Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (534) 17 апреля 2006 г. Визави

Незакатанная в асфальт

17.04.2006
проблема дураков и дорог

Елена АНКУДО

Приходу весны не радуются только пессимисты и автомобилисты. Первых вообще трудно чем-либо обрадовать, а лица вторых нахмурены из-за главной весенней проблемы - испорченных за зиму автодорог. Когда колесо попадает в яму или трещину дорожного покрытия, тут же вспоминаешь, что в прошлом году такая же яма стала причиной ремонта подвески. Да и расположена она была на той же улице. Почему усилия дорожных служб и немалые деньги, которые ежегодно тратятся на ремонт, не приводят наши дороги в нормальное состояние? Закончится ли когда-нибудь этот беспрерывный ямочный ремонт, вызывающий одновременно ужас и удивление у иностранцев? На эти вопросы корреспонденту «БелГазеты» ответили начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Василий ЯКОВЛЕВ и владелец СТО, водитель с 12-летним стажем Григорий КАМЕНЮК.

Василий ЯКОВЛЕВ: «КАЧЕСТВО СТАЛО НАМНОГО ЛУЧШЕ»

- Сколько белорусских автодорог нуждается в ремонте?

- В стране 83 тыс. км автодорог общего пользования. Из них 15,5 тыс. - республиканские, по которым перевозится около 80% грузов и пассажиров; 67,5 тыс. км - длина местных автодорог. По протяженности дорог Беларусь находится на уровне передовых стран, а то, что наши дороги - лучшие в СНГ, отмечено даже президентом. И все же вопрос качества неоднозначен: 51% дорог общего пользования и почти 70% республиканских работают с просроченными межремонтными сроками. Их давно пора капитально ремонтировать, но недостаток финансирования позволяет лишь поддерживать необходимое состояние за счет текущего ремонта.

Подготовка дорог к летнему сезону идет хорошо, за исключением Могилевской области. Автодор этой области получил задание облисполкома начать подготовку дорог к «Дажынкам». В результате тратятся огромные деньги на вырубку деревьев на полосе отвода, которые никому не мешают. Уничтожается природа, зря растрачиваются деньги, которых у автодора не хватит для ремонта автодорог и на мероприятия по безопасности движения.

- Из приведенных вами цифр можно сделать вывод, что состояние республиканских дорог наименее сносное?

- Если не заниматься этими дорогами, то со временем они придут в еще худшее состояние. Ведь эксплуатируются республиканские дороги наиболее интенсивно, следовательно, и средств на них необходимо тратить куда больше, чем на местные. Мы стараемся поддерживать хорошее состояние за счет текущего ремонта, приводя в порядок верхние слои покрытия, и ямочного ремонта, которые вкупе и обеспечивают безопасность дорожного движения. При капремонте, проводимом, как правило, раз в 14-15 лет, а в отдельных случаях - раз в 6-8 лет, меняется вся дорожная «одежда». Дороги должны соответствовать современным требованиям; плохо, что сегодня только 20% республиканских дорог приспособлены к движению по ним машин с нагрузкой на ось в 11,5 т.

- Почему сроки текущего и капремонта пропускаются?

- Из-за недостатка финансирования. А если бы сроки выдерживались, денег на дальнейшие дорожные работы приходилось тратить в 2-3 раза меньше.

- Именно из-за недостатка денег рабочие занимаются ямочным ремонтом, вместо того чтобы поменять дорожное покрытие?

- Это вынужденная мера, к которой в странах ЕС прибегают редко. У них, едва появляется ямочность - сразу кладут новое покрытие.

- То, что ямочный ремонт приходится проводить каждый год, порой на одних и тех же участках дороги, - следствие некачественной работы дорожников или дешевых материалов?

- Прежде всего - недостатка денег. Ямочный ремонт не дает большого результата. Хотя после этой зимы дороги пострадали меньше, чем год назад, рабочие уже отремонтировали 88,9 тыс. кв. м дорог республиканского значения. Городскими дорогами занимаются горисполкомы, но у них та же беда, что и у нас, - нехватка средств.

- Почему качество покрытия МКАД, строительство которой осуществлялось под контролем президента и потребовало много сил и средств, явно невысокое?

- Интенсивность движения автотранспорта по МКАД в часы пик в два раза выше той, что была заложена в проект, - 60 тыс. автомобилей в сутки против 30 тыс. При такой эксплуатации ямы и трещины - неизбежные явления, и дело не в плохом качестве. Верхние слои покрытия должны были обновляться еще в минувшем году, но это не было сделано - опять-таки по причине нехватки средств.

- Довольны ли вы качеством материалов, которые используются при ремонте дорог?

- Нет, ни качеством, ни количеством. Нам не хватает мелких фракций щебня и битума, многие материалы не отвечают требованиям ГОСТа.

- А что скажете о качестве дорожной разметки?

