Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (536) 01 мая 2006 г. События. Оценки

Минобраз в поисках утраченных личностей

01.05.2006
«Воздействовать не только на детей, но и на семью»

Кирилл СПОТЫКОВИЧ

У подрастающего поколения скоро не останется шансов на то, чтобы занять неправильную гражданскую позицию. Над этим обещает усиленно поработать система образования.

В умах педагогов страны до сих пор хранятся грустные картинки белорусского «майданчика» с участием юных сторонников перемен. На прошлой неделе на открытии семинара «Студенческое самоуправление: опыт работы и перспективы межвузовского взаимодействия» замминистра образования Татьяна Ковалева призналась: «Мы обеспокоены тем, что ребята вышли на улицы, потому что это прокол нашей с вами работы как педагогов». Но в Минобразе верят, что такие проколы - всего лишь случайность. Об этой вере было заявлено 28 апреля в малом зале Дворца Республики, где состоялось торжественное закрытие республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года - 2006».

Нужную тональность мероприятию придала патриотичная песня в исполнении прошлогодней участницы конкурса «Евровидение», после чего со сцены зазвучали лестные отзывы о «незабываемой гражданской позиции участников конкурса». Лично министр образования Александр Радьков окинул взором финалистов и порадовался тому, что «это достойный подарок всей системе». Иначе ведь и быть не могло, потому что «конкурс проходит под патронажем президента нашей страны, и он с такой душевной теплотой и трепетом относится к участникам и самому конкурсу, понимая, что это учительство, это воспитание личности».

Под фанфары началась раздача слонов: вручались дипломы и звания, но публику в зале больше всего вдохновляли ценные подарки. «О-о-о! - какая-то женщина отреагировала на вручение цифрового фотоаппарата. - Неплохо, но телефон лучше». Между двумя десятками учителей справедливо распределили номинации и почетные регалии. Одним из наиболее счастливых выглядел учитель из города Слуцка Владислав Сорокин. Ему достался диплом «За использование информационных технологий». Публика восторженно хлопала, и мало кто обратил внимание на то, что внедрением информационных технологий в своей педагогической деятельности занимается учитель физкультуры. Было бы логично, если бы какого-нибудь учителя физики наградили за любовь к поэзии.

После того как стало известно имя победителя конкурса, все его участники зачитали проект этического кодекса педагога, который планируется принять на предстоящем съезде учителей. В педагогическом аналоге клятвы Гиппократа выделялись слова: «Учитель считает необходимым для себя осознавать достоинства своей личности и уметь видеть достоинства другого, принимать ребенка таким, какой он есть, оценивать поступок, а не личность». Эта фраза слегка резала слух в контексте недавних проколов Минобраза, но председатель жюри конкурса Галина Николаенко успокоила: «Учитель - это государственный человек, который работает в рамках государственных программ и нацелен на воспитание граждан нашей страны. Это и есть главная идеологическая роль учителя. Почему нужно оценивать поступки, а не личности? Представим себе элементарный случай на уроке. Педагог раздает тетради с контрольными работами. Один из учащихся получил более низкую отметку, чем другие. Для педагога существует два магистральных пути: первое - это сказать «Как ты учишься?», оценивая личность ученика, а второй вариант - оценить работу ученика и сказать, что в этот раз ученику не удалось сделать то, на что он способен».

Оставалось невыясненным, как все же оценивать упомянутые педагогические проколы - оценивать личности или поступки политически активных молодых людей с не слишком поощряемой государством гражданской позицией? На помощь корреспонденту «БелГазеты» пришел Виталий Дудко, учитель истории из Березино, которого наградили дипломом «За успехи в идеологическом воспитании подрастающего поколения»: «Идеологическая работа не должна быть навязываемой извне. Наши дети достаточно мудры на самом деле, чтобы самостоятельно анализировать информацию, если их научить, как это делается. Кто-то из детей, может быть, не усвоил какие-то ценности, кто-то - слишком ершист, но это особенности личности и судить за это человека нельзя. Надо воздействовать не только на детей, но и на семью». - «А может нужно не только воздействовать, но иногда и прислушиваться?» - «Согласен. Но кто возьмет на себя такую работу?» Представитель новой волны педагогов-идеологов смущенно улыбнулся и поспешил в зал, где уже начался праздничный концерт в честь наиболее достойных представителей нашей нерушимой образовательной системы.

…По окончании конкурса совместными усилиями был сформирован идеал современного педагога, на первом месте для которого стоят не профессиональные навыки, а «высокие гражданские качества». Среди верно идеологически и морально подкованных педагогов были даже специалисты по иностранным языкам, но какая-то женщина удивлялась: «Почему это, интересно, никто не выступал на родном языке, даже министр?» Зря она так резко… Ведь по мнению представителей нашей системы, не стоит оценивать личности - судите по поступкам. А личность, она в любом возрасте - либо есть, либо нет.
Добавить комментарий
Проверочный код