Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№12 (531) 27 марта 2006 г. БГ-Феномен

Лидеры без дотаций и агрогородков

27.03.2006
Феномен новозеландского фермерства

Константин ФИРСОВ

Фраза «все в мире дотируют сельское хозяйство» неверна. Не все. В Новой Зеландии, которая нарушает это правило, аграрный сектор - самый конкурентный в мире. Так было не всегда. В течение многих лет у этой страны был гарантированный сбыт на британском рынке. Думать о других схемах работы щедро дотируемые фермеры не хотели.

Продавать дотированную баранину и говядину, фрукты и овощи не составляет большого труда. Научиться производить и продавать на рыночных условиях при жестокой конкуренции было делом государственной важности. Это сейчас модно говорить об отказе от дотаций, отмене ценового регулирования и снятии таможенных барьеров на торговлю сельхозтоварами. Пойти на эти меры в 1984г. было немыслимо.

Агролоббисты пугали людей тем, что установление рыночных механизмов в сельской местности приведет к ее опустошению, а снятие ограничений на рынке земли - к тому, что «придут японцы и все купят». Похожая аргументация звучит и в Беларуси более чем 20 лет спустя.

Страшилки так и остались страшилками. Но структурные искажения были настолько сильны, что переориентация на производство других товаров, изменение характера взаимоотношений между фермером и производителем, фермером и банком, не могли пройти безболезненно.

РАСТРАЧЕННОЕ БОГАТСТВО

В начале XX в. основу слабой экономики Новой Зеландии составляло лесное хозяйство. Развитие страны зависело от кредитов метрополии и небольших частных инвестиций иммигрантов. Рост экономики ускорился после начала коммерческого использования рефрижераторных кораблей. Экспорт можно было развивать путем обеспечения стабильного животноводческого стада на равнинах.

Иммиграция интенсифицировалась, что привело к превращению лесов в пастбища. Британия была основным рынком для телятины, масла, сыра и говядины. С начала ХХ в. и до конца второй мировой войны торговый оборот с Англией постоянно увеличивался по рыночным ценам. Советы по маркетингу сельхозпродукции стали своеобразными холдингами, представлявшими интересы крупных производителей и распределявшими бюджетные ресурсы. Существовали советы по торговле молочной продукцией, мясом, шерстью, яблоками и киви - некое подобие сбытовых структур советского образца.

Благодаря поставкам продовольствия и древесины, стабильному сбыту во время первой и второй мировых войн, Новая Зеландия быстро богатела. В конце 40-х гг. страна имела самый высокий доход на душу населения в мире. Доля сельхозтоваров в экспорте составляла около 90%.

Развитие по старой модели продолжалось вплоть до начала 70-х, когда начали сказываться проблемы макроуровня.

Отраслевые советы погружались в долги. Через госдепартаменты проводилось финансирование программ переселения служащих и горожан на фермы. Кредиты были практически бесплатными и не индексировались с учетом инфляции. В 1980-84гг. совокупная помощь растениеводству увеличилась до 33% ВВП. Трансферты в рамках ценовой поддержки и списание долгов составили почти половину всех трансфертов. После начала реформ доля ВВП, представляющая трансферты фермерам, упала до 18,7%, а затем до 2,3%.

Последним ударом для экономики стало вступление Великобритании в ЕС. Новая Зеландия попала под общий таможенный тариф и была ошарашена резко возросшим уровнем конкуренции. Из общих правил были исключены только масло и телятина. В 1974-79гг. из-за нефтяного кризиса еще сильнее ухудшились условиях торговли, сравнительные преимущества по внутренним ценам исчезли из-за высокой инфляции. В 1981-84гг. правительство экспериментировало с обменным курсом и ставкой процента по кредитам для села, но такие формы госинтервенции привели лишь к росту спекуляций и требований к бюджету.

В 1984г. лейбористское правительство инициировало широкомасштабное реформирование сельского хозяйства. Пакет реформ включал сокращение размера и количества импортных таможенных пошлин, либерализацию рынка денег и обменного курса, широкую приватизацию ЖКХ, реструктуризацию системы управления госфинансами. Были ликвидированы механизмы поддержки сельского хозяйства, включая спецпрограммы кредитования, налоговые каникулы, льготные кредиты для советов по маркетингу, субсидии на закупку сырья и техники.

СЛАДКОЕ СЛОВО «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ»

Агролоббизм резко ослаб, особенно после отказа от мажоритарной избирательной системы в 1996г. Переход на другую систему выборов привел к сокращению избирательных округов на 50% и упадку лоббистских возможностей аграриев. По мере развития других секторов доля национального дохода села в ВВП сократилась с 14,6% в 1960г. до 5,2% в конце 90-х. При увеличении объемов производства произошло сокращение издержек, в т.ч. по рабочей силе.

