Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№15 (534) 17 апреля 2006 г. Экономика

«Не надо жаловаться!»

17.04.2006
 

Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе прошла международная специализированная выставка «Бистро. Пиво. Вина и напитки». Несмотря на то, что это едва ли не единственная выставка, которая 15 лет собирает отечественных пивоваров и производителей смежных отраслей, традиционные участники «Бистро», которых становится все меньше, отметили невысокий интерес к ней как со стороны экспонентов, так и участников рынка. Это закономерно: игроки уже известны, теперь каждый должен определить свою долю рынка.

Завершившие и завершающие в нынешнем году реконструкцию крупнейшие пивзаводы планируют серьезно прирасти в объемах. Около 7 млн. дал намерена сделать пивоваренная компания «Сябар» (Бобруйск) - и занять 2-е место после «Крынiцы». Самый крупный игрок рынка в прошлом году произвел 13,7 млн. дал, а в этом году увеличивает объемы еще на 8-9%. О реальности амбициозных планов «Сябра» заявляют первые лица компании, не подвергают их сомнению и конкуренты. Правда, эти большие пивные надежды, подтверждаемые ежемесячно растущими объемами производства, несколько омрачили итоги профессиональной международной дегустации, прошедшей на выставке «Бистро. Пиво. Вина и напитки». По информации «БелГазеты», торговые марки Бобруйского пивзавода получили далеко не первые места, а некоторые даже оказались в «хвосте».

В два раза уменьшает линейку своей продукции Лидский пивзавод. В нынешнем году предприятие планирует увеличить объем производства с 3,5 до 4 млн. дал при проектной мощности в 6,5 млн. На 10-20% собирается вырасти «Речицапиво». Буквально на днях завод разлил пиво в новую для отечественного рынка тару - ПЭТ-бутылку, особенность которой заключается в непропускании кислорода, что сказывается на сохранности свойств пива. «Крынiца» 24 апреля запускает лицензионный бренд немецкой компании «Кальтенберг». В беседе с обозревателем «БелГазеты» гендиректор «Крынiцы» Григорий Петкевич подчеркнул важность этого события для завода. Также гендиректор «Крынiцы» посоветовал недобросовестным импортерам не путаться в определениях «ограничение» и «упорядочение» и не путать других.

- Если бы в нынешнем году был отменен запрет на импорт пивоваренного ячменя и солода, какой бы выбор сделала «Крынiца», учитывая запуск лицензионного пива?

- Мы бы и дальше развивали собственную сырьевую зону.

- Белорусский пивоваренный ячмень настолько качественный, что вполне конкурентоспособен в сравнении с импортным?

-Вопрос изначально поставлен неправильно. Во-первых, у меня другие подходы - в производстве и в жизни. Во-вторых, правительством созданы очень серьезные предпосылки, чтобы наш продукт был качественным - любой продукт, в т.ч. и ячмень. И наше предприятие нацелено именно на это. Экономика показывает, что такой продукт всегда будет дешевле, его себестоимость будет ниже. Да, есть проблемы с агротехнологиями, но мы этому учимся. И у нас результат будет не хуже, чем в Литве. Там точно такая же земля и такие же люди, даже, может быть, у нас люди более инициативные.

- Ваш оптимизм не поддерживает известная пивоваренная компания Heineken, которая отказалась от производства своих брендов на белорусских заводах из-за отсутствия качественного сырья.

- ПредставителиHeineken были на«Крынiце» и таких заявлений не делали, во всяком случае при мне. Если быть точным, это комментарии не самой компании, а представителей пивзаводов, с которыми они встречались. Чтобы делать такие заявления, нужно провести серьезный анализ, а компания совершила, если можно так сказать, просто обзорную экскурсию по стране. Да, действительно, основная масса пивоваренного ячменя не соответствует необходимым стандартам. Но у «Крынiцы» есть сырье, качество которого устроило наших немецких партнеров, и в самом ближайшем будущем мы сможем предложить потребителю сверхэксклюзивное баварское пиво одного из лучших и старейших производителей Германии «Кальтенберг». Мы гордимся тем, что спустя полтора года переговоров именно нас этот завод выбрал как предприятие, выпускающее продукт, соответствующий его представлениям о качестве.

