общественного транспорта запретить».

- Это касается только «Кока-Колы»?

- А больше никто не устанавливал. «Кока-Кола» очень грамотно продвигает свои интересы на потребительском рынке. Но они ни с кем ничего практически не согласовывали. Согласование с архитекторами района - это не согласование. Они просто пришли в кабинет архитектора, нарисовали бумажку, и архитектор принял решение. Согласование - это немножко другое.

На остановочный комплекс должен быть разработан проект с обязательным согласованием. Мы встречались с представителями «Кока-Колы» и всё разъяснили. Такие же ответы получили другие производители. Все будут в равных условиях: и «Кока-Кола», и «Дарида», и Минский завод безалкогольных напитков. Все будут продавать свои напитки на остановочных комплексах, но в соответствии с утвержденными проектами. Никто ничего не запрещает - размещайте, устанавливайте, продавайте! Вообще эти киоски на остановках не для того, чтобы напоить людей прохладительными напитками, а для того, чтобы решить какой-то мелкий вопрос.

- Например, один из них - хочется пить...

- Пить надо как положено. А если ты пьешь на остановке, то, по санитарным нормам, это не совсем правильно. Как и не совсем правильно пить из бутылки в движущемся транспорте - с точки зрения безопасности и этикета.

- Почему вдруг вспомнили о нормах согласования установки холодильников - возникли проблемы?

- Слава богу, никто не пострадал, но пострадать может. Вот, к примеру, заключение ГАИ: «В результате проверки выявлены факты размещения холодильных установок, которые затрудняют движение пешеходов». Для нас главное, чтобы пешеходы нормально двигались, и чтобы, не дай бог, какой-нибудь неправильно проведенный кабель не упал на человека. Вы думаете, что все эти исследования - шуточки? Вы хотите, чтобы кого-то стукнуло током, и только потом мы начали принимать решения? Нет, мы должны смотреть дальше: если соответствующие органы обратили внимание на проблему, мы должны принимать решение.

- Может, стоило, прежде чем убирать холодильники и тем самым лишать потребителя в наступающий летний сезон возможности утолить жажду, обсудить варианты устранения обнаруженных недостатков?

- Мы уже все обсудили. Они все поняли и проводят соответствующую работу. А что касается потребителя, он ни в коем случае не будет ни на грамм обделен прохладительными напитками. Наша стационарная торговая сеть готова принять все холодильные шкафы и «Кока-Колы», и «Дариды» - всех и везде, где только возможно.

Но остановка - это остановка, транспорт есть транспорт, все это серьезные вещи. И одной нарисованной архитектором «штучки», показывающей, что здесь стоит холодильник, недостаточно. Согласуйте со всеми требованиями - санитарными, пожарными и т.д. Все должно быть как положено. А для этого они должны были прийти в местные органы власти и сказать: мы хотим на ваших остановках что-то поставить.

А из-за того, что убраны холодильники, пока ни одной жалобы от людей мы не получили. И жалоб не будет. А если будут - мы сразу отреагируем. Когда все проекты согласуются, соберем производителей и скажем: хотите торговать прохладительными напитками - на здоровье. Но в холодильнике должны быть и «Кока-Кола», и «Дарида», и напитки Минского завода безалкогольных напитков, и «Крынiцы».

- На каком основании одна компания должна предоставлять свои холодильники другим?

- На том основании, что люди должны пить то, что им хочется. Они не должны пить только «Кока-Колу», это же неправильно.

- Почему?

- Хорошо, объясните мне, почему это правильно.

- Проблему конкуренции каждый производитель должен решать самостоятельно.

- Нет, это уже наша проблема - органов управления торговли. Если мы предлагаем прохладительные напитки, то должны делать это в широком ассортименте. Люди должны иметь право выбора, а не пить только «Кока-Колу». Еще раз говорю - они очень грамотно себя повели. Но потом одумались другие производители: мы тоже хотим поставить! Логично? Логично! Но мы больше не можем поставить, даже если бы и хотели. Дальше у них возникает вопрос: а почему они могут? Любой производитель имеет право позвонить мне и сказать: «Почему вы лоббируете «Кока-Колу?» А я отвечаю: «Я никого не лоббирую!» - «Тогда чего вы там сидите? Они продают, а мы не можем?»

