Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№15 (534) 17 апреля 2006 г. Визави

Незакатанная в асфальт

17.04.2006
проблема дураков и дорог

Елена АНКУДО

Приходу весны не радуются только пессимисты и автомобилисты. Первых вообще трудно чем-либо обрадовать, а лица вторых нахмурены из-за главной весенней проблемы - испорченных за зиму автодорог. Когда колесо попадает в яму или трещину дорожного покрытия, тут же вспоминаешь, что в прошлом году такая же яма стала причиной ремонта подвески. Да и расположена она была на той же улице. Почему усилия дорожных служб и немалые деньги, которые ежегодно тратятся на ремонт, не приводят наши дороги в нормальное состояние? Закончится ли когда-нибудь этот беспрерывный ямочный ремонт, вызывающий одновременно ужас и удивление у иностранцев? На эти вопросы корреспонденту «БелГазеты» ответили начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Василий ЯКОВЛЕВ и владелец СТО, водитель с 12-летним стажем Григорий КАМЕНЮК.

Василий ЯКОВЛЕВ: «КАЧЕСТВО СТАЛО НАМНОГО ЛУЧШЕ»

- Сколько белорусских автодорог нуждается в ремонте?

- В стране 83 тыс. км автодорог общего пользования. Из них 15,5 тыс. - республиканские, по которым перевозится около 80% грузов и пассажиров; 67,5 тыс. км - длина местных автодорог. По протяженности дорог Беларусь находится на уровне передовых стран, а то, что наши дороги - лучшие в СНГ, отмечено даже президентом. И все же вопрос качества неоднозначен: 51% дорог общего пользования и почти 70% республиканских работают с просроченными межремонтными сроками. Их давно пора капитально ремонтировать, но недостаток финансирования позволяет лишь поддерживать необходимое состояние за счет текущего ремонта.

Подготовка дорог к летнему сезону идет хорошо, за исключением Могилевской области. Автодор этой области получил задание облисполкома начать подготовку дорог к «Дажынкам». В результате тратятся огромные деньги на вырубку деревьев на полосе отвода, которые никому не мешают. Уничтожается природа, зря растрачиваются деньги, которых у автодора не хватит для ремонта автодорог и на мероприятия по безопасности движения.

- Из приведенных вами цифр можно сделать вывод, что состояние республиканских дорог наименее сносное?

- Если не заниматься этими дорогами, то со временем они придут в еще худшее состояние. Ведь эксплуатируются республиканские дороги наиболее интенсивно, следовательно, и средств на них необходимо тратить куда больше, чем на местные. Мы стараемся поддерживать хорошее состояние за счет текущего ремонта, приводя в порядок верхние слои покрытия, и ямочного ремонта, которые вкупе и обеспечивают безопасность дорожного движения. При капремонте, проводимом, как правило, раз в 14-15 лет, а в отдельных случаях - раз в 6-8 лет, меняется вся дорожная «одежда». Дороги должны соответствовать современным требованиям; плохо, что сегодня только 20% республиканских дорог приспособлены к движению по ним машин с нагрузкой на ось в 11,5 т.

- Почему сроки текущего и капремонта пропускаются?

- Из-за недостатка финансирования. А если бы сроки выдерживались, денег на дальнейшие дорожные работы приходилось тратить в 2-3 раза меньше.

- Именно из-за недостатка денег рабочие занимаются ямочным ремонтом, вместо того чтобы поменять дорожное покрытие?

- Это вынужденная мера, к которой в странах ЕС прибегают редко. У них, едва появляется ямочность - сразу кладут новое покрытие.

- То, что ямочный ремонт приходится проводить каждый год, порой на одних и тех же участках дороги, - следствие некачественной работы дорожников или дешевых материалов?

- Прежде всего - недостатка денег. Ямочный ремонт не дает большого результата. Хотя после этой зимы дороги пострадали меньше, чем год назад, рабочие уже отремонтировали 88,9 тыс. кв. м дорог республиканского значения. Городскими дорогами занимаются горисполкомы, но у них та же беда, что и у нас, - нехватка средств.

- Почему качество покрытия МКАД, строительство которой осуществлялось под контролем президента и потребовало много сил и средств, явно невысокое?

- Интенсивность движения автотранспорта по МКАД в часы пик в два раза выше той, что была заложена в проект, - 60 тыс. автомобилей в сутки против 30 тыс. При такой эксплуатации ямы и трещины - неизбежные явления, и дело не в плохом качестве. Верхние слои покрытия должны были обновляться еще в минувшем году, но это не было сделано - опять-таки по причине нехватки средств.

- Довольны ли вы качеством материалов, которые используются при ремонте дорог?

- Нет, ни качеством, ни количеством. Нам не хватает мелких фракций щебня и битума, многие материалы не отвечают требованиям ГОСТа.