Понятно, что пиво такого класса будет выпускаться в небольшом количестве: «Кальтенберг» пришел к нам не для того, чтобы превратить «Крынiцу» в «Кальтенберг». Наше пиво востребовано, о чем говорит занимаемая нами доля рынка - практически половина. И, к слову, мы не собираемся повышать цену в этом году: конкуренция между собственными производителями очень высока, по-прежнему очень много российского пива - рынок открыт настолько, что я не знаю, о каких ограничениях может идти речь…

- Импортеры жалуются на склады временного хранения…

- Они всегда будут на что-нибудь жаловаться! Я же не жалуюсь на то, что нам трудно продавать наше пиво в Россию, но мы же продаем! Надо работать, а не жаловаться! А что касается складов, да, такова процедура ввоза, но это не ограничение. Проедь ты через эти склады и езжай дальше - никто тебя не ограничивает!

- Какова, на ваш взгляд, доля импортного пива на рынке?

- По разным оценкам, она достигает 15-18%, хотя это ненормально: во всем мире доля импортного пива не превышает 3-5%. И я не понимаю, когда говорят о каких-то «ограничительных мерах», рассуждая, например, об идентификационных знаках - какое же это ограничение? Это упорядочение ввоза, это контроль за легальностью оборота продукции. Не надо путать упорядочение и ограничение, как это делают недобросовестные импортеры.

- В каких мерах поддержки нуждаются сегодня отечественные пивовары?

- Думаю, что они нам не нужны: белорусские пивовары сегодня выпускают качественный конкурентоспособный продукт. Другое дело, что, на мой взгляд, чрезмерно муссируется тема т.н. «пивного алкоголизма», которая мешает производителям.

- С какими показателями завод встречает сезон?

- За три месяца мы сделали 3,2 млн. дал, или 126% к аналогичному периоду прошлого года. В 2005г. мы произвели 13,7 млн. дал, и в нынешнем году одна из основных задач завода - закрепить свою долю рынка. Если за два последних года мы выросли практически в два раза, то в этом году планируем увеличение объемов не более чем на 8-9%, или до 14,5-14,8 млн. дал.

- Какие цели ставит предприятие, собираясь объединиться с Полоцким пивзаводом?

-
Во-первых, в нынешнем году мы практически полностью освоим имеющиеся у нас мощности - 15 млн. дал. Перед «Крынiцей» встает естественный вопрос о дальнейшем развитии. Поэтому мы обсуждаем вопрос слияния двух предприятий в одно с филиалом в Полоцке. Во-вторых, нам интерес этот регион, потому что самые крупные объемы реализации у нас в Витебской области, и, чтобы сохранить их, мы должны присутствовать там и как продавцы, и как производители. Сегодня Полоцкий пивзавод выпускает около 600 тыс. дал, мы планируем увеличить мощности до 2 млн.

- Каких инвестиций требует переоснащение Полоцкого пивзавода?

- Примерно $3 млн. Бизнес-план уже разработан и утвержден решением собраний акционеров двух предприятий. И мы полагаем, что получим кредитные ресурсы для этого проекта.

- Существование небольших заводов на белорусском пивном рынке бесперспективно?

-
На мой взгляд, пока да. Учитывая, что культура потребления пива находится в процессе становления, нет серьезных традиций потребления своего регионального пива, поэтому сегодня развивать заводы мощностью меньше 5 млн. дал бесперспективно.

- А как же «Двинский бровар» с его планируемыми в этом году 2 млн. дал и проектом строительства собственного пивзавода мощностью 4 млн. дал Ивановским солодовенным заводом?

- Что касается «Двинского бровара», то можно говорить о большом риске его менеджмента и капитала. И я не поддерживаю идею строительства пивзавода Ивановским солодовенным заводом. Есть цифры, от которых не уйти: минимальная эффективность пивоваренного предприятия начинается с 5 млн. дал. Меньше - уже проблемы.

- Насколько успешно «Крынiца» погашает существующие кредитные обязательства?

- 2004г. был очень тяжелым для нас, это было что-то невероятное… Кредиторская задолженность предприятия по-прежнему высокая, около Br90 млрд. Но сегодня все сбалансировалось, мы возвращаем долги строго по графику и не допускаем просрочек. Мы смогли доказать необходимость отсрочки возвращения бюджетного займа и инвестиционного кредита. Когда обосновываешь реальную необходимость какого-либо действия и, самое главное, тебя понимают, тогда есть результат.
Добавить комментарий
Проверочный код