Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№13 (532) 03 апреля 2006 г. Тема недели

На платформе не стоять

03.04.2006
Бизнес ищет приятного во всех отношениях партнера

Константин ФИРСОВ

27 марта Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПР) отпраздновал 20-летие предпринимательства в Беларуси. В 1986г. власти СССР на фоне расширяющегося экономического кризиса дали людям право создавать кооперативы. «Дай им палец - они руку откусят» - это про первых кооператоров и спекулянтов. Белорусский же бизнес, вдохнув воздух свободы, погрузился в агрессивный социализм. Однако сегодня его положение не кажется совсем безнадежным, о чем свидетельствует презентация первой в истории страны Национальной платформы бизнеса.

ПОМЯНЕМ

В феврале 1992г. прошла I Ассамблея деловых кругов Беларуси. Тогда молодой предпринимательский класс констатировал: «Неконструктивные и непоследовательные действия политиков ведут нас в бездну: разбалансированы системы денежного и товарного обращения, набирают темпы спад и свертывание производства, началась гиперинфляция ». Во встрече участвовали 26 представителей банков, 38 биржевиков, 28 делегатов деловых союзов и ассоциаций и около 100 представителя малого и среднего бизнеса, 43 народных депутата, 31 работник облисполкомов и райсоветов, представители 22 министерств. Форум освещали 50 газет и журналов, радио и ТВ.

На Ассамблею прибыл премьер Вячеслав Кебич, под гром аплодисментов объявивший о мерах правительства по исправлению налоговой системы и созданию основ рыночной экономики.

Тогда предприниматели не вняли призывам многих депутатов быть более решительными. Зампред оргкомитета Скворчевский выразил мнение большинства: «Мне, в отличие от пролетариата, есть что терять, и я не стану рисковать собственностью без страхового обеспечения и гарантий ». Они не рискнули, не создали механизмов цивилизованной защиты интересов бизнес-сообщества - и проиграли.

В то время Верховный Совет блокировал рыночные реформы, отстаивая плановую экономику. Предприниматели опасались политизации, предпочитая выстраивать отношения с кабинетом министров. Через два года, когда в стране появился первый президент, пришло время расплаты за отсутствие консолидации бизнеса и связей с гражданским обществом. Началась эпоха стагнации частного предпринимательства и расцвета номенклатурного бизнеса. Беларусь быстро построила олигархический социализм. Казавшиеся непомерными налоги начала 90-х в начале 2000-х выглядят разгулом либерализма. Регулирование бизнеса, против которого протестовали предприниматели на I Ассамблее деловых кругов, сегодня смотрится как радикальная либерализация.

ПРОВАЛ ЛОББИЗМА

Сравнение качества деловой среды на заре предпринимательства в РБ и сегодня позволяет сделать вывод о том, что государство в одну калитку обыграло бизнес. Налоговое, торговое, таможенное законодательство стало гораздо хуже. Права собственности - нередко формальность. Бизнес жестко регулируется на стадии производства и продажи, а вместо консолидации лидеры бизнес-ассоциаций выясняют, кто важнее и ближе к власти.

Вместо защиты интересов всего бизнеса, разработки одинаковых правил игры в сфере торговли, рынка труда, финансов, налогов, регистрации, лицензирования или сертификации разномастные ассоциации занялись грубым лоббизмом в кулуарах власти.

Связь с парламентом превратилась в формальность - статус ПП НС хорошо известен. Совмин и облисполкомы - только ретрансляторы принятых решений. Поскольку администрация президента не нуждается в трансляции своей политики через деловые союзы, а последние не нашли с ней общего языка в плане реформ бизнес-климата, продвижение и защита интересов предпринимательства, по сути, заблокированы. Придворные же бизнесмены, занявшие место лоббистов образца 1992-94гг., не нуждаются в помощи союзов.

ШЕСТИГЛАВАЯ ПЛАТФОРМА

МССПР первым решил отказаться от политики лоббизма и предложил деловому сообществу консолидацию с независимым экспертным сообществом - АЦ «Стратегия» и Институтом приватизации и менеджмента. В итоге - после опроса более тысячи предпринимателей и МСБ, консультаций с юристами и экономистами - создана Национальная платформа бизнеса Беларуси.

Первый блок платформы посвящен защите прав собственности. Бизнес считает важным для развития страны отмену института «золотой акции», ответственность за введение нормативных актов задним числом и пересмотр существующей системы штрафов и наказаний.

Второй блок платформы посвящен налогам - переход на единые ставки НДС и налога на прибыль юрлиц в 15%, отмена особых налоговых режимов и льгот для любых секторов и предприятий, создание электронной системы предоставления налоговой отчетности и пересмотр принципов предоставления патента для микробизнеса и ИП.

Третий блок - о лицензировании и выдаче разрешений. Партнерство бизнеса и власти невозможно без отмены лицензирования розничной торговли и других видов коммерческой деятельности, непосредственно не угрожающих жизни и здоровью граждан или окружающей среде. Сокращение перечня документов, необходимых для получения лицензий и разрешений, а также увеличение срока действий лицензий, - важные элементы реформ части бизнес-климата.

Четвертый блок платформы посвящен проверкам, штрафам и наказаниям. Бизнес настаивает на введении лимита на размер штрафа с предприятия или предпринимателя, а также на введении четкой законодательной процедуры оценки и возмещения контролирующими органами ущерба, нанесенного коммерческой организации.

Пятый блок платформы ратует за реформу процедуры регистрации и ликвидации. Предприниматели предлагают перейти на уведомительный принцип регистрации, реализацию полноценного принципа регистрации в одном окне. Плюс отмена требования о включении в учредительные документы названий видов деятельности, ликвидация нормы о минимальном уставном фонде при регистрации предприятия, ведение института приоритетного кредитора и др.

Наконец, бизнес требует от власти доступа к информации и открытости: законы, постановления, резолюции всех органов власти должны быть доступны в Интернете. Платформа указывает на необходимость введения законодательной нормы о публикации балансов всех органов госуправления, ежегодного аудита всех госструктур, а также открытия кредитного реестра о заемщиках.

После президентских выборов в стране складывается весьма любопытная ситуация. Верховная власть декларирует необходимость партнерства с бизнесом. Экономическая ситуация в стране пока не сильно подталкивает к интенсификации такого диалога, но власти, похоже, все четче начинает осознавать: «Тот, кто не создает и не поддерживает свой национальный бизнес, будет кормить бизнес иностранный».
Добавить комментарий
Проверочный код