- Из-за нехватки средств приходится гораздо чаще пользоваться простой разметочной краской, срок службы которой - полгода. Краску на основе горячего термопластика можно менять раз в 5 лет, холодного - раз в 3 года. Эта краска намного дороже, но мы ежегодно увеличиваем объем разметки термопластиком. Надеялись, что в этом году получим больше денег, и хорошей разметки станет больше. Не получилось - для выполнения программы возрождения села у нас взяли Br260 млрд. На эти деньги все дороги можно было покрыть пластиком.

- Довольны ли вы дорожной техникой?

- Поскольку в Беларуси такая техника практически не выпускается, мы вынуждены покупать ее на Украине, в России, Германии. Она дорогая, хотя оправдывает затраты. Поэтому, несмотря на финансовый голод, стараемся приобретать немецкие асфальтоукладчики, асфальтосмесители, укладочные катки. На сегодняшний день каждый дорожно-строительный трест имеет импортные смесители и укладчики.

- Поступают ли вам распоряжения закончить работы к определенному периоду или привести дороги в хороший вид к конкретной дате?

- Нет. Если погодные условия не позволяют, то определенные ремонтные действия выполнять нельзя, как бы сильно этого ни хотелось: все понимают, что в этом случае пропадут деньги.

- Отличается ли, на ваш взгляд, качество и объем работ десятилетней давности от современных?

- Качество стало намного лучше, на новую высоту поднялся и контроль - вместо визуальной рейки к нашим услугам лаборатории с лазерными установками. Но десять дет назад дороги ремонтировались реже, чем сейчас: поток машин был гораздо меньше. Сегодня автодороги изнашиваются быстрее, и объем ремонтных работ значительно увеличился.

- Иногда причиной ДТП становится плохое дорожное покрытие. Как часто сотрудники дорожных служб привлекаются к ответственности?

- Довольно редко - по 2-3 раза в год. А в прошлом году не было ни одного такого случая. Мы прикладываем все усилия, чтобы состояние дорог обеспечивало безопасность движения. Система организации работы позволяет содержать дороги в должном состоянии.

- Состояние покрытия президентской трассы, которая пролегает по пр-ту Победителей, лучше, чем у других городских дорог?

- Я часто езжу по пр-ту Победителей и могу сказать, что качество покрытия там действительно неплохое. Отмечу, что по просьбе Мингорисполкома на пр-те Победителей работали и наши организации, как и на некоторых других центральных улицах. Ведь наша техника позволяет выполнять более качественные работы.

СПРАВКА «БелГазеты». Василий Яковлев родился в 1943г. в Чечерском районе (Гомельская обл.). После окончания в 1966г. Гомельского дорожно-строительного техникума работал инженером в проектном институте «Белгипродор». В различное время - технолог, а затем председатель профкома Минского облдорстроя.; в 1973-77гг. - помощник министра дорожного строительства и эксплуатации автодорог БССР. С 1997г. - начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор».

Григорий КАМЕНЮК: «КАКОЕ КАЧЕСТВО, ЕСЛИ АСФАЛЬТ УКЛАДЫВАЮТ В ЛУЖУ?!»

- По дорогам каких стран вы ездили?

- Проехал всю Европу, кроме Финляндии. Много ездил по России, Украине, есть опыт вождения в Египте. Сидел за рулем самых разных машин - и легковых, и грузовых.

- Что человек с таким богатым опытом скажет о белорусских дорогах?

- А то, что у нас, как и в России, две проблемы - дураки и дороги. В странах ЕС нет показухи. Если местность или необходимость требуют узкой трассы, то она будет узкой. Но абсолютно все европейские дороги в отличном состоянии: к разметке, указателям, информационному обеспечению придраться невозможно. Фонари стоят там, где они нужны. А у нас по команде построили широкую магистраль, а о сервисе и разметке забыли.

- Что на наших дорогах прежде всего бросается в глаза водителю из Европы?

- Убогое информационное обеспечение. Точнее, по сравнению со странами ЕС, его у нас просто нет. Вы сможете прямо сейчас доехать, скажем, до Пинска, не глядя на карту? Думаю, что нет. Что тут говорить о приезжем, которому трудно даже на МКАД выехать: в столице редкие и непонятные указатели на кольцевую дорогу. В отличие от Беларуси в Германии надо быть полным идиотом, чтобы не попасть туда, куда тебе надо; эту страну я проезжал без карты, настолько там все просто и понятно.