- Так кто мешал?!

- И мы то же самое говорим! Нам пишут запрос, мы объясняем, что нельзя, поскольку нужно выполнить ряд требований. Производитель говорит: мол, как так - им можно, а мне нельзя! Поэтому были приглашены представители «Кока-Колы» с вопросом: каким образом вы поставили холодильники? Они рассказали, что привезли предпринимателям свои холодильники и просто поставили. У нас есть вопросы к собственникам торговых объектов: почему они поставили холодильники без согласованного проекта? А к «Кока-Коле» у нас нет претензий. Это наша фирма, там работают наши люди, и разговоров о том, что это иностранная фирма и здесь она какие-то вещи делает, просто быть не может. Это одно из лучших предприятий по выпуску прохладительных напитков. Но мы никого не выделяем, все идут одной дорогой, в соответствии с установленными нормами. Когда человек покупает напиток, он должен знать и мы должны знать, что с ним будет все в порядке.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Лукашевич родился в Беларуси. Имеет два высших образования - техническое и экономическое. В органах госуправления работает более 18 лет, в течение пяти лет - в Мингорисполкоме.

Беседовала Марина ГУЛЯЕВА

Александр ДЕНИСОВ: «ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ПОТЕРЯЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ»

- Вас проинформировали о причинах начавшейся кампании по очистке остановок от холодильных шкафов?

- Напрямую - нет. Мы были проинформированы нашими заказчиками, которые владеют киосками на остановках, о том, что к ним поступило предписание убрать холодильники в крайне ограниченные сроки. Причина - холодильное оборудование не вписывается в архитектурный облик остановок.

- Холодильники «Кока-Кола» не первый год стоят на столичных остановках. У вас возникали ранее проблемы?

- Возникали единичные вопросы - передвинуть, заменить на новые или иного типа и т.п.. Там, где было необходимо согласование, мы в рабочем порядке всё улаживали с районными властями и получали разрешение на размещение своего оборудования.

- Согласовывались ли с городскими властями схемы установок холодильников?

- Там, где требовалось предварительное согласование с главными архитекторами районов, утверждались эскизы размещения холодильников на остановке. По условиям предоставления оборудования это должны были делать заказчики, и во многих случаях мы им помогали. Единого положения о том, каким образом можно или лучше всего устанавливать это оборудование, к сожалению, нет.

- Предприниматели, согласовавшие в свое время схемы размещения, тоже получили предписание убрать холодильники?

- Насколько мне известно, да. Сейчас активно сотрудничаем с Мингорисполкомом в поиске наиболее эффективного решения, чтобы в начале сезона потребитель не лишился возможности выпить охлажденный безалкогольный напиток.

- И каковы результаты?

- Компания готова участвовать в проектах по изменению дизайна остановок, поделиться своим опытом в установке холодильного оборудования. Нами предложено выработать концепцию по установке холодильного оборудования у киосков, единый стандарт. Это ведь интересно всем: во-первых, реально способствует повышению товарооборота в торговых организациях; во-вторых, предоставляя оборудование, мы стимулируем снижение торговой наценки, предлагая более приемлемую цену для населения; в-третьих, это просто удобно для потребителя, так же, как просто удобны киоски на остановках; в-четвертых, повышение товарооборота - это налоги в бюджет города и дополнительные рабочие места.

- В Мингорисполкоме говорят, что холодильники не отвечают нормам безопасности...

- По договору, в соответствии с которым мы предоставляем оборудование заказчикам, и требованиям к эксплуатации установить холодильник может либо сам владелец киоска на остановке (обязательно при условии соблюдения норм безопасности), либо наши специалисты, прошедшие спецподготовку. Качество установки холодильников - предмет постоянного контроля со стороны предприятия, и при наличии каких-либо отклонений меры принимаются незамедлительно.

