Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (532) 03 апреля 2006 г. Тема недели

На платформе не стоять

03.04.2006
Бизнес ищет приятного во всех отношениях партнера

Константин ФИРСОВ

27 марта Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПР) отпраздновал 20-летие предпринимательства в Беларуси. В 1986г. власти СССР на фоне расширяющегося экономического кризиса дали людям право создавать кооперативы. «Дай им палец - они руку откусят» - это про первых кооператоров и спекулянтов. Белорусский же бизнес, вдохнув воздух свободы, погрузился в агрессивный социализм. Однако сегодня его положение не кажется совсем безнадежным, о чем свидетельствует презентация первой в истории страны Национальной платформы бизнеса.

ПОМЯНЕМ

В феврале 1992г. прошла I Ассамблея деловых кругов Беларуси. Тогда молодой предпринимательский класс констатировал: «Неконструктивные и непоследовательные действия политиков ведут нас в бездну: разбалансированы системы денежного и товарного обращения, набирают темпы спад и свертывание производства, началась гиперинфляция ». Во встрече участвовали 26 представителей банков, 38 биржевиков, 28 делегатов деловых союзов и ассоциаций и около 100 представителя малого и среднего бизнеса, 43 народных депутата, 31 работник облисполкомов и райсоветов, представители 22 министерств. Форум освещали 50 газет и журналов, радио и ТВ.

На Ассамблею прибыл премьер Вячеслав Кебич, под гром аплодисментов объявивший о мерах правительства по исправлению налоговой системы и созданию основ рыночной экономики.

Тогда предприниматели не вняли призывам многих депутатов быть более решительными. Зампред оргкомитета Скворчевский выразил мнение большинства: «Мне, в отличие от пролетариата, есть что терять, и я не стану рисковать собственностью без страхового обеспечения и гарантий ». Они не рискнули, не создали механизмов цивилизованной защиты интересов бизнес-сообщества - и проиграли.

В то время Верховный Совет блокировал рыночные реформы, отстаивая плановую экономику. Предприниматели опасались политизации, предпочитая выстраивать отношения с кабинетом министров. Через два года, когда в стране появился первый президент, пришло время расплаты за отсутствие консолидации бизнеса и связей с гражданским обществом. Началась эпоха стагнации частного предпринимательства и расцвета номенклатурного бизнеса. Беларусь быстро построила олигархический социализм. Казавшиеся непомерными налоги начала 90-х в начале 2000-х выглядят разгулом либерализма. Регулирование бизнеса, против которого протестовали предприниматели на I Ассамблее деловых кругов, сегодня смотрится как радикальная либерализация.

ПРОВАЛ ЛОББИЗМА

Сравнение качества деловой среды на заре предпринимательства в РБ и сегодня позволяет сделать вывод о том, что государство в одну калитку обыграло бизнес. Налоговое, торговое, таможенное законодательство стало гораздо хуже. Права собственности - нередко формальность. Бизнес жестко регулируется на стадии производства и продажи, а вместо консолидации лидеры бизнес-ассоциаций выясняют, кто важнее и ближе к власти.

Вместо защиты интересов всего бизнеса, разработки одинаковых правил игры в сфере торговли, рынка труда, финансов, налогов, регистрации, лицензирования или сертификации разномастные ассоциации занялись грубым лоббизмом в кулуарах власти.

Связь с парламентом превратилась в формальность - статус ПП НС хорошо известен. Совмин и облисполкомы - только ретрансляторы принятых решений. Поскольку администрация президента не нуждается в трансляции своей политики через деловые союзы, а последние не нашли с ней общего языка в плане реформ бизнес-климата, продвижение и защита интересов предпринимательства, по сути, заблокированы. Придворные же бизнесмены, занявшие место лоббистов образца 1992-94гг., не нуждаются в помощи союзов.

ШЕСТИГЛАВАЯ ПЛАТФОРМА

МССПР первым решил отказаться от политики лоббизма и предложил деловому сообществу консолидацию с независимым экспертным сообществом - АЦ «Стратегия» и Институтом приватизации и менеджмента. В итоге - после опроса более тысячи предпринимателей и МСБ, консультаций с юристами и экономистами - создана Национальная платформа бизнеса Беларуси.

Первый блок платформы посвящен защите прав собственности. Бизнес считает важным для развития страны отмену института «золотой акции», ответственность за введение нормативных актов задним числом и пересмотр существующей системы штрафов и наказаний.

Второй блок платформы посвящен налогам - переход на единые ставки НДС и налога на прибыль юрлиц в 15%, отмена особых налоговых режимов и льгот для любых секторов и предприятий, создание электронной системы предоставления налоговой отчетности и пересмотр принципов предоставления патента для микробизнеса и ИП.

Третий блок - о лицензировании и выдаче разрешений. Партнерство бизнеса и власти невозможно без отмены лицензирования розничной торговли и других видов коммерческой деятельности, непосредственно не угрожающих жизни и здоровью граждан или окружающей среде. Сокращение перечня документов, необходимых для получения лицензий и разрешений, а также увеличение срока действий лицензий, - важные элементы реформ части бизнес-климата.

Четвертый блок платформы посвящен проверкам, штрафам и наказаниям. Бизнес настаивает на введении лимита на размер штрафа с предприятия или предпринимателя, а также на введении четкой законодательной процедуры оценки и возмещения контролирующими органами ущерба, нанесенного коммерческой организации.

Пятый блок платформы ратует за реформу процедуры регистрации и ликвидации. Предприниматели предлагают перейти на уведомительный принцип регистрации, реализацию полноценного принципа регистрации в одном окне. Плюс отмена требования о включении в учредительные документы названий видов деятельности, ликвидация нормы о минимальном уставном фонде при регистрации предприятия, ведение института приоритетного кредитора и др.

Наконец, бизнес требует от власти доступа к информации и открытости: законы, постановления, резолюции всех органов власти должны быть доступны в Интернете. Платформа указывает на необходимость введения законодательной нормы о публикации балансов всех органов госуправления, ежегодного аудита всех госструктур, а также открытия кредитного реестра о заемщиках.

После президентских выборов в стране складывается весьма любопытная ситуация. Верховная власть декларирует необходимость партнерства с бизнесом. Экономическая ситуация в стране пока не сильно подталкивает к интенсификации такого диалога, но власти, похоже, все четче начинает осознавать: «Тот, кто не создает и не поддерживает свой национальный бизнес, будет кормить бизнес иностранный».
Добавить комментарий
Проверочный код