Европейские трассы уже, а движение по ним намного интенсивнее. Если на европейской дороге обозначен, скажем, поворот, то он будет; любое ограничение скорости обосновано. Пробовал нарушать скоростной режим в Европе - больше 20 км/час прибавить было невозможно: опасно. Любое ограничение имеет обоснование. У нас другая история - превышение скоростного режима чревато ДТП из-за плохого покрытия. Я пробовал ехать по хорошей белорусской дороге 200 км/час, в результате едва не перевернулся. А все потому, что на плохом покрытии небольшой бугор высотой в 2 см воспринимается как наезд на бордюр. На хорошей трассе в Германии машина может достигнуть скорости 300 км/час - и с ней ничего не случится, а у нас на 100 км/час проблемы.

- Как вы объясните уверения «Белавтодора» в том, что качество наших дорог страдает именно из-за большого объема транспорта, как, к примеру, на МКАД?

- Где были спецы по статистике, под отчеты которых в строительство вложили миллиарды? Неужели трудно просчитать, сколько машин поедет по дороге через 10 лет? Со времени ремонта МКАД прошло два года, а дорога в отвратительном состоянии. Почему в Европе полная перенасыщенность дорог, машины едут одна за другой, а качество покрытия не падает?

- Дорожники ссылаются на нехватку средств. Если они получат требуемую сумму, качество покрытия улучшится?

- Нет. У нас все - от первого гвоздя до последней ленточки - сделано плохо: кто-то забыл песочка добавить, кто-то машину гравия украл. Так будет до тех пор, пока дороги не начнут строить частные фирмы. А пока остается кивать на интенсивность дорожного движения и нехватку материалов. Но каким будет качество, если асфальт укладывают прямо в лужу?!

- Как в таком случае относиться к словам сотрудников дорожных служб о том, что рабочие соблюдают технологию и не работают в дождь?

- Как к вранью, которое происходит на наших глазах: сегодня сделали дыры на дороге, завтра пошел дождь, а послезавтра привезли асфальт. Думаете, рабочие будут ждать, пока все просохнет?

- Опасно ли ездить по нашим дорогам?

- Да. Наибольшую опасность представляют необозначенные ремонтные работы. Вырезав яму, рабочие в конце смены ставят возле нее пилон и уходят домой. Пилон традиционно крадет какой-нибудь гражданин, а водитель попадает в больницу. В лучшем случае - на ремонт: у автомобиля отлетают колпаки, пробиты колеса, выходят из строя диски, страдает подвеска. Чем больше ям - тем чаще ремонты. Дольше всех автомобилей на наших дорогах служит внедорожник, рассчитанный на отсутствие дорог.

- Приходилось ли вам видеть ямочный ремонт в странах ЕС?

- То, что они делают, трудно назвать ямочным ремонтом. Они заделывают продольные трещины, вынимая весь слой покрытия (а его толщина - около полуметра), укладывая столько же нового асфальта. Ощущений от проезда по такому участку нет никаких - дорога ровная, видно только, что некоторые ее участки более светлого цвета.

- Как вы оцените качество дорожных работ и стройматериалов в Беларуси?

- В нашей стране покрытие вырезают ручными, а не бензиновыми срезами, асфальт выгружают из бочки. Правда, на укладке автострад работает иностранная техника, потому что своей, кроме трактора «Беларус», нет. А качества не добиваемся: сложной техникой управляет наш человек, который пришел на работу с перепоя. Он закладывает асфальт, в котором не хватает компонентов (их уже кто-то украл). Цепочка заканчивается на рабочем, который выходит в нетрезвом состоянии на работу и кладет асфальт как придется.

- Соответствуют ли действительности утверждения наших дорожников о том, что белорусские дороги - лучшие в странах СНГ?

- Может быть. Но если сравнить со странами Балтии, где трассы поуже и поскромнее, то по информационному наполнению мы с ними не поспорим. В наши дороги вкладывают много денег, но результат от этого небольшой.

- Но не будет же вы спорить, что некоторые трассы, скажем, на пр-те Победителей, - на европейском уровне?

- Если мне не изменяет память, еще лет 20 назад пр-т Победителей сделали из очень качественного асфальта. Такой же лежит при подъезде к президентской даче: ни ямочек, ни дырочек нет. А все потому, что дорога всегда была главной трассой города, по которой ездил правительственный кортеж - ведь дорога ведет в Дрозды.

Обратите внимание: на пр-те Победителей нет ни одного люка - в целях безопасности первых лиц. Между тем в Минске достаточно улиц, которые хочется объехать. Очень опасно на участке дороги от перекрестка ул. Сурганова - ул. Я.Коласа до пр-та Независимости. А возле военной части в районе завода шампанских вин никогда не еду быстрее 20 км/час, даже если я за рулем джипа.

СПРАВКа «БелГазеты». Григорий Каменюк родился в 1977г. в Минске. В 1997г. окончил Минский автомеханический техникум по специальности «конструктор автомобиля». Несколько лет зарабатывал, перегоняя машины из Европы. Владелец СТО. С 2004г. - ведущий телепрограммы «Автопанорама». Участник раллийных соревнований.

Добавить комментарий
Проверочный код