За этот же период доля аграрного сектора в товарном экспорте сократилась с 92,5% до 50,9% по причине расширения производства лесного (10,7% в 1998-99гг.), рыбного хозяйства (5,7%) и экспорта промтоваров (30,7%). Попав в жесткую зависимость от мировой конъюнктуры, новозеландские фермеры начали ориентировать производство на реальный спрос. Резко увеличился экспорт молочной продукции, что позволило компенсировать потери от сокращения экспорта мяса и шерсти, вырос экспорт овощей и фруктов.

В 90-е полностью изменилась географическая структура экспорта. Появились новые рынки и новые экспортные позиции. В 1959-60гг. Англия покупала 53% всего товарного экспорта Новой Зеландии. На Европу приходилось до 70% всего экспорта. Ныне на долю Британии приходится менее 5% экспорта. Среди новых внешнеторговых партнеров Новой Зеландии Австралия, Япония, Корея, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Государство подписало соглашения о зоне свободной торговли с десятками стран мира.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА - ВЫНУЖДЕННОЕ БЛАГО

В 1984г. левые лейбористы впервые с 30-х гг. взялись за решение структурных проблем. После выборов новое правительство пошло на 20-процентную девальвацию валюты. Программа системных мер предполагала проведение жесткой монетарной политики, сокращение фискального дефицита и поддержание реального курса доллара. Такая политика была направлена как раз на достижение более быстрых темпов экономического роста, придание институтам и механизмам гибкости при низкой инфляции, нормальном платежном балансе и более высокой безработице.

Активизировалась политика по реструктуризации долга, контролю над ростом кредита и бюджетным дефицитом. Были расширены открытые операции Резервного банка, введена тендерная система на размещение ГКО. В марте 1985г. страна перешла на плавающий режим обменного курса.

Фискальная программа предполагала сокращение госрасходов и введение НДС. К 1987г. были упразднены все схемы помощи экспортерам. Ранее для села обменный курс всегда был более благоприятным. Постепенно были сняты квоты на импорт, что способствовало переосмыслению политики торгового изоляционизма. В мини-бюджете 1985г. министр финансов огласил изменения в налогообложении фермеров, отмену многих ограничений на покупку земли иностранцами.

Была упразднена ценовая поддержка и субсидии на приобретение средств производства. Банки начали кредитовать село по реалистичным процентным ставкам. Льготные кредиты фермерам через Rural Bank были отменены. До начала реформ большинство кредитов селу шло через четыре уполномоченных банка.

К 1986-87 г. был упразднен счет госкредитов для финансирования сельского хозяйства. Новые заимствования производились исключительно на рыночных условиях. В пакет мер вошло также упразднение всех транспортных субсидий для доставки удобрений, отменены все ценовые субсидии на их закупку, инвестиционный налог на приобретение новых средств производства и строительство новых объектов недвижимости. Одновременно начался отказ от политики фиксации минимальных цен. Наконец, сельхозпроизводители начали платить по получаемым кредитам - прежде долги традиционно списывались за счет бюджета.

КИВИ НАЛИВАЕТСЯ СОКОМ

Между началом реформ и эффектом от них существует определенный временной лаг. Инфляция (ИПЦ) снижалась постепенно и только в 1991-92гг. упала до 1% в год. Если не считать эффекта от девальвации, не произошло роста производства от начала реформ до конца 80-х. Четкий рост обозначился только в 1992-93гг. - спустя 8 лет после начала реформ. Зато потом экономика вышла на устойчивую траекторию развития. Среднегодовые темпы роста в 1995-2004гг. составили 3,4%. Отсутствие экономического роста привело к росту безработицы до уровня 11% в 1992-93 гг. Затем произошло снижение уровня безработицы до 6-7% к середине 90-х. Сегодня она находится на рекордно низком уровне - 3,8%.

Правительство имело бюджетный дефицит со времени первого нефтяного шока в 1974г., поэтому большим достижением стал выход на профицит в период с 1987-88гг. по 1990–91гг. Дефицит снова возник в 1991-93гг. из-за замедления темпов экономического роста. В 1991г. были введены новые ограничения на госрасходы, что позволило выйти на профицит 3,8% ВВП.

Не оправдались панические прогнозы аграрных лоббистов, поскольку сельхозреформа усилила семейность фермерства. Численность сельского населения не уменьшилось, а даже увеличилось, а частные промышленные леса стали хитом новозеландской экономики. По мнению одного из американских экспертов, «вряд ли найдется другая такая страна, где климат, цены на землю и потенциальные рынки существуют в такой гармонии». Неудивительно, что даже, включая все транспортные и маркетинговые издержки или прибыль посредников, мясомолочные товары из этой далекой страны дешевле, чем от белорусских товаропроизводителей.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код