Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (532) 03 апреля 2006 г. Радости жизни

Джинсы, капуста, хрусталь

03.04.2006
Театралы отметили профессиональный праздник

Дмитрий ДОНСКОЙ

27 марта в Беларуси, как и во всем мире, традиционно празднуется Международный день театра. В этот день театралы пьют больше и веселее, чем в обычные дни, на ТВ и в газетах вдруг вспоминают, что театр жив, а Союз театральных деятелей Беларуси вручает свои награды.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Последнее время для белорусского театра прошло беспокойно. Какие-то явления окружающей жизни все норовили нарушить благодатное течение театральной жизни. То иностранцы скандалят со своими авторскими правами, то Пинигин что-то не то скажет, зато «то» поставит. Однако главная напасть белорусских театралов - почему-то выборы. Как хорошо жил бы наш театр, если бы вообще не было никакой политики! Ни президента, ни оппозиции, ни депутатов. Уже задолго до начала политических кампаний театры притаились, стараясь никак не выдать, что они вообще в курсе грядущих событий. 19 марта многие минские театры отменили спектакли.

Впрочем, если театры не интересуются политикой, это не значит, что политика не обращает внимания на театр. Например, общаясь с делегатами Всебелорусского народного собрания, президент страны неожиданно заговорил о театре. Он много и тепло рассуждал о Театре музкомедии, проявив себя настоящим фаном этого коллектива. Видимо, оперетта - особенно близкий главе государства жанр театрального искусства. По мнению президента, белорусские театры должны больше гастролировать за рубежом, являя миру высокие образцы отечественного искусства. Никто не против. Проблема лишь в том, что наши театры пока никуда особенно не зовут. В Европе у них репутация «нарушителей авторских прав», а в России уровень наших коллективов считают не таким уж высоким. Единственная надежда - на российскую провинцию.

В начале года Минкульт обратил внимание на развитие отечественной драматургии, пообещав добиваться повышения ее роли в репертуарах театров. В последние годы это не очень получалось. По признанию чиновников, сейчас количество белорусских пьес в театрах колеблется в районе 25% - самый низкий показатель в Европе.

Подчеркнутая аполитичность белорусского театра раздражает и власть, и оппозицию. Можно себе представить, что было бы, ввяжись белорусский театр в политическую кампанию на чьей-нибудь стороне. Это прекрасно видно на примере музыкантов. Слава богу, пока никому не под силу заставить отечественных театралов делать спектакли «За сильную и процветающую Беларусь!» или агиткапустники на ОНТ. Цена этого - отказ от публичной поддержки оппозиции и постановок спектаклей на злободневную тему. Театр остается чем-то себе на уме.

ХРУСТАЛЬНАЯ КАПУСТА

Празднование дня театра в Национальном театре им. Янки Купалы ничем не напоминало о том, что несколько дней назад будоражило всю страну. В фойе, как обычно, играли музыканты. Вальяжно прохаживались скромно одетые театралы. В буфете уже отмечали праздник несколько компаний, одну из которых возглавлял бывший купаловский директор, ныне - депутат ПП НС Геннадий Давыдько.

Официальная часть мероприятия совсем не походила на яркие и помпезные шоу, которые привыкли устраивать в таких случаях россияне, европейцы или американцы. Здесь и не пахло «Золотыми масками», «Чайками», «Триумфами». На столике скромно стояли хрустальные предметы, очень похожие на те, что можно недорого купить в универмагах. Это и были главные награды белорусского театра. Собственно, столик с наградами и три микрофона составляли все убранство сцены.

Перед вручением наград ведущие церемонии Александр Гарцуев и Зоя Белохвостик сообщили зрителям, что в зале присутствуют прославленные российские актеры. Люди преклонного возраста, они приехали на церемонию прямо из Дома милосердия, где проходили лечение. Впрочем, не все смогли приехать. Народный артист РФ Николай Пастухов написал белорусским театралам извинительное письмо, которое зачитал Гарцуев. Письмо оказалось очень длинным и неразборчивым, так что зачитывание тоже превратилось в своеобразный номер.

