Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№11 (530) 20 марта 2006 г. Личный вкус

Удачное прочтение

20.03.2006
 

Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Белорусский государственный театр кукол. Спектакль: «Чайка. Опыт прочтения» А.П.Чехов. Режиссер: Алексей Лелявский. Художник : Александр Вахромеев

Что это? Современный белорусский театр четко разделен на две касты - драматический и кукольный. Создается впечатление, что эти театры существуют в разных измерениях, которые почти не пересекаются. Для «кукольников» существуют свои фестивали, будущих актеров для этих театров в вузах набирают отдельно, в кукольных театрах ставят только «свои» режиссеры. Естественно, это связано как с технологической спецификой кукольного театра, которую далеко не каждый драматический режиссер поймет, так и с определенными психологическими предубеждениями. Исторически отношения между этими двумя видами театра в Беларуси весьма непростые. Кукольники зачастую считают современный белорусский драматический театр отсталым и примитивным, что недалеко от истины. Драматические же театры относятся к кукольным, как к «младшим братьям», предназначенным в основном для детей, что кукольников очень обижает.

На самом деле белорусский кукольный театр - явление уникальное. По уровню международного признания и по количеству наград на самых престижных фестивалях он намного опередил драматический. Белорусские кукольные режиссеры ставят по всему миру, а театры всегда ждут на гастролях как в Европе, так и в России. Лидером белорусского кукольного театра является Минский театр кукол под руководством Алексея Лелявского. Именно ему удалось то, что не смог сделать весь остальной белорусский театр, - хорошо поставить Чехова.

Драматургия. Хрестоматийная «Чайка» в спектакле Лелявского дополнена еще несколькими небольшими текстами, которые и помогают режиссеру показать личный «опыт прочтения». Впрочем, в остальном эта наивная и пронзительная пьеса Чехова о человеческих амбициях, крушении идеалов, творчестве и неразделенной любви сохранена для белорусского зрителя с большой трепетностью и нежностью.

Режиссура. В Беларуси Чехов почти никогда не получался. То ли белорусский менталитет, то ли тяжеловесная и пафосная эстетика отечественного театра не позволяли понять и передать легкий юмор, трепетную тонкость и смысловую полифоничность его пьес. Лелявскому это удалось. Он подошел к Чехову не как к «литературному зануде», а как к комедиографу, рассказавшему анекдот о смешных и не очень талантливых людях, запутавшихся в своих чувствах и влечениях. У Лелявского Треплев и Тригорин - это два лица одного и того же человека. А все философские и творческие дискуссии происходят на фоне весьма приземленных вещей: обычных приставаний, застолий, нехитрых интеллигентских развлечений.

Куклы здесь оказались очень кстати. Маленькие, непропорциональные, смешные человечки с тонюсенькими ножками, длинными руками, смешными носами, ожившие в руках актеров, своими «нязграбнымi» движениями умножают юмор Чехова, вскрывая очевидный комизм пьесы, которую крайне редко удается сделать действительно комедией. У Лелявского зритель словно попадает в некий сюрреалистический кукольный мультфильм. То, что никогда не удалось бы драматическим актерам в силу законов природы, легко удалось маленьким куклам…

Плюсы. Этот спектакль полон блестящих актерских работ. Актеры виртуозно владеют профессией: куклы в их руках обретают жизнь настолько убедительно, что иногда сопереживаешь им больше, чем живым людям. Зритель видел пьесу, проигранную дважды: куклой и актером, где актер - это некое внутреннее «я», душа персонажа, а кукла - его внешняя оболочка. Особенно стоит отметить великолепное исполнение ролей Треплева и Тригорина Александром Янушкевичем, Нины Заречной - Инной Гончар. Их поддержали прекрасной игрой Валентина Пряжеева, Александр Васько, Владимир Грамович, да и остальные актеры в спектакле были на высоте.

Минусы. Сценография. Нагромождение реальных предметов реквизита и неких геометрических плоскостей кажется чересчур неестественным.
Добавить комментарий
Проверочный код