Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (530) 20 марта 2006 г. Личный вкус

Удачное прочтение

20.03.2006
 

Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Белорусский государственный театр кукол. Спектакль: «Чайка. Опыт прочтения» А.П.Чехов. Режиссер: Алексей Лелявский. Художник : Александр Вахромеев

Что это? Современный белорусский театр четко разделен на две касты - драматический и кукольный. Создается впечатление, что эти театры существуют в разных измерениях, которые почти не пересекаются. Для «кукольников» существуют свои фестивали, будущих актеров для этих театров в вузах набирают отдельно, в кукольных театрах ставят только «свои» режиссеры. Естественно, это связано как с технологической спецификой кукольного театра, которую далеко не каждый драматический режиссер поймет, так и с определенными психологическими предубеждениями. Исторически отношения между этими двумя видами театра в Беларуси весьма непростые. Кукольники зачастую считают современный белорусский драматический театр отсталым и примитивным, что недалеко от истины. Драматические же театры относятся к кукольным, как к «младшим братьям», предназначенным в основном для детей, что кукольников очень обижает.

На самом деле белорусский кукольный театр - явление уникальное. По уровню международного признания и по количеству наград на самых престижных фестивалях он намного опередил драматический. Белорусские кукольные режиссеры ставят по всему миру, а театры всегда ждут на гастролях как в Европе, так и в России. Лидером белорусского кукольного театра является Минский театр кукол под руководством Алексея Лелявского. Именно ему удалось то, что не смог сделать весь остальной белорусский театр, - хорошо поставить Чехова.

Драматургия. Хрестоматийная «Чайка» в спектакле Лелявского дополнена еще несколькими небольшими текстами, которые и помогают режиссеру показать личный «опыт прочтения». Впрочем, в остальном эта наивная и пронзительная пьеса Чехова о человеческих амбициях, крушении идеалов, творчестве и неразделенной любви сохранена для белорусского зрителя с большой трепетностью и нежностью.

Режиссура. В Беларуси Чехов почти никогда не получался. То ли белорусский менталитет, то ли тяжеловесная и пафосная эстетика отечественного театра не позволяли понять и передать легкий юмор, трепетную тонкость и смысловую полифоничность его пьес. Лелявскому это удалось. Он подошел к Чехову не как к «литературному зануде», а как к комедиографу, рассказавшему анекдот о смешных и не очень талантливых людях, запутавшихся в своих чувствах и влечениях. У Лелявского Треплев и Тригорин - это два лица одного и того же человека. А все философские и творческие дискуссии происходят на фоне весьма приземленных вещей: обычных приставаний, застолий, нехитрых интеллигентских развлечений.

Куклы здесь оказались очень кстати. Маленькие, непропорциональные, смешные человечки с тонюсенькими ножками, длинными руками, смешными носами, ожившие в руках актеров, своими «нязграбнымi» движениями умножают юмор Чехова, вскрывая очевидный комизм пьесы, которую крайне редко удается сделать действительно комедией. У Лелявского зритель словно попадает в некий сюрреалистический кукольный мультфильм. То, что никогда не удалось бы драматическим актерам в силу законов природы, легко удалось маленьким куклам…

Плюсы. Этот спектакль полон блестящих актерских работ. Актеры виртуозно владеют профессией: куклы в их руках обретают жизнь настолько убедительно, что иногда сопереживаешь им больше, чем живым людям. Зритель видел пьесу, проигранную дважды: куклой и актером, где актер - это некое внутреннее «я», душа персонажа, а кукла - его внешняя оболочка. Особенно стоит отметить великолепное исполнение ролей Треплева и Тригорина Александром Янушкевичем, Нины Заречной - Инной Гончар. Их поддержали прекрасной игрой Валентина Пряжеева, Александр Васько, Владимир Грамович, да и остальные актеры в спектакле были на высоте.

Минусы. Сценография. Нагромождение реальных предметов реквизита и неких геометрических плоскостей кажется чересчур неестественным.
Добавить комментарий
Проверочный код