Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (536) 01 мая 2006 г. События. Оценки

«Мы сдаём свой внутренний рынок»

01.05.2006
 

Иван ДУБОВЕЙ

Почему-то все считают, что основную тяжесть текущего политического момента в Беларуси выносит на своих плечах МВД, в частности ОМОН. Не умаляя заслуг милиции, отметим, что нелегко приходится и МИДу, вынужденному на внешнем фронте отстаивать престиж державы, на внутреннем - потребительский рынок.

Гражданское мужество и отсутствие узковедомственного подхода к проблемам проявил 25 апреля министр иностранных дел Сергей Мартынов, выразив на заседании Совмина тревогу по поводу роста импорта в республику товаров, аналогичных производимым внутри РБ. До сих пор МИД исправно следовал в русле протекционистской политики правительства, инициируя антидемпинговые расследования и весьма результативно пробивая белорусской продукции дорогу на внешние рынки, в частности европейский.

Но видимо, протекционистская практика достала, раз министр решился рубануть сплеча, без политеса: «Мы сдаем свой внутренний рынок зарубежным конкурентам». Ценное признание было подкреплено цифрами: за I квартал 2006г. сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере $24,5 млн. По итогам же года сальдо внешней торговли товарами грозит составить минус $706,5 млн.

Мартынова не пугает рост энергетического импорта (46% общего объема импорта). В центре его внимания не энергетика, а импорт промтоваров. Министр пожелал узнать, для «каких нужд используется этот импорт». Варианта всего два: «Если для нового экспорта, для производства конкурентоспособной продукции - да, он нужен. Если же для увеличения складских запасов - надо серьезно эти вопросы пересмотреть».

Мартынов задался риторическим вопросом о причинах роста в 3 раза импорта чистящих и моющих средств, на 60% - обуви, в 14 раз - текстиля. До сих пор потребитель искал объяснение этого парадокса в соотношении «цена-качество» отечественных стиральных порошков, домашних тапочек и хлопчатобумажных маек. Министру хватило мужества поддержать эту точку зрения, назвав оглашенные показатели «признанием низкой конкурентной способности наших собственных товаров аналогичных категорий».

Далее дипломатическое ведомство выступило с предложением, рискующим ниспровергнуть основы нынешней экономической политики: всем ведомствам произвести анализ по каждому виду продукции с негативной динамикой и принять решение - «либо осознанно сворачивать производство таких товаров и направлять ресурсы на производство других, либо проработать механизм увеличения конкурентоспособности». Среди других рецептов МИД - крупносерийное и массовое (надо полагать, еще и легальное, лицензионное) производство «товаров с использованием известных брендов». Увенчала перечень инициатив идея маркировать сертификатами импортируемые непродовольственные товары - не слишком свежий, но заслуженно любимый хозяйственниками путь борьбы с импортом, так сказать, дань традиции.

Почти десятилетие протекционистского прессинга слабо отразилось на конкурентоспособности продукции большинства белорусских предприятий, действительно сдающих сейчас даже заботливо зарегулированный ради их же блага внутренний рынок. Судя по тому, что именно Мартынов первым публично озвучил несколько возможных путей решения проблемы, специалистами МИДа стоило бы усилить экономический блок нового кабинета Сергея Сидорского. А высвободившихся крепких хозяйственников можно перебросить на внешнеполитическое поприще, где, судя по всему, царит полное затишье.
Добавить комментарий
Проверочный код