- Начальник управления торговли ссылается на заключение ГАИ - холодильники затрудняют движение пешеходов.

- Я не получал таких сигналов. В случае каких-либо вопросов со стороны ГАИ расположение холодильного оборудования у киосков было бы изменено незамедлительно.

- Возможно, это политика протекционизма? Ведь «Кока-Кола» - единственная компания-владелец холодильников.

- Холодильное оборудование владельцам киосков на остановках на сегодня предоставляется многими отечественными и зарубежными производителями. Просто мы раньше начали предоставлять оборудование владельцам киосков - еще с 1996г. И до последних лет были единственными, кто это делал. Это часть маркетинговой стратегии компании, нашей политики по развитию удобной для потребителя сезонной и уличной торговли.

- На каких условиях вы предоставляете холодильные шкафы?

- Во временное безвозмездное пользование. И единственным условием является использование холодильника по назначению - для реализации безалкогольной продукции.

- Любой?

- Нет, только напитков, которые производит «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия».

- А если вам предложат реализовывать через холодильники напитки других производителей?

- Я за честную конкуренцию. Если одна компания инвестирует в ресурсы, а другая компания хочет с ней конкурировать в этой области, то она точно так же имеет право инвестировать в эти ресурсы. Например, предоставлять свои холодильники для своей продукции.

- Повлияют ли меры городских властей на увеличение реализации продукции ваших конкурентов?

- Не берусь сейчас делать прогнозы. Однако если на остановках исчезнут холодильники «Кока-Кола», но останется холодильное оборудование других поставщиков напитков, я буду вынужден задать себе вопрос: «Что же происходит на самом деле?»

- Как вы оцениваете урон, который понесла компания?

- Я пока не делал таких оценок. Уверен, что гораздо больше теряют потребитель-минчанин, владельцы киосков и бюджет города. Если снижается степень доступности безалкогольной продукции для потребителя, то снижается товарооборот киоска на остановке, а это потери для бюджета города и Минского района. С товарооборотом неразрывно связан и вопрос рабочих мест: владельцы киосков на остановках станут искать новые пути экономии на затратах.

- Сколько за годы работы на белорусском рынке «Кока-Кола» инвестировала в развитие холодильного оборудования?

- В Минске для предприятий торговли (я не говорю только лишь об остановочных киосках) мы предоставляем более 2 тыс. единиц современного холодильного оборудования различных типов с общим объемом инвестиций более $3 млн. Но мы инвестируем не только в развитие торговли. Предприятие - серьезный инвестор в инфраструктуру Минска. В частности, мы безвозмездно передали городу ранее построенную нами электрическую подстанцию в новом районе Лошица, в которую предприятие инвестировало более $2,5 млн. Для Минскводоканала предприятие передало в свое время комплект фильтров на сумму более DM1 млн. Каждое рабочее место на предприятии - а работают на нем только белорусские граждане - создает 10 рабочих мест для жителей Беларуси.

- Насколько развита сеть холодильных шкафов на городских остановках?

- Владельцам киосков на остановках предприятием предоставлено более сотни холодильников. Это большие инвестиции - каждый холодильник в зависимости от его модели стоит минимум $1 тыс. Плюс подготовка, поддержание его в порядке, обслуживание, обновление оборудования - серьезные инвестиции в сервис мирового уровня.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Денисов родился в 1965г. в Минске. В 1987г. окончил Минский радиотехнический институт по специальности «радиотехника», затем - аспирантуру МРТИ. Учился на факультете менеджмента Академии управления. Окончил Мидлсаксский университет в Великобритании и Московский государственный социальный университет. С 1987г. работал преподавателем в МРТИ, затем главным специалистом Минфина. С 1996г. в компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», где начинал как финансовый менеджер, затем работал замдиректора по работе с персоналом, внешним связям и правовым вопросам. Женат.

Беседовала Татьяна КАРЮХИНА
Добавить комментарий
Проверочный код