Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (536) 01 мая 2006 г. Экономика

План по банкротству

01.05.2006
PR или реформа?

Ольга МИКША

В минувший вторник премьер Сергей Сидорский дал отмашку на активизацию банкротств убыточных предприятий: «Пора закрывать предприятия, которые не могут нормально работать». Новый поворот белорусской экономической политики может означать как очередной имиджевый шаг главы государства, так и истощение перспективных активов, которые стоило бы национализировать.

Заседание Совмина ознаменовалось рядом знаковых решений по сокращению убыточных предприятий. В частности, процесс передачи отстающих предприятий прибыльным вышел на более высокий уровень: вице-премьер Владимир Семашко заявил о ликвидации целого ведомства, концерна «Белместпром», и передаче подчиненных ему предприятий другим министерствам. «Думаю, что эта мера позволит уже к концу текущего года поправить ситуацию на предприятиях местной промышленности». Несмотря на то, что многие из них по своему профилю близки предприятиям «Беллегпрома» и «Беллесбумпрома», вхождение в состав последних вряд ли облегчит им жизнь. Как отметил Семашко, все три концерна не выполнили прогнозных показателей I квартала, а легпром вообще «идет на грани фола».

Правительство обратилось в администрацию президента с просьбой ускорить принятие указа о реструктуризации задолженности убыточных акционерных обществ. При этом уже не только материальная госпомощь, но и отсрочка платежей будет предоставляться при непременном условии передачи государству всего пакета частных акций. «Жесткое, но справедливое решение», - заметил Семашко. Впрочем, далеко не все убыточные предприятия настолько интересуют государство, чтобы давать им поблажки. Так, с учетом ожидаемого указа по ОАО, реструктуризация коснется только 423 предприятий из 2,7 тыс. убыточных. К остальным правительство намеревается присмотреться повнимательнее, и возможным исходом этого станет банкротство.

По данным Высшего хозяйственного суда, сейчас в состоянии санации и банкротства находятся более 16 тыс. предприятий, но при этом в 2005г. через процедуру банкротства прошло всего 17. «Чего вы ждете, где системный подход?» - спросил Сидорский замминистра экономики Мельникова и поручил представить перечень претензий к министерствам и ведомствам, доложить правительству и принимать конкретные меры. Вполне вероятно, что чиновники ждали отмашки от премьера, чтобы предложить те же меры, о необходимости которых давно говорили независимые эксперты.

Глава МИД Сергей Мартынов озвучил очевидное прямо на заседании правительства: «Если рост импорта легковых автомобилей объясним, то как объяснить рост в 3 раза чистящих и моющих средств, на 60% обуви, в 14 раз текстильной продукции?» В этой связи МИД предлагает всем министерствам и концернам по каждой позиции с негативной динамикой внешней торговли представить решение: «Либо осознанно сворачивать производство таких товаров и направлять ресурсы на производство других, либо проработать механизм увеличения конкурентоспособности».

ДОЛГОВАЯ ЯМА

Всего два месяца назад Совмин принял программу мероприятий по повышению эффективности работы отраслей экономики, имеющих убыточные предприятия. Основной ее акцент - досудебное оздоровление организаций, в рамках чего предусматривались реструктуризация задолженностей и присоединение должников к успешно действующим предприятиям. Если эти меры не срабатывают, тогда возбуждается дело об экономической несостоятельности. И только в том случае, если банкротство не приносит результата, ставится вопрос о ликвидации предприятия.

Эта программа словно бы завершила эксперименты предыдущих лет, когда оздоровление предприятий чаще всего проводилось через присоединение или национализацию. Два ярчайших тому примера - «Могилевтрансмаш», ставший филиалом МАЗа, и «Мотовело», вернувшийся в собственность государства.

Например, по оценке финансового директора ПО «БелавтоМАЗ» Виктора Калечица, для вывода могилевского завода из кризисной ситуации и достижения порога безубыточности потребуется около $15 млн. инвестиций в основной капитал и около Br40 млрд. - в оборотный. Для этого МАЗу пришлось внести существенные коррективы в принятый на 2005г. бизнес-план и «затянуть пояса». Чтобы не сорвать собственную программу техперевооружения автозавода, его собственник - государство - пошло на предоставление субсидии в размере в Br58,745 млрд.

«Мотовело», который к осени прошлого года практически встал, а потом вышел бастовать, предложили вернуть акции государству в обмен на долги и новые кредиты. В январе сделка состоялась, заводу простили долги на Br2,1 млрд. и дали взаймы Br18,3 млрд. под 3% и субсидию на техперевооружение на Br8,7 млрд. Результаты денежных вливаний не заставили себя долго ждать - помимо основного номенклатурного перечня продукции «Мотовело» занялся теперь выпуском картофелесажалок, а в дальнейшем планирует освоить производство картофелеуборочных комбайнов.

Еще одна испытанная технология по выводу предприятий из кризиса - предоставление им налоговых льгот. Ныне последними в очереди на отмену налогов встали обувные предприятия страны. Как уже сообщала «БелГазета», для них руководитель отраслевого концерна Эдуард Нарышкин просит отмены таможенных пошлин на ввоз оборудования и сырья, отсрочки уплаты НДС. Вице-премьер Семашко согласился с этими планами и предложил рассмотреть возможность отмены на пять лет налога в фонд поддержки сельхозпроизводителей - 2% оборота - для всех предприятий концернов «Беллегпром» и «Беллесбумпром».

PR ДЛЯ НАРОДА

В декабре 2004г. президент заявил, что настало время сокращать экономические преференции и ужесточать ответственность за невыполнение обязательств предприятиями, которым была предоставлена господдержка: «Пора заканчивать с льготами предприятиям. Любое решение об их поддержке будет обсуждаться самым тщательным образом», «приниматься как исключение, а не как правило… Мы договаривались, что этот год будет последним, когда мы даем какие-то льготы, преференции и поддерживаем отдельные предприятия в их производственной деятельности. Хозрасчетные предприятия должны работать, покупать материалы, производить товары, продавать их и тем самым не только обеспечивать свою производственную деятельность, воспроизводство, но и платить налоги».

Время показало, что покончить с льготами без изменения экономической политики государства невозможно. Причем правительство прекрасно знает «узкие места» в экономике: именно по этим позициям предоставляются адресные льготы - снижение налогов, таможенных пошлин, ставок по кредитам.

В этой связи решение об активизации банкротства безнадежно убыточных предприятий как рыночную меру оздоровления экономики можно только приветствовать. Возникающие при ее реализации сложности - сокращение рабочих мест, переход скрытой безработицы в явную и отсутствие частных инвесторов для покупки банкротов - вполне можно нивелировать правильно выбранным моментом: выборы успешно пройдены, электорат еще сильнее, чем раньше, поддерживает действия главы государства. Вот только годы наблюдений не позволяют поверить в то, что государство наконец осознало ухудшение конъюнктуры на рынках и решилось на реформы. Зато представить, как через несколько месяцев президент в очередной раз «выпорет» правительство за то, что оставили людей без работы, - очень легко.
Добавить комментарий
Проверочный код