Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (530) 20 марта 2006 г. Портмоне

Доставка по всему свету

20.03.2006
Транспортный цех неактуален

Ольга МИКША

Применение современных логистических схем позволяет экономить 10-15% себестоимости товара. К сожалению, в Беларуси не многие руководители понимают эффективность этих инструментов, а действующее правовое поле затрудняет развитие логистики в стране. Зато предприятия, которые пользуются услугами логистических компаний, - лидеры в своих отраслях.

Конечно, дело здесь не только в логистике - этот факт говорит о том, что предприятие сменило устаревшие схемы организации производства и продаж своей продукции.

Сама по себе логистика как система сформировалась более 30 лет назад, когда Запад понял, что для завоевания потребителя и дальнейших успешных продаж надо еще больше снизить цену товара. Таким образом дошел черед до оптимизации затрат на доставку, хранение, упаковку, маркировку и т.п. Помогло интенсивное развитие информационных технологий, без которых эффективно управлять товарными потоками было бы невозможно.

В Беларуси в этой сфере уникальная ситуация. С одной стороны, государство принимает напряженные экономические показатели, с другой - не торопится либерализировать налоговое и таможенное законодательство, что облегчило бы предприятиям выполнение поставленных задач. Как говорят эксперты, логистика - это прежде всего изменения в голове: от гонки за валом надо перейти к гонке за производительностью. И пока услугами логистических компаний в большей мере пользуются негосударственные предприятия, освобожденные от диктата вала. Они заинтересованы в увеличении числа продаж, увеличении оборота - здесь возникает спрос на услуги логистики, поскольку это позволяет не отвлекать собственные мощности на операции, напрямую не связанные с производством. Зачем создавать собственный транспортный цех, если можно нанять компанию, для которой перевозки - основной бизнес, которая возьмет на себя ответственность за своевременную доставку и застрахует риски. Для такой компании также важен оборот, поэтому она возьмется за заказ меньшего объема за меньшую цену, а производитель сможет расширить географию своих поставок. Например, если магазин, заинтересованный в его продукции, ранее отказывался брать большие партии товара, то мелкие, тем более с регулярным подвозом, возьмет.

Но иногда жесткие законодательные требования становятся серьезным барьером на пути взаимовыгодного сотрудничества производителя и логистической компании. Например, в сетевой торговле представители, обычно физлица, получают товар на складе, а потом самостоятельно разносят его своим клиентам. В минском офисе известного сетевого производителя косметики огромные очереди, представители приезжают за товаром из различных населенных пунктов, хотя из глубинки за одной помадой часто не наездишься.

В этой ситуации логистика совершенно четко помогла бы производителю оптимизировать процесс продаж, расширить географию своего рынка и в итоге увеличить оборот. Для этого достаточно нанять компанию, которая развозила бы даже самые мелкие заказы по всей территории Беларуси, вручая их представителям заказчика в их родных городах. Причем такая компания есть, и цены она предлагает приемлемые. Но вот как каждый день обработать 15 тыс. товарных накладных - столько заказов на косметику поступает ежедневно?

Государство навело порядок в перевозках, и, чтобы не потерять груз, теперь все очень тщательно оформляют документы. Поскольку такой объем работы за день сделать невозможно, женщины по-прежнему будут ездить издалека на центральный склад, стоять по нескольку часов в очереди за тюбиком помады или банкой крема, проклиная духоту и отекшие ноги.

ОТСТАЛИ, НО ВСЕ РАВНО ДОГОНИМ

Поскольку в Беларуси спрос на логистические услуги все еще очень невелик, компании чаще предлагают не комплекс по логистике, а лишь отдельные услуги. Например, не имея в стране крупного логистического центра, невозможно пользоваться приемами логистики складирования и более широко применять логистику закупок и распределения. Тем не менее, оценивая нынешнюю ситуацию, специалисты полагают, что лед тронулся. Известно о намерениях двух компаний построить под Минском крупные логистические склады, что должно стать новой точкой отсчета для развития логистических услуг и новых возможностей для обработки грузов.

По оценкам экспертов, Беларусь отстает от соседей в этой сфере на 3-5 лет, но не сможет остаться в стороне от современных способов доставки. Раз их использует весь мир, значит, они эффективны. Поэтому белорусским производителям, которые, как Запад в 70-х, сейчас втягиваются в борьбу за сохранение и расширение своих рынков сбыта, придется пересмотреть издержки на транспорт, хранение, упаковку товара.

Но в Беларуси не готовят специалистов в области современной логистики - политех до сих пор учит тому, что было актуально в советские времена, а выпускники теоретического курса ИПМ страдают от нехватки практического опыта. Однако, внедряя современные технологии логистики, специалист со временем обретает и опыт. Кроме того, рано или поздно географическое расположение Беларуси привлечет транснациональные корпорации, которые используют унифицированный стандарт по всему миру, в т.ч. и в логистических приемах.

Интенсивное развитие отечественной логистики станет следствием либерализации белорусской экономики, увеличения количества торговых операций. Сегодня предприниматели опасаются вкладывать деньги в это направление бизнеса, поскольку не видят спроса такого уровня, который позволил бы им стабильно работать. Но, пожалуй, завтра такой спрос уже возникнет. Рынок меняется, изменяются требования конечных потребителей - все хотят разнообразного продукта, для которого не придется содержать большой склад. Поэтому доля перевозок из конца в конец фурами, полными однотипного товара, не прирастает, а вот, к примеру, количество сборных грузов, составленных из различных наименований товара, заметно растет в общем объеме перевозок.

Для понимания, в каком направлении развивается мировой рынок торговли, нужны люди с широкими взглядами и современным уровнем образования, которые будут выбирать для товара своего предприятия эффективные логистические приемы.
Добавить комментарий
Проверочный код