Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Установка электроники на авто - автосигнализация StarLine .
redaleti-studio.ru
№12 (531) 27 марта 2006 г. БГ-Феномен

Страна киви и демографического роста

27.03.2006
Когда в противниках согласие есть

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Их в 2,5 раза меньше, чем нас, но производят они в 9 раз больше валового продукта на душу населения. В 1950-х они были одной из самых богатых стран мира. Затем попали в глубокий системный кризис. Сейчас они на всех парах движутся в мировую элиту богатых. Речь идет о новозеландцах и их далекой островной стране.

В конце 80-х гг. в БССР приехал новозеландский профессор. Он хотел понять суть перестройки, надеялся научиться здесь реформам. Пробыв в нашей стране несколько месяцев, профессор уехал, обогащенный рецептами белорусской кухни и знаниями о том, как не надо делать реформы. Возможно, этот опыт помог Новой Зеландии выйти из системного кризиса и стать лучшей в мире страной для бизнеса, страной с самыми качественными услугами государства.

ДВА УДАРА ПОД ДЫХ

Новая Зеландия была одной из самых протекционистских и зарегулированных экономик мира. Ею гордились сторонники т.н. «третьего пути» и теоретики госинтервенционизма: «Вот как можно совместить эффективность рынка и социальную ориентацию государства». Совмещение было довольно продолжительным, но объективно должно было закончиться. В середине 70-х гг. в новозеландской модели появились большие трещины. Предыдущие 50 лет страна была своеобразным огородом для Британии. Она имела стабильный рынок сбыта в этой стране сельхозпродукции. Киви, пшеница, картофель, шерсть, говядина и баранина позволяли островитянам стабильно увеличивать уровень жизни.

В середине 50-х гг. Новая Зеландия входила в тройку самых богатых стран мира. К середине 80-х она была уже на 20-м месте. В момент расцвета страны ВВП на душу населения был на 20% выше среднего по странам ОЭСР, а к началу реформ не дотягивал до него на одну треть. Новая Зеландия получила два мощных удара под дых: рост цен на нефть резко увеличил затраты традиционных производителей страны, а потеря британского рынка оказалась неприятной неожиданностью. В 70-х экспорт в Великобританию составлял 35%, в начале XXI в. - только около 5%.

Выход Великобритании из таможенного союза с Новой Зеландией стал для островной страны таким же шоком, как для Беларуси развал СССР. Британцы предпочли членство в ЕС и повысили таможенные пошлины на новозеландские товары.

РЫНКОТЕРАПИЯ

Почти 10 лет правительство пыталось решать проблемы при помощи стандартного набора кейнсианской политики: удешевляли кредит для сельхозпроизводителей, списывали долги, регулировали цены, ограничивали конкуренцию на внутреннем рынке. Государство цеплялось за старые идеи и модели, не понимая, что вернуться в старую систему уже не удастся никогда.

Власти перепробовали инструменты монетарной и широкомасштабной фискальной экспансии. Бизнес и сельское хозяйство получали огромные субсидии. Многочисленные промышленные проекты - точки роста - должны были создать новые рабочие места и гарантировать экспорт. Не получилось. Новозеландские чиновники и политики 25 лет назад, как и белорусские сегодня, не могли предвидеть развитие региональных рынков и мировой экономики в целом. Справиться с вырвавшейся из-под контроля инфляцией, замораживая рост цен, зарплат и тарифов также не удалось.

В 1984г. дефицит бюджета превысил 8% ВВП, дефицит текущего счета - 9% ВВП. Структурные искажения не позволяли появляться новым бизнесам, старые компании не могли выдержать растущую конкуренцию. Не помог нефтяной бум и дешевые энергоресурсы. Наоборот, он катализировал кризис. Страна не имела собственных запасов нефти или нефтепереработки, мощных заводов и удобрений, не могла воспользоваться своим географическим положением для транзита торговых потоков через свою территорию.

Новая Зеландия провела одну из самых системных рыночных реформ в мире. По глубине трансформаций, изменению характера экономических отношений на тот момент не было ничего подобного.

На фоне новозеландских лейбористов, которые проводили рыночные реформы (особенно во внешней торговле и в сфере госуправления) даже Маргарет Тэтчер выглядит социалисткой. Далеко не все и не сразу приняли предлагаемые меры по спасению экономики. Скептики говорят: средние темпы роста экономики Новой Зеландии в течение первых 15 лет после реформ не превысили 1%. У Австралии, которая не решилась на столь глубокие перемены, темпы роста ВВП в 1985-2000гг. составили 2,4%. Страны ЕС росли темпами более 3% ВВП.

