Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№17 (536) 01 мая 2006 г. Личный вкус

Возрождение глазами детей

01.05.2006
 

Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Национальный академический театр им. Я. Коласа (Витебск). Cобытие: X Фестиваль школьных театров

Что это? Как один из важнейших культурных институтов любого общества, театр, для того чтобы оставаться востребованным и влиятельным, должен не только развлекать, но и образовывать, решать те или иные социальные проблемы. Любой американский театр, сколь бы коммерческим или арт-хаусным он ни был, имеет собственную образовательную или социальную программу. Одни работают с детьми младшего школьного возраста. Другие - с онкологическими больными. Третьи помогают бывшим преступникам пройти адаптацию в обществе.

Есть театры, которые предлагают образовательные программы для отдельных национальностей, городского и сельского населения, для разных профессий, возрастов, религиозных и политических убеждений. Всё это позволяет театрам не отрываться от действительности, в которой они живут, и лучше понимать то общество, ради которого они и работают.

В Беларуси театры в основном брезгуют заниматься чем-то, кроме как выпускать не всегда хорошие спектакли на абстрактные темы. Впрочем, есть и приятные исключения. Например, Национальный театр им. Якуба Коласа в Витебске. Этот театр всегда вёл себя не так, как другие белорусские театры: регулярно и много ездил на Запад, пригласил для работы американского менеджера и с его помощью совершил невероятное - гастроли в США, вот уже 10 лет патронирует и опекает фестиваль школьных театров, который ежегодно проходит на большой и малой сцене.

Все спектакли, представленные на фестивале, поставлены только по белорусской драматургии. Поcле просмотра в течение дня 14 школьных спектаклей стало ясно, что и у белорусского театра, и у белорусского народа есть будущее.

Спектакли. Все спектакли, представленные на фестивале, условно можно разделить на детские и взрослые. Первые - инфантильны, зачастую просто глуповаты, с никому не нужным пафосом познания абстрактных истин жизни не столько детей, сколько педагогов. «Ясь, Янина и королева Авария» по пьесе Георгия Марчука - страшненький и с литературной, и с эстетической точек зрения ликбез о правилах дорожного движения. «Лавка, клумба и фонарь» - абстрактное поэтическое сочинение, проникнутое просто невероятным для школьного возраста пафосом, где дети говорят с какой-то нечеловеческой мудростью банальные истины.

Гораздо интереснее оказалась другая часть фестивальной афиши - взрослая и актуальная. Стало очевидно, что в стенах школьных театров развивается сложный процесс национального возрождения. Мощные, смелые и бескомпромиссные спектакли по Владимиру Короткевичу, Ольге Ипатовой, Алексею Дудареву, проникнутые духом национальной гордости, свободы, стремлением противостоять угнетению через борьбу и собственное достоинство, и по тематике, и по качеству исполнения выгодно выделяются на фоне многих профессиональных театров, скованных рутиной и самоцензурой.

Особенно поразили зрителей и профессиональное жюри во главе с худруком Витебского театра Виталием Барковским два спектакля по текстам Короткевича «Мать Ветра» (СШ №37, Витебск) и «Паром на бурной реке» (СШ №4, Витебск). Оба спектакля посвящены борьбе белорусов за свободу и независимость. Если первый говорит об этом на уровне символа, поэтики и потрясающе экспрессивной пластики (чем-то напоминающей великолепного купаловского «Сымона-музыку»), то второй - образчик блестящего бытового театра. Они, в итоге, и стали фаворитами жюри.

Плюсы. Похоже, что именно школьники берут на себя ответственность за развитие национальной темы в белорусском театре. Если на уровне гостеатров далеко не каждый режиссёр готов ступить на минное поле национального вопроса, то детей и подростков, похоже, страхи взрослых не смущают.

Минусы. То, что делает Витебский национальный театр, должен делать каждый белорусский театр в своём городе.
Добавить комментарий
Проверочный код