Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (526) 20 февраля 2006 г. Портмоне

Быт заел даже технику

20.02.2006
и торговлю ею

Ольга МИКША

Страшно даже представить, в кого могли бы превратиться современные люди, если бы лишить их телевизора, плейера, стиральной машины, пылесоса и еще как минимум полудюжины других видов бытовой техники. Не иначе, как в пещерного человека, который всю свою жизнь тратит на поддержание жизни. Рынок бытовой техники очень емкий, вот только заработать на нем теперь практически не удается.

На это жалуются как торговые предприятия, так и индивидуальные предприниматели - у тех и других налоги и пошлины съедают наценку, работать приходится с минимальной прибылью. Хотя схемы поставки техники у них несколько различаются, поскольку одни имеют выигрыш там, где его нет у других, и наоборот.

ОТБЕЛИВАТЕЛИ

Начнем с того, что практически вся импортная бытовая техника завозится в Беларусь из России. Поставки через западную границу прекратились два года назад, когда Польша вступила в Евросоюз и, соответственно, в зону евро. Это стало решающим фактором для предприятий. Примерно тогда же белорусская таможня повысила для физлиц ввозные пошлины на бытовую технику до 30%, что сразу отрубило «серый» поток, который активно поддерживали предприниматели под видом частных лиц. До сих пор из Польши можно привезти разве что телевизор - в разобранном виде, по старым каналам. Теперь, по оценкам участников рынка, «серый» импорт в отношении бытовой техники практически сошел на нет: неучтенным можно провезти разве что чайник или пылесос, крупная техника - стиральные машины, плиты, холодильники - прибывает в страну открыто.

Возможно, после реализации амбициозных планов российской Федеральной таможенной службы (ФТС) по легализации рынка бытовой техники и электроники этот процент еще больше снизится. Примерно в том же русле двигаются и белорусские власти: Минэкономики подумывает о введении обязательной маркировки товаров рискованного импорта, в число которых наряду с одеждой, обувью и мобильными телефонами намерено включить и бытовую технику.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В России торговым предприятиям выгодно брать товар непосредственно у производителя, т.к. в этом случае можно избежать двойной таможенной очистки, применяемой к товарам из третьих стран. ИП от такого наказания освобождены, но работать напрямую с производителем не могут: за товаром их направляют к местному официальному дилеру, а это в свою очередь означает плюс 10% к отпускной цене.

С другой стороны, дилер, который часто является и оптовиком, и розницей в одном лице, вынужден устанавливать такой уровень наценки, иначе не на что будет содержать магазин. Пожалуй, хуже всего приходится розничной торговле, которая берет товар у оптовика (уже с его накруткой), но сама ограничена 30% от цены производителя. Вкупе с местными сборами на прибыль (5-15% от оборота) можно предположить, что торговые предприятия не жируют. Косвенно это подтверждает и рынок: новых магазинов бытовой техники не прибавляется.

Ситуация могла бы значительно измениться с приходом крупных розничных сетей по продаже бытовой техники. В этом случае выиграл бы потребитель: за счет больших объемов такие сети получают товар от производителей по минимальной цене, делают минимальную наценку, максимально сокращают затраты на содержание и обслуживание магазинов, а сами зарабатывают на обороте. В крупных городах России такие сети уже есть, и для них интересен белорусский рынок. По неофициальной информации, руководство одной из них уже проводит предварительные переговоры о перспективе своей работы в Беларуси. Правда, тогда отечественной торговле придется худо, а предприниматели из этой «темы» и вовсе будут вынуждены уйти.

НЕСТОЯЩЕЕ ДЕЛО

Однако и сейчас, с введением для предпринимателей НДС, их затраты в этом виде торговли достигли пика. Если раньше (без учета транспортных и накладных расходов) они складывались из суммы единого налога (225 евро) и аренды, то теперь к ним весомо добавился фиксированный НДС в виде 300 евро в месяц. Откуда его взять - на личное усмотрение: из доходов или оборотки.

Не менее остро обстоят дела и с арендой. Самый крупный рынок страны «Ждановичи» целенаправленно сносит т.н. «нецивилизованную торговлю» в боксах и на их месте будет строить очередной «Мир моды». А в нем, как рассказал «БелГазете» предприниматель, пожелавший остаться неназванным, даже несмотря на то, что объект только в проекте, места для аренды уже зарезервированы.

А если все же посчастливилось договориться и заполучить искомый «лоскуток», надо выворачивать карманы. По оценке нашего собеседника, минимальный размер магазинчика для торговли бытовыми товарами должен составлять 15 кв. м (кстати, в этом случае уже начинает действовать повышающий коэффициент 1,2-1,5 к ставке единого налога) - только в этом случае можно обеспечить сколько-нибудь достойный оборот. Это означает, что арендодателю надо внести единовременную плату по $2 тыс. за кв. м за право аренды - половину сразу, остальное - после окончания строительства объекта. Эти $30 тыс. оформляются как оплата аренды за 36 месяцев, но опыт показывает, что «отбить» их за три года никому не удается.

Предпринимателю, продающему товара, к примеру, на $5 тыс. в месяц, остается $1 тыс., из которой надо вычесть все необходимые платежи, и хорошо, если в сухом остатке наберется сотня.

При этом используются все доступные способы минимизации затрат. Пожалуй, плохо получается лишь увеличить оборот: если снизить цену (например, пылесоса с $60 до $55), через неделю так поступят все соседи. В итоге продаж больше не станет, а прибыли - тем более.

И ЗДЕСЬ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Не меньшую угрозу, чем гипермаркеты, для предпринимателей и магазинов несет развитие электронной торговли. Бытовая техника - идеальный товар для интернет-магазина. Его не нужно примерять и подбирать под цвет глаз, достаточно выложить на сайте подробное описание приборов, и такой шопинг, бесспорно, окажется наиболее удобным как для поставщика, так и для покупателя. Первому не нужно содержать магазин и продавцов, второй может, не слезая с дивана, сравнить характеристики и цены на различные модели и сделать свой выбор.

До сих пор главным сдерживающим фактором широкого развития электронной торговли является отсутствие надежной платежной системы, более глобально - нерешенность проблемы цифровой идентификации. Впрочем, если учесть какими темпами в мире развивается программирование, ждать осталось недолго.
Добавить комментарий
Проверочный код