- А что скажете о качестве дорожной разметки?

- Из-за нехватки средств приходится гораздо чаще пользоваться простой разметочной краской, срок службы которой - полгода. Краску на основе горячего термопластика можно менять раз в 5 лет, холодного - раз в 3 года. Эта краска намного дороже, но мы ежегодно увеличиваем объем разметки термопластиком. Надеялись, что в этом году получим больше денег, и хорошей разметки станет больше. Не получилось - для выполнения программы возрождения села у нас взяли Br260 млрд. На эти деньги все дороги можно было покрыть пластиком.

- Довольны ли вы дорожной техникой?

- Поскольку в Беларуси такая техника практически не выпускается, мы вынуждены покупать ее на Украине, в России, Германии. Она дорогая, хотя оправдывает затраты. Поэтому, несмотря на финансовый голод, стараемся приобретать немецкие асфальтоукладчики, асфальтосмесители, укладочные катки. На сегодняшний день каждый дорожно-строительный трест имеет импортные смесители и укладчики.

- Поступают ли вам распоряжения закончить работы к определенному периоду или привести дороги в хороший вид к конкретной дате?

- Нет. Если погодные условия не позволяют, то определенные ремонтные действия выполнять нельзя, как бы сильно этого ни хотелось: все понимают, что в этом случае пропадут деньги.

- Отличается ли, на ваш взгляд, качество и объем работ десятилетней давности от современных?

- Качество стало намного лучше, на новую высоту поднялся и контроль - вместо визуальной рейки к нашим услугам лаборатории с лазерными установками. Но десять дет назад дороги ремонтировались реже, чем сейчас: поток машин был гораздо меньше. Сегодня автодороги изнашиваются быстрее, и объем ремонтных работ значительно увеличился.

- Иногда причиной ДТП становится плохое дорожное покрытие. Как часто сотрудники дорожных служб привлекаются к ответственности?

- Довольно редко - по 2-3 раза в год. А в прошлом году не было ни одного такого случая. Мы прикладываем все усилия, чтобы состояние дорог обеспечивало безопасность движения. Система организации работы позволяет содержать дороги в должном состоянии.

- Состояние покрытия президентской трассы, которая пролегает по пр-ту Победителей, лучше, чем у других городских дорог?

- Я часто езжу по пр-ту Победителей и могу сказать, что качество покрытия там действительно неплохое. Отмечу, что по просьбе Мингорисполкома на пр-те Победителей работали и наши организации, как и на некоторых других центральных улицах. Ведь наша техника позволяет выполнять более качественные работы.

СПРАВКА «БелГазеты». Василий Яковлев родился в 1943г. в Чечерском районе (Гомельская обл.). После окончания в 1966г. Гомельского дорожно-строительного техникума работал инженером в проектном институте «Белгипродор». В различное время - технолог, а затем председатель профкома Минского облдорстроя.; в 1973-77гг. - помощник министра дорожного строительства и эксплуатации автодорог БССР. С 1997г. - начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор».

Григорий КАМЕНЮК: «КАКОЕ КАЧЕСТВО, ЕСЛИ АСФАЛЬТ УКЛАДЫВАЮТ В ЛУЖУ?!»

- По дорогам каких стран вы ездили?

- Проехал всю Европу, кроме Финляндии. Много ездил по России, Украине, есть опыт вождения в Египте. Сидел за рулем самых разных машин - и легковых, и грузовых.

- Что человек с таким богатым опытом скажет о белорусских дорогах?

- А то, что у нас, как и в России, две проблемы - дураки и дороги. В странах ЕС нет показухи. Если местность или необходимость требуют узкой трассы, то она будет узкой. Но абсолютно все европейские дороги в отличном состоянии: к разметке, указателям, информационному обеспечению придраться невозможно. Фонари стоят там, где они нужны. А у нас по команде построили широкую магистраль, а о сервисе и разметке забыли.

- Что на наших дорогах прежде всего бросается в глаза водителю из Европы?

- Убогое информационное обеспечение. Точнее, по сравнению со странами ЕС, его у нас просто нет. Вы сможете прямо сейчас доехать, скажем, до Пинска, не глядя на карту? Думаю, что нет. Что тут говорить о приезжем, которому трудно даже на МКАД выехать: в столице редкие и непонятные указатели на кольцевую дорогу. В отличие от Беларуси в Германии надо быть полным идиотом, чтобы не попасть туда, куда тебе надо; эту страну я проезжал без карты, настолько там все просто и понятно.

