Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№17 (536) 01 мая 2006 г. Личный вкус

Возрождение глазами детей

01.05.2006
 

Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Национальный академический театр им. Я. Коласа (Витебск). Cобытие: X Фестиваль школьных театров

Что это? Как один из важнейших культурных институтов любого общества, театр, для того чтобы оставаться востребованным и влиятельным, должен не только развлекать, но и образовывать, решать те или иные социальные проблемы. Любой американский театр, сколь бы коммерческим или арт-хаусным он ни был, имеет собственную образовательную или социальную программу. Одни работают с детьми младшего школьного возраста. Другие - с онкологическими больными. Третьи помогают бывшим преступникам пройти адаптацию в обществе.

Есть театры, которые предлагают образовательные программы для отдельных национальностей, городского и сельского населения, для разных профессий, возрастов, религиозных и политических убеждений. Всё это позволяет театрам не отрываться от действительности, в которой они живут, и лучше понимать то общество, ради которого они и работают.

В Беларуси театры в основном брезгуют заниматься чем-то, кроме как выпускать не всегда хорошие спектакли на абстрактные темы. Впрочем, есть и приятные исключения. Например, Национальный театр им. Якуба Коласа в Витебске. Этот театр всегда вёл себя не так, как другие белорусские театры: регулярно и много ездил на Запад, пригласил для работы американского менеджера и с его помощью совершил невероятное - гастроли в США, вот уже 10 лет патронирует и опекает фестиваль школьных театров, который ежегодно проходит на большой и малой сцене.

Все спектакли, представленные на фестивале, поставлены только по белорусской драматургии. Поcле просмотра в течение дня 14 школьных спектаклей стало ясно, что и у белорусского театра, и у белорусского народа есть будущее.

Спектакли. Все спектакли, представленные на фестивале, условно можно разделить на детские и взрослые. Первые - инфантильны, зачастую просто глуповаты, с никому не нужным пафосом познания абстрактных истин жизни не столько детей, сколько педагогов. «Ясь, Янина и королева Авария» по пьесе Георгия Марчука - страшненький и с литературной, и с эстетической точек зрения ликбез о правилах дорожного движения. «Лавка, клумба и фонарь» - абстрактное поэтическое сочинение, проникнутое просто невероятным для школьного возраста пафосом, где дети говорят с какой-то нечеловеческой мудростью банальные истины.

Гораздо интереснее оказалась другая часть фестивальной афиши - взрослая и актуальная. Стало очевидно, что в стенах школьных театров развивается сложный процесс национального возрождения. Мощные, смелые и бескомпромиссные спектакли по Владимиру Короткевичу, Ольге Ипатовой, Алексею Дудареву, проникнутые духом национальной гордости, свободы, стремлением противостоять угнетению через борьбу и собственное достоинство, и по тематике, и по качеству исполнения выгодно выделяются на фоне многих профессиональных театров, скованных рутиной и самоцензурой.

Особенно поразили зрителей и профессиональное жюри во главе с худруком Витебского театра Виталием Барковским два спектакля по текстам Короткевича «Мать Ветра» (СШ №37, Витебск) и «Паром на бурной реке» (СШ №4, Витебск). Оба спектакля посвящены борьбе белорусов за свободу и независимость. Если первый говорит об этом на уровне символа, поэтики и потрясающе экспрессивной пластики (чем-то напоминающей великолепного купаловского «Сымона-музыку»), то второй - образчик блестящего бытового театра. Они, в итоге, и стали фаворитами жюри.

Плюсы. Похоже, что именно школьники берут на себя ответственность за развитие национальной темы в белорусском театре. Если на уровне гостеатров далеко не каждый режиссёр готов ступить на минное поле национального вопроса, то детей и подростков, похоже, страхи взрослых не смущают.

Минусы. То, что делает Витебский национальный театр, должен делать каждый белорусский театр в своём городе.
Добавить комментарий
Проверочный код