Новозеландские реформаторы принимали решения в конкретной ситуации, а не в рамках некоей математической модели, изобретенной теоретиками 20 лет спустя. Не пойти на либерализацию обменного курса и внешней торговли, снятие ограничений на финансовом рынке, снижение налогов, ликвидацию субсидий сельского хозяйству власти не могли.

После финансовой стабилизации пришла очередь реформы рынка труда. Закон о трудовых контрактах 1991г. предоставил право определять условия занятости на уровне «рабочий - работодатель». Права профсоюзов навязывать условия контрактов были резко ограничены.

Важнейшим фактором закрепления успехов первого этапа реформ стало решение об обеспечении реальной институциональной независимости Резервного банка страны. Новозеландцы одними из первых в мире стали проводить политику инфляционного тагетирования. Необходимой мерой сбалансирования монетарных реформ стало принятие закона о фискальной ответственности, введшего жесткие стандарты прозрачности бюджетных расходов, определившего критерии оценки их эффективности. В результате Новая Зеландия более 15 лет имеет рост цен не более 3% в год. Начиная с 1994г. правительство страны сумело сократить госдолг с 50% ВВП до 20%.

«РОДЖЕРОНОМИКА» И «РУТОНАЗИЯ»

На фоне социализации Запада журналисты поспешили окрестить новозеландские реформы радикальными. На самом деле, правительства принимали только вынужденные меры для решения накопившихся проблем. В последние 25 лет можно выделить всего лишь два всплеска рыночных реформ, названных в честь министров финансов: «роджерономика» 1984-87гг. и «рутоназия» 1990-91 гг. Между ними - рутинная работа бюрократии.

Глубина реформ кажется такой большой только по сравнению с зарегулированной донельзя системой, которая и довела страну до кризиса. Явно преувеличенным является мнение о полном триумфе капитализма. Госрасходы в Новой Зеландии не опускались ниже 40% ВВП и стабильно оставались на 10-12 процентных пунктов выше, чем в Австралии. Прежде чем приступили к административной реформе, которая и сделала новозеландскую бюрократию одной из самых эффективных в мире, прошло минимум 10 лет. К реформе делового климата страна тоже подошла не сразу.

Более низкие темпы роста в течение первых 10 лет после начала реформ стали той ценой, которую страна должна была заплатить за предыдущие 20 лет пребывания в социалистической нирване. Зато в XXI в. Новая Зеландия вышла в лидеры стран ОЭСР по темпам экономического роста. Нельзя примерять на нее «одежды» бизнес-цикла других стран, тем более наклеивать ярлык либертарианства.

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ В ЦИФРАХ

Население - 4 млн. Возрастная структура: 0 - 14 лет - 21,4%, 15-64 лет - 66,9%, 65 лет и старше - 11,7%. Продолжительность жизни при рождении - 78,7 лет. Рабочая сила - 2,13 млн. Из них занято в сельском хозяйстве - 10%, в промышленности - 25%, в секторе услуг - 65%. Безработица - 4%. Инфляция в 2005 г. - 3%. ВВП по паритету покупательной способности - $97,4 млрд.; ВВП по рыночному обменному курсу в 2005г. - $100 млрд. ВВП на душу населения по ППС - $24100. Структура ВВП: сельское хозяйство - 4,7%, промышленность - 27,8%, сектор услуг - 67,6%. Инвестиции в основной капитал - 23,6%. Бюджет: доходы - $43,1 млрд., расходы - $37,6 млрд. Госдолг - 21,4% ВВП. Сельхозпроизводство: пшеница, картофель, фрукты, овощи, шерсть, говядина, баранина, молочные продукты, рыба. Экспорт - $22,2 млрд. Основные экспортные партнеры: Австралия - 21%, США - 14,4%, Япония - 11,3%, Китай - 5,7%, Британия - 4,7%. Импорт - $24,6 млрд. Партнеры по импорту: Австралия - 22,4%, США - 11,3%, Япония - 11,2%, Китай - 9,7%, Германия - 5,2%. Валютные резервы - $5,5 млрд. Внешний долг - $57,7 млрд.

Индексы. Место по индексу восприятия коррупции в 2005г. - 2-е. Место по качеству госинститутов - 1-е. Место по индексу легкости ведения бизнеса - 1-е. Место по развитию человеческого потенциала - 19-е. Место по индексу перспективной конкурентоспособности, по индексу деловой конкурентоспособности - 18-е. Место по индексу экономической свободы - 9-е (2006г.).
Добавить комментарий
Проверочный код