Европейские трассы уже, а движение по ним намного интенсивнее. Если на европейской дороге обозначен, скажем, поворот, то он будет; любое ограничение скорости обосновано. Пробовал нарушать скоростной режим в Европе - больше 20 км/час прибавить было невозможно: опасно. Любое ограничение имеет обоснование. У нас другая история - превышение скоростного режима чревато ДТП из-за плохого покрытия. Я пробовал ехать по хорошей белорусской дороге 200 км/час, в результате едва не перевернулся. А все потому, что на плохом покрытии небольшой бугор высотой в 2 см воспринимается как наезд на бордюр. На хорошей трассе в Германии машина может достигнуть скорости 300 км/час - и с ней ничего не случится, а у нас на 100 км/час проблемы.

- Как вы объясните уверения «Белавтодора» в том, что качество наших дорог страдает именно из-за большого объема транспорта, как, к примеру, на МКАД?

- Где были спецы по статистике, под отчеты которых в строительство вложили миллиарды? Неужели трудно просчитать, сколько машин поедет по дороге через 10 лет? Со времени ремонта МКАД прошло два года, а дорога в отвратительном состоянии. Почему в Европе полная перенасыщенность дорог, машины едут одна за другой, а качество покрытия не падает?

- Дорожники ссылаются на нехватку средств. Если они получат требуемую сумму, качество покрытия улучшится?

- Нет. У нас все - от первого гвоздя до последней ленточки - сделано плохо: кто-то забыл песочка добавить, кто-то машину гравия украл. Так будет до тех пор, пока дороги не начнут строить частные фирмы. А пока остается кивать на интенсивность дорожного движения и нехватку материалов. Но каким будет качество, если асфальт укладывают прямо в лужу?!

- Как в таком случае относиться к словам сотрудников дорожных служб о том, что рабочие соблюдают технологию и не работают в дождь?

- Как к вранью, которое происходит на наших глазах: сегодня сделали дыры на дороге, завтра пошел дождь, а послезавтра привезли асфальт. Думаете, рабочие будут ждать, пока все просохнет?

- Опасно ли ездить по нашим дорогам?

- Да. Наибольшую опасность представляют необозначенные ремонтные работы. Вырезав яму, рабочие в конце смены ставят возле нее пилон и уходят домой. Пилон традиционно крадет какой-нибудь гражданин, а водитель попадает в больницу. В лучшем случае - на ремонт: у автомобиля отлетают колпаки, пробиты колеса, выходят из строя диски, страдает подвеска. Чем больше ям - тем чаще ремонты. Дольше всех автомобилей на наших дорогах служит внедорожник, рассчитанный на отсутствие дорог.

- Приходилось ли вам видеть ямочный ремонт в странах ЕС?

- То, что они делают, трудно назвать ямочным ремонтом. Они заделывают продольные трещины, вынимая весь слой покрытия (а его толщина - около полуметра), укладывая столько же нового асфальта. Ощущений от проезда по такому участку нет никаких - дорога ровная, видно только, что некоторые ее участки более светлого цвета.

- Как вы оцените качество дорожных работ и стройматериалов в Беларуси?

- В нашей стране покрытие вырезают ручными, а не бензиновыми срезами, асфальт выгружают из бочки. Правда, на укладке автострад работает иностранная техника, потому что своей, кроме трактора «Беларус», нет. А качества не добиваемся: сложной техникой управляет наш человек, который пришел на работу с перепоя. Он закладывает асфальт, в котором не хватает компонентов (их уже кто-то украл). Цепочка заканчивается на рабочем, который выходит в нетрезвом состоянии на работу и кладет асфальт как придется.

- Соответствуют ли действительности утверждения наших дорожников о том, что белорусские дороги - лучшие в странах СНГ?

- Может быть. Но если сравнить со странами Балтии, где трассы поуже и поскромнее, то по информационному наполнению мы с ними не поспорим. В наши дороги вкладывают много денег, но результат от этого небольшой.

- Но не будет же вы спорить, что некоторые трассы, скажем, на пр-те Победителей, - на европейском уровне?

- Если мне не изменяет память, еще лет 20 назад пр-т Победителей сделали из очень качественного асфальта. Такой же лежит при подъезде к президентской даче: ни ямочек, ни дырочек нет. А все потому, что дорога всегда была главной трассой города, по которой ездил правительственный кортеж - ведь дорога ведет в Дрозды.

Обратите внимание: на пр-те Победителей нет ни одного люка - в целях безопасности первых лиц. Между тем в Минске достаточно улиц, которые хочется объехать. Очень опасно на участке дороги от перекрестка ул. Сурганова - ул. Я.Коласа до пр-та Независимости. А возле военной части в районе завода шампанских вин никогда не еду быстрее 20 км/час, даже если я за рулем джипа.

СПРАВКа «БелГазеты». Григорий Каменюк родился в 1977г. в Минске. В 1997г. окончил Минский автомеханический техникум по специальности «конструктор автомобиля». Несколько лет зарабатывал, перегоняя машины из Европы. Владелец СТО. С 2004г. - ведущий телепрограммы «Автопанорама». Участник раллийных соревнований.

Добавить комментарий
Проверочный код