Затем по традиции на сцену вышли первый замминистра культуры Владимир Рылатко и драматург Алексей Дударев. Рылатко поздравил театралов, не преминув напомнить о гражданской ответственности театра. Каждый в зале понял этот наказ по-своему. Закончил свое выступление Рылатко, как обычно, элегантно и образно, неожиданно вспомнив «Маленького принца» Сент-Экзюпери: мол, мы в ответе за тех, кого приручили.

Алексей Дударев говорил просто и искренне, после чего сам начал вручать награды. Главные призы совершенно заслуженно получили два замечательных актера - Виктор Чернобаев и Геннадий Овсянников. А вот вручение молодежной награды прошло в лучших советских традициях. Помните, это когда глава жюри присуждает приз самому себе или людям, непосредственно работавшим в его спектакле? На Западе такая ситуация называется «конфликт интересов» и считается неприличной. Но у советских людей конфликтов интересов не бывает, поэтому Дударев спокойно вручил награду актрисам, сыгравшим в последней его пьесе в Театре армии, руководимом Дударевым.

Самое интересное началось сразу после раздачи хрусталя. Сначала на сцену вышел в очень веселом настроении Геннадий Давыдько. Он зачитал обращение белорусских парламентариев, а потом начал речь, смысл которой для многих остался тайной. Зачем-то напомнив, что «Владимир Владимирович Путин первым поздравил Александра Григорьевича», Давыдько начал рассказывать о своих чувствах к парламенту, театру и вообще ко всем, предложив всем «слиться в одну семью». Затем он ушел со сцены, но, как только ведущие попытались продолжить церемонию, неожиданно вышел с другой стороны и пояснил, что церемония должна идти более «просто», «по-семейному». Зритель ждал, что пылкий Давыдько выйдет и в третий раз, но ошибся.

Зато на сцене появился патриарх российской сцены народный артист РФ Владлен Давыдов. «Видите, как после Давыдкова выступает Давыдов», - бросил он в спину удаляющемуся парламентарию. Далее Давыдов заявил, что белорусские выборы - «это факт, но еще более важный факт - это пресс-конференция президента после выборов, потому что эта пресс-конференция - это программа для всех стран СНГ». «Украина выберет женщину», - спрогнозировал прославленный актер. А закончил он сенсационным заявлением: «Петр Первый прорубил окно в Европу. А Лукашенко открыл ворота в Европу для России». Зал, видимо, знающий об отношениях Лукашенко и Европы чуть больше, чем Владлен Давыдов, ответил смехом.

К счастью, устроители церемонии не стали давать слово остальным постояльцам Дома милосердия, и сразу перешли к капустнику, который, надо отдать должное, тоже вполне удался…

ДЖИНСОВЫЙ ТЕАТР

Единственным коллективом, извлекшим выгоду из текущих политических событий, стал «Свободный театр». Отбросив заявления об аполитичности, коллектив с головой бросился в политическую деятельность, отметив день солидарности презентацией пьесы о женах пропавших политиков и выпустив к выборам сразу две премьеры: «Поколение джинс» о перспективах джинсовой революции в Беларуси и «Белливуд». Естественно, это вызвало живой интерес многочисленных иностранных журналистов, наводнивших страну в преддверии выборов. К сожалению, их публикации почти не касаются художественной ценности спектаклей, концентрируясь исключительно на политической направленности проекта.

Театр «имеет откровенный антилукашенковский характер», как пишет Эндрю Озборн в Independent. С этой же стороны увидели коллектив и другие журналисты. Руководители проекта сами поддерживают это мнение: очевидно, что такой формат является наиболее перспективным с точки зрения международного интереса вне зависимости от качества спектаклей.

Впрочем, только театральной деятельностью коллектив не ограничился, принимая активное участие и в жизни палаточного городка (администратор театра Светлана Сугако была задержана во время попытки подвезти митингующим продукты) и выпуская воззвания ко всему миру с просьбой о помощи в неравной борьбе. Очевидно, что в ближайшие годы эта помощь точно понадобится - если не в театральной, то в политической деятельности коллектива.
Добавить комментарий
Проверочный код