Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (532) 03 апреля 2006 г. Экономика

Контрольный замес

03.04.2006
по-комитетски

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Комитет госконтроля подвел итоги работы в 2005г. и во второй пятилетке в целом. Кроме закона «О Комитете государственного контроля», деятельность этого органа регулируют еще 20 подзаконных актов. Его полномочиям трудно найти аналоги даже в странах СНГ.

БОЛЬШЕ ПРОВЕРОК - БОЛЬШЕ НАРУШЕНИЙ

КГК считает свою деятельность весьма продуктивной и полезной. В 2001г. президент подчинил Комитету финансовую милицию и образовал Департамент финансовых расследований. В 2003г. в КГК был создан Департамент финансового мониторинга (финансовой разведки). Обладая такими инструментами, КГК превратился в грозу для всех предприятий. Благо есть что контролировать: в 2005г. у КГК на контроле было 8 декретов, 152 указа (в 2004г. - 87), 266 распоряжений президента (годом раньше - 148). На исполнении и контроле находилось 714 поручений главы государства (в 2004г. - 745). Так что КГК точнее было бы назвать КПК - Комитет президентского контроля.

В 2005г. КГК направил президенту 218 докладных записок (в 2004г. - 208), в Совмин направлено 84 записки. Все это на основе проведенных в течение года 13,5 тыс. проверок (годом раньше - 13,7 тыс.). Получается, что за вычетом выходных дней и праздников КГК ежедневно проводил почти 50 проверок. По информации главы КГК Анатолия Тозика, «взыскано, восстановлено в бюджет, возвращено и обращено в доход государства денежных средств и материальных ценностей на Br121,6 млрд. (в 2004г. - Br136,1 млрд.), поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств на госпредприятиях и в бюджетных организациях на Br772,8 млрд. (Br267,8 млрд.). Предотвращен необоснованный расход (сэкономлено) госсредств на Br23,6 млрд.». КГК гордится тем, что только в 2004-05гг. он выявил бесхозных объектов более чем на Br1 трлн.

Поскольку из года в год контролеры перетряхивают госактивы, вполне уместен вопрос, кто и как использовал эти активы, которые даже не фигурировали в балансах предприятий. Суммы приличные: в 2005г. - почти $360 млн., т.е. в 2,9 раза больше, чем в 2004г. Если предположить средний уровень дохода по активам на уровне 10%, то где те $36 млн., которые потенциально можно было заработать на этих активах? И это только в течение года.

По итогам проверок наказаны 10.570 человек (в 2004г. - 11.256). А вот от должностей освобождены всего 399 работников (540). То ли чиновники стали осторожнее, то ли из-за кадрового голода нарушителей просто перестали увольнять.

Данные доклада Анатолия Тозика вновь свидетельствуют о низком качестве управления госсобственностью. Система стимулов, в которой работают и принимают решения менеджеры госпредприятий, не заставляет их добиваться максимизации прибыли на одну акцию или на единицу активов - с них требуют вал, выполнение 16 макроэкономических показателей. Контролерам же невыгодно сбавлять число проверок и объем выявленных нарушений. Ведь именно по этим показателям оценивают эффективность их работы. Система порочна: с одной стороны, она резко повышает склонность менеджеров к статистическому приукрашиванию действительности и к работе на себя на госактивах, с другой - ни законодатели, ни контролеры не заинтересованы в дебюрократизации экономики.

СПРАВКА «БелГазеты». Судебная система явно лояльна к контролерам. В 2005г. в судах было оспорено 227 случаев. Только в десяти (4,4%) КГК проиграл. В 2004г. КГК проиграл 35 дел из 300 (11,7%). Комитет направил в правоохранительные органы 332 материала, по которым возбуждено 447 уголовных дел (в 2004г. - 367). В 2005г. Департамент финансовых расследований рассмотрел 4034 уголовно-правового материала (в 2004г. - 3804). По ним возбуждено 1776 уголовных дел (в 2004г. - 1682), а в суды направлено 601 уголовное дело. По материалам проведенных мероприятий применено санкций на Br65,2 млрд. Департамент финансового мониторинга тоже без дела не сидел, направив в 2005г. в правоохранительные органы 453 материала (в 2004г. - 183) о выявленных подозрительных финансовых операциях. По ним возбуждено 34 уголовных дела, применено экономических санкций на Br7,87 млрд. По словам Тозика, «предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета на Br992 млн.».

АНАЛИТИКИ В ЛАМПАСАХ

В 2005г. КГК подготовил 1775 заключений по проектам нормативных актов. По словам Анатолия Тозика, «по сути, комитет сформировался как контрольно-аналитический центр, деятельность которого направлена на обеспечение экономической безопасности страны».

Включение в список функциональных обязанностей КГК анализа привело к еще худшим последствиям. Особенно в контексте чрезвычайно расплывчатого определения «экономической безопасности».

В Беларуси случилась очень опасная институциональная подмена. Место аналитиков заняли люди в погонах, а диалог с экспертным сообществом подменили закрытыми встречами администраторов и контролеров. Представительство интересов бизнес-сообщества, потребителей и налогоплательщиков заменили формальными связями между людьми, получающими зарплату от одного начальника.

Не без оснований КГК гордится, что за 2000-05гг. он провел 73 тыс. проверок и обратил в доход государства Br562 млрд., сэкономил около Br160 млрд. госсредств. Чтобы в комплексе оценить работу этого органа, следовало бы посчитать прямые и косвенные издержки. Речь идет не только о расходах на содержание аппарата и проч., но и о том, сколько рабочих мест было уничтожено, сколько инвестиций недополучено, сколько ресурсных потоков ушло в тень, сколько людей передумало заниматься бизнесом в нашей стране, насколько в результате монополизации рынка выросли цены. В 2001-05гг. по проверкам КГК к административной ответственности привлечено около 58 тыс. правонарушителей, заплативших Br5,5 млрд. штрафов (только за 2005г. - Br2 млрд.). Так им и надо, злостным нарушителям экономического законодательства.
Добавить комментарий
Проверочный код