Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№9 (528) 06 марта 2006 г. Мнения

«За» двинули

06.03.2006
в гущу народа

Янка ГРЫЛЬ

Судьбоносный сдвиг произошел в системе отечественной пропаганды и агитации: предлог «за» на монументальных плакатах БелТА плавно сместился в середину лозунгов, зато слово «Беларусь» горделиво заняло позицию в самом начале.

После креативного прилива, пережитого накануне референдума 2004г., отечественный агитпроп явно обленился: на смену так и не родившемуся в муках качеству пришло достигаемое административным нахрапом количество: сначала - просто «За Беларусь!», потом - «За стабильную (мирную, олимпийскую, талантливую, трудовую, творческую и т.п.) Беларусь!». Только меняй эпитеты и рапортуй о все возрастающей эффективности идеологической работы в массах. Не мудрено, что за полтора-два года лозунги оказались заезжены настолько, что превратились в штампы. Потому что прилагательных в словаре выше крыши, а Беларусь одна.

Кстати, с эпитетами в процессе развития индустрии наглядной агитации происходили интересные метаморфозы. Реже всего на минских улицах встречались биллборды с силуэтом Национальной библиотеки («За просвещенную Беларусь!» ), костюмированной массовкой на театральной сцене («За творческую Беларусь!» ) и благообразным дядькой управленческого типа, пытливо ковыряющимся в цветущем кустарнике («За цветущую Беларусь!» ). Оно и понятно: просвещенного абсолютизма в РБ не получилось - только обыкновенный, творчества на стезе выхолощено-казенного патриотизма ждать бесполезно, а образ чиновника, проверяющего на соответствие прогнозным показателям количество пестиков и тычинок, может вызвать разве что смех, если не отвращение. Настала пора смещать акценты.

Даже наблюдатель, далекий от мысли, что перемещение предлогов в предложении может быть связано с очередным всенародным хуралом и тем более с предстоящими президентскими выборами, наверняка признает, что новое агитпроповское клише существенно отличается от предыдущего.

Это раньше «мы» - суровый часовой у монумента, смеющаяся Ксюша Ситник на сцене «Евровидения», колхозник с лицом принца Чарлза, чиновник с лицом колхозника, олимпийцы и ветераны, рационализаторы и ассенизаторы - были «за» по отдельности. Теперь «за» вся Беларусь - «за стабильность», «за независимость», «за достаток», «за самобытность» и т.п. - безоговорочно и коллективно.

Эффективность наружной рекламы определяется количеством показов. Ежедневно читая на разных щитах, под разными фотографиями одну и ту же фразу, человек подсознательно начинает воспринимать ее как аксиому, даже если при здравом размышлении совершенно с ней не согласен. «За Беларусь!» уже засело в подкорке у миллионов наших сограждан. Пришел черед новой формулы - «Беларусь за…» Существительные легче менять, чем прилагательные или причастия. И никто не удивится, если в один прекрасный день вместо «стабильности» и «независимости» в этой формуле появится фамилия. Благо тоже имя существительное.

Биллборды будут висеть повсеместно и долго - во имя умножения количества показов и легитимации итогов президентских выборов. В этом специфика отечественного агитпропа - он агитирует не за определенный образ мыслей или действий, а за стойкую иллюзию непогрешимости власти и всех ее поступков, за ощущение, что все мыслят, говорят и делают точно так же, как персонажи с этих незамысловатых плакатов. Белорусской фабрике социальных грез наплевать, что на самом деле думают люди: ей важно продемонстрировать, что все они думают одинаково.

Но в этом же и слабость пропагандистского бронепоезда, который несется на всех порах в счастливое «завтра», смертельно напоминающее «вчера» и «сегодня». Если креативного ресурса хватает только на передвижение предлогов или на смену эпитетов при игре в словесные паззлы, стало быть, агитатор сам не верит в то, что пытается вдолбить ошалевшим от счастья согражданам.
Добавить комментарий
Проверочный код