Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Желтые розы и хризантемы корзина dostavka-byketov.ru.
№15 (534) 17 апреля 2006 г. Тема недели

Не ждали?

17.04.2006
Президент назначил старого премьера новым

Сергей ЖБАНОВ

Глава Беларуси решил сохранить пост премьер-министра за Сергеем Сидорским и внес соответствующее предложение в ПП НС. Это самое веское доказательство того, что в республике все стабильно: и режиссура, и ведущие актеры. Но никакой интриги, поскольку утверждение заявленной кандидатуры в установленные законом две недели не вызывает даже робких сомнений.

Главное качество для исполнителя первой величины - это умение воплотить режиссерский замысел. И Сергей Сидорский в полной мере обладает означенным талантом. Сменив в 2003г. на премьерском посту Геннадия Новицкого, Сидорский быстро разобрался в обстановке и, отказавшись от разговоров о либерализации, перенес акцент на железную дисциплину централизованного администрирования.

В результате правильно выбранной тактики темпы экономического развития резко пошли в гору, удвоившись за 2004г., в то время как Новицкий только обещал увеличение в 5-7 раз «нагрузки на одну доярку». Макроэкономические показатели стали выполняться по всему перечню, а не 8 из 16.

Новый премьер выполнил и основное условие, выдвинутое при его назначении на должность Александром Лукашенко, - к концу 2005г. обеспечил трудящимся среднюю зарплату в размере $250. Для этого Сидорский нарисовал министерствам график роста зарплаты и стал строго контролировать его выполнение, а комбанкам настоятельно рекомендовал не отказывать трудовым коллективам в кредитах на зарплату. Так же по-военному была воплощена цивилизованная мечта предшественника Сергея Сидорского об «инвестиционном сдвиге в целях обеспечения расширенного воспроизводства», наблюдающемся при ежегодном приросте инвестиций в основной капитал в размере 22-23%.

Налоговый пресс при этом постоянно увеличивался - вопреки обещаниям Минфина. Но победителей не судят, тем более что статистически количество убыточных предприятий сократилось. Финансовые тылы национального экономического фронта правительство, ведомое Сидорским, укрепило простейшим образом - распихав отстающие колхозы и совхозы по балансам финансово благополучных организаций. В который уже раз премьеру пригодился опыт советских лет, когда каждый завод или НИИ независимо от специализации имел приусадебный участок, а в особо удачных случаях - и свиноферму.

Жаль, что подобным образом не удалось решить проблемы промышленности. Запасы готовой продукции так и выпирают в складские щели - никуда не спрячешь накопленное достояние республики. Но это мелочи по сравнению с тем, как проявил себя глава правительства в экстремальных политико-экономических ситуациях. Чтобы это понять, стоит вспомнить начало 2004г.

Год начинался ужасно: газовый конфликт с «Газпромом» и две жесткие резолюции ПАСЕ, пробудившие разговоры о надвигающихся экономических санкциях. Все было тревожно - почти как сегодня. Но правительство Сидорского устояло под напором «Газпрома» и почти добилось обещанного, сохранив пусть и не внутрироссийские, но самые низкие среди стран СНГ входные цены на газ.

Мирно разобрались и с Евросоюзом, ежегодно наращивая товарооборот под неутихающие разговоры о санкциях. И теперь Европе, привыкшей сочетать приятное с полезным, приходится созерцать белорусский экономический прогресс.

Первым о постсоветском экономическом прогрессе заговорил шведский экономист Андерс Ослунд, директор программы для России и Восточной Европы Фонда Карнеги. По его наблюдениям, сделанным еще в 2004г., у ряда стран СНГ оказалась более эффективная экономика, чем у новоиспеченных стран - членов ЕС. Тогда это прозвучало довольно неожиданно. Но пробуждение новых восточных экономических «тигров» Ослунд наивно объяснил началом работы рыночных реформ, а не наращиванием экспорта нефти и нефтепродуктов из некоторых бывших советских республик. Впрочем, ученому, живущему на Западе, это простительно.

Значительно хуже, если президент вверенной ему страны до сих пор пребывает в неведении, убеждая своих сограждан в том, что «у России мы покупаем нефть выше мировых (цен. - С.Ж.), так что за счет нефти не живем». Но для того и существуют «технические» премьеры вроде Сидорского, которые не спешат вводить главу государства в курс дела и не высовываются лишний раз на авансцену, будучи занятыми своим сермяжным делом. Рассчитывая на успех в экономике, глава правительства должен быть реалистом, не верящим ни в таинства белорусской модели, ни в скорый эффект от дорогих рыночных реформ.

Есть взыскательный заказчик, а Сидорский - дисциплинированный прораб, которому некогда сомневаться в выборе стратегии. Результаты его работы и сегодня выглядят очень привлекательно: прирост ВВП за I квартал 2006г. - почти 11%, а промышленное производство за этот период возросло на 13,5%, объем инвестиций в основной капитал подскочил на 36,2%. И премьер, как никто другой, заинтересован в сохранении тенденции роста. Для этого нужен пустяк - повторение успеха в переговорах с «Газпромом».

Иначе белорусскому правительству придется гордиться не самыми высокими темпами роста экономики в СНГ, а ограничиться чувством глубокого удовлетворения от восстановления объемов промпроизводства на уровне прошлого года. Именно это и произошло на Украине, где наши соседи лишний раз доказали: демократия и свобода - это роскошь с высокими эксплутационными расходами, которую не каждая бывшая советская республика может себе позволить. Для этого сначала надо построить «сильное и процветающее» государство.

Перед новым правительством Беларуси стоят куда более сложные задачи, чем в 2004г. Назревает новый широкомасштабный кризис в белорусско-российских отношениях. Россия извлекла полезный опыт из первого российско-белорусского конфликта и собирается не только отрегулировать экспортные цены на газ и нефть, но и закрыть все таможенные бреши в торговом обороте двух стран. Пока эти золотоносные жилы республиканского бюджета не иссякли, президент может оставаться в неведении, а премьер - нет.

Так что до конца года Сергею Сидорскому придется приложить максимум усилий, чтобы не иссякли подлинные источники силы и экономического расцвета республики.
Добавить комментарий
Проверочный код