Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (532) 03 апреля 2006 г. Экономика

Борьба с колбасным патриотизмом

03.04.2006
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

В правительстве вспомнили о правах потребителей и ради их соблюдения решили восстановить добросовестную конкуренцию. Стремясь обеспечить свободное обращение потребительских товаров внутри республики, Минэкономики распространило пресс-релиз, в котором осудило местный протекционизм и предупредило рай-, гор- и облисполкомы о недопустимости «нарушений антимонопольного законодательства на местных рынках». Однако страдания потребителя от госпротекционизма министерством не замечены.

Проведя в 2005г. ряд наблюдений, Минэкономики выявило 75 вопиющих фактов ограничений и запретов на реализацию товаров, произведенных в других регионах республики. Как правило, это продтовары: хлебобулочные изделия, мясная и молочная продукция, мороженое, майонез и маргарин, макаронные изделия, пиво и винно-водочные изделия. Административные барьеры на пути товаров-конкурентов из соседних районов и областей возводятся повсеместно.

Рассматривая подобные случаи как нарушение антимонопольного законодательства, Минэкономики поручило местным органам власти принять меры к их недопущению впредь, рекомендовав при этом изучить причины, побуждающие к нарушениям, и доложить о результатах наведения порядка. Однако в министерстве причины этой беды должны быть лучше известны, поскольку они носят повсеместный и типовой характер. Ведь преграждая путь товарам-конкурентам, местные власти решают те же задачи, что и государство, только на своем локальном уровне.

Производство базовых продтоваров не отличается сложностью и поэтому первым страдает от конкуренции. Но в каждом городке неизменно присутствуют хлебопекарня, масложирзавод, организовано производство колбас и мясных изделий. Других видов производств на территории района может и не быть, а те, что существуют, наверняка по своему характеру могут считаться градообразующими и создающими рабочие места для местных жителей. И в любом государстве для защиты их интересов применяется протекционизм.

Защищая интересы собственного производства столь жестким способом, региональные власти одновременно решают проблему наполнения бюджета города или района, за счет которого финансируются социальные и культурные программы развития территории. Впрочем, в министерстве все это хорошо известно, поскольку такие действия названы в пресс-релизе «местечковым подходом», который вредит конкурентной госполитике. Но пресс-релиз не содержит финансовых советов для тех регионов, предприятия которых не выдержат проповедуемой Минэкономики свободной конкуренции.

Есть два выхода из подобной ситуации. Первый - самый дешевый. Для его внедрения следует обеспечить эффективную защиту авторских прав и товарных знаков. Тогда не будут в каждом подвале производить российский сыр и крестьянское масло. Имя товара, как некогда стародорожской самогонки, должно гарантировать его качество. Право на его производство придется покупать, а за фальсификацию платить штраф.

Второй путь - более дорогостоящий, но не исключающий первого. Для качественного разнообразия товаров нужны инвестиции, причем не государственные, а иностранные, которые несут в себе новые технологии, управленческие и маркетинговые схемы. Впрочем, о создании благоприятного инвестиционного климата следует заботиться республиканским, а не местным властям. В противном случае ассортимент товаров никогда не выйдет за рамки батона и майонеза, но с самыми разнообразными лирическими наименованиями.

Чтобы в этом убедиться, даже в белорусскую глубинку ехать не надо: достаточно зайти в любой столичный гипермаркет и сравнить его ассортимент с гастрономом. Если будут найдены десять отличий, то только за счет отдела кулинарии. Даже на столичных рынках, где торгуют индивидуальные предприниматели, широта и разнообразие ассортимента достигается лишь за счет стихийного импорта, объем которого государство старается ограничить всеми доступными способами. Поэтому ссылка в пресс-релизе на Конституцию, согласно которой «все производимые в республике товары народного потребления должны свободно обращаться на ее территории и быть доступными для всех граждан страны», звучит, как пустой советский лозунг.

Никто не против разумного протекционизма. Но наше государство довело его до таких абсурдных масштабов, что уже не просто мешает свободному выбору потребителя, а прямо лишает потребителя этого выбора - с помощью заградительных таможенных пошлин, нетарифных барьеров и расширяющихся с каждым годом (вместо ассортимента) программ импортозамещения.

Благодаря проводимой политике госпротекционизма доля продаж белорусских продтоваров в розничном товарообороте республики уже превысила 86%. И этим государство гордится по праву. Когда перестанет, тогда и борьба с заразой под названием «жесткий протекционизм внутреннего рынка», пустившей глубокие корни на местном уровне, приобретет неформальный характер.
Добавить комментарий
Проверочный код