Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№15 (534) 17 апреля 2006 г. Тема недели

Не ждали?

17.04.2006
Президент назначил старого премьера новым

Сергей ЖБАНОВ

Глава Беларуси решил сохранить пост премьер-министра за Сергеем Сидорским и внес соответствующее предложение в ПП НС. Это самое веское доказательство того, что в республике все стабильно: и режиссура, и ведущие актеры. Но никакой интриги, поскольку утверждение заявленной кандидатуры в установленные законом две недели не вызывает даже робких сомнений.

Главное качество для исполнителя первой величины - это умение воплотить режиссерский замысел. И Сергей Сидорский в полной мере обладает означенным талантом. Сменив в 2003г. на премьерском посту Геннадия Новицкого, Сидорский быстро разобрался в обстановке и, отказавшись от разговоров о либерализации, перенес акцент на железную дисциплину централизованного администрирования.

В результате правильно выбранной тактики темпы экономического развития резко пошли в гору, удвоившись за 2004г., в то время как Новицкий только обещал увеличение в 5-7 раз «нагрузки на одну доярку». Макроэкономические показатели стали выполняться по всему перечню, а не 8 из 16.

Новый премьер выполнил и основное условие, выдвинутое при его назначении на должность Александром Лукашенко, - к концу 2005г. обеспечил трудящимся среднюю зарплату в размере $250. Для этого Сидорский нарисовал министерствам график роста зарплаты и стал строго контролировать его выполнение, а комбанкам настоятельно рекомендовал не отказывать трудовым коллективам в кредитах на зарплату. Так же по-военному была воплощена цивилизованная мечта предшественника Сергея Сидорского об «инвестиционном сдвиге в целях обеспечения расширенного воспроизводства», наблюдающемся при ежегодном приросте инвестиций в основной капитал в размере 22-23%.

Налоговый пресс при этом постоянно увеличивался - вопреки обещаниям Минфина. Но победителей не судят, тем более что статистически количество убыточных предприятий сократилось. Финансовые тылы национального экономического фронта правительство, ведомое Сидорским, укрепило простейшим образом - распихав отстающие колхозы и совхозы по балансам финансово благополучных организаций. В который уже раз премьеру пригодился опыт советских лет, когда каждый завод или НИИ независимо от специализации имел приусадебный участок, а в особо удачных случаях - и свиноферму.

Жаль, что подобным образом не удалось решить проблемы промышленности. Запасы готовой продукции так и выпирают в складские щели - никуда не спрячешь накопленное достояние республики. Но это мелочи по сравнению с тем, как проявил себя глава правительства в экстремальных политико-экономических ситуациях. Чтобы это понять, стоит вспомнить начало 2004г.

Год начинался ужасно: газовый конфликт с «Газпромом» и две жесткие резолюции ПАСЕ, пробудившие разговоры о надвигающихся экономических санкциях. Все было тревожно - почти как сегодня. Но правительство Сидорского устояло под напором «Газпрома» и почти добилось обещанного, сохранив пусть и не внутрироссийские, но самые низкие среди стран СНГ входные цены на газ.

Мирно разобрались и с Евросоюзом, ежегодно наращивая товарооборот под неутихающие разговоры о санкциях. И теперь Европе, привыкшей сочетать приятное с полезным, приходится созерцать белорусский экономический прогресс.

Первым о постсоветском экономическом прогрессе заговорил шведский экономист Андерс Ослунд, директор программы для России и Восточной Европы Фонда Карнеги. По его наблюдениям, сделанным еще в 2004г., у ряда стран СНГ оказалась более эффективная экономика, чем у новоиспеченных стран - членов ЕС. Тогда это прозвучало довольно неожиданно. Но пробуждение новых восточных экономических «тигров» Ослунд наивно объяснил началом работы рыночных реформ, а не наращиванием экспорта нефти и нефтепродуктов из некоторых бывших советских республик. Впрочем, ученому, живущему на Западе, это простительно.

Значительно хуже, если президент вверенной ему страны до сих пор пребывает в неведении, убеждая своих сограждан в том, что «у России мы покупаем нефть выше мировых (цен. - С.Ж.), так что за счет нефти не живем». Но для того и существуют «технические» премьеры вроде Сидорского, которые не спешат вводить главу государства в курс дела и не высовываются лишний раз на авансцену, будучи занятыми своим сермяжным делом. Рассчитывая на успех в экономике, глава правительства должен быть реалистом, не верящим ни в таинства белорусской модели, ни в скорый эффект от дорогих рыночных реформ.

Есть взыскательный заказчик, а Сидорский - дисциплинированный прораб, которому некогда сомневаться в выборе стратегии. Результаты его работы и сегодня выглядят очень привлекательно: прирост ВВП за I квартал 2006г. - почти 11%, а промышленное производство за этот период возросло на 13,5%, объем инвестиций в основной капитал подскочил на 36,2%. И премьер, как никто другой, заинтересован в сохранении тенденции роста. Для этого нужен пустяк - повторение успеха в переговорах с «Газпромом».

Иначе белорусскому правительству придется гордиться не самыми высокими темпами роста экономики в СНГ, а ограничиться чувством глубокого удовлетворения от восстановления объемов промпроизводства на уровне прошлого года. Именно это и произошло на Украине, где наши соседи лишний раз доказали: демократия и свобода - это роскошь с высокими эксплутационными расходами, которую не каждая бывшая советская республика может себе позволить. Для этого сначала надо построить «сильное и процветающее» государство.

Перед новым правительством Беларуси стоят куда более сложные задачи, чем в 2004г. Назревает новый широкомасштабный кризис в белорусско-российских отношениях. Россия извлекла полезный опыт из первого российско-белорусского конфликта и собирается не только отрегулировать экспортные цены на газ и нефть, но и закрыть все таможенные бреши в торговом обороте двух стран. Пока эти золотоносные жилы республиканского бюджета не иссякли, президент может оставаться в неведении, а премьер - нет.

Так что до конца года Сергею Сидорскому придется приложить максимум усилий, чтобы не иссякли подлинные источники силы и экономического расцвета республики.
Добавить комментарий
Проверочный код