Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (526) 20 февраля 2006 г. Портмоне

Отмыв добела

20.02.2006
рынка бытовой техники

Ярослав ПОДЪЯБЛОНСКИЙ

Российская Федеральная таможенная служба (ФТС) в начале февраля анонсировала свою очередную сверхзадачу - полную и безоговорочную легализацию рынка импортной бытовой техники. ФТС боролась с серым импортом весь прошлый год - достаточно вспомнить громкое дело о конфискации огромной партии мобильных телефонов.

Ныне борьба обещает выйти на новый виток, что, естественно, не может не коснуться Беларуси: благодаря отсутствию таможенных границ сквозь серые сегменты отечественного рынка бытовой техники отчетливо просматривается российский триколор.

В 2006г. ФТС решила пойти путем усложнения процедур декларирования товаров и создания единой базы ценовой информации о них. Прошлый, 2005г., она начинала с запроса у иностранных производителей бытовой техники их стандартных прайс-листов и списка официальных импортеров. Легальным партнерам транснациональных компаний (ТНК) российские таможенники сулили «зеленый коридор» при растаможивании, всем остальным - полное прохождение таможенных процедур, делающее серый импорт менее прибыльным. Идея с прайс-листами и списками не сработала: таможенники просто не успевали сверять декларации с информацией от производителей. Впрочем, не смогло переломить ситуацию ни изменение размера таможенных пошлин в сторону снижения, ни корректировка географии растаможки импортных грузов.

Ныне от импортера собираются потребовать указания в инвойсе не только товарной группы, но и конкретной модели аппарата. Так обыкновенная счет-фактура превращается в декларацию качества и происхождения изделий. Российские таможенники считают, что, сверяя эти данные с информацией производителей, они легко отделят серый импорт от белого, поставив под контроль все 100% ввозимой электробытовой техники. Эта нехитрая процедура должна помочь в борьбе с таким классическим трюком, как занижение стоимости ввозимого товара при декларировании и пропорциональное уменьшение издержек на пошлины.

К подобным мерам Россию подталкивают как перспективы вступления в ВТО, так и надежды, что после легализации рынка электробытовых товаров ТНК начнут работать на нем напрямую, сократив трудозатраты ФТС и пополнив госбюджет. О том, что речь идет о весьма крупных суммах, публично заявляли и руководство ФТС, и министр экономического развития Герман Греф. Шутка ли: с 1990г. (времени возникновения) рынок бытовой техники РФ с учетом компьютерных комплектующих вырос с $1 млрд. до $14-15 млрд. в 2005г.: рост в 15 раз за 15 лет. Естественно, преобладание импорта практически по всем товарным группам является абсолютным.

Впрочем, статистика регулярно демонстрирует досадные разночтения. Так, если верить данным ФТС, в минувшем году в РФ было ввезено бытовой техники и электроники на $4,2 млрд. - более чем в 2 раза больше, чем в 2004г. ($2 млрд.). Но это «выбеленный» импорт. Российская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) насчитала за тот же 2005г. $12 млрд. К этой цифре можно добавить еще кучу электрочайников, плейеров и тостеров на $3-5 млрд., ввозимых челноками, что в итоге даст более или менее близкий к реальности результат. По оценкам российских СМИ, доля серого импорта составляет 50-70% от общего объема.

Серая экономика легче перестраивается и адаптируется к таможенным новшествам, чем легальная. В прошлом году после громких спецопераций ФТС доля легально растаможенных мобильных телефонов выросла с 10% до 50%. Зато нелегальный ввоз аудиовидеотехники из Азии, главным образом из КНР, ежегодно увеличивается на 10-15%. Иероглифы либо арабская вязь в маркировке, на пультах или клавиатурах нисколько не мешают сбыту: техника вполне годная к употреблению, удешевление чаще всего идет за счет таможенных пошлин. Самое смешное, что фиксируемые китайскими госорганами объемы товарооборота всегда на несколько миллиардов долларов превышают данные российской стороны. Это косвенный показатель эффективности работы таможни.

Впрочем, сама таможня РФ не знает, в какую сторону света ей смотреть в оба глаза, ожидая серого товара. Как явствует из заявлений ее представителей, до 60% бытовой электротехники в РФ поступает через Финляндию. Чуть реже грешат на страны СНГ - например, имели резонанс случаи задержания российскими таможенниками бытовой техники, собранной в Беларуси из импортных комплектующих.

Соотношение серого и белого импорта в разных товарных группах, фиксировавшееся на протяжении последних лет, колеблется в зависимости от конъюнктуры рынка и принятых ФТС правил игры, цены, габаритов и степени продвинутости самой техники. Если применительно к аудиотехнике соотношение серого к белому составляет 50:50, то для других товаров диспропорция куда ощутимей.

Товарные группы белое серое

Холодильники          90% 10%

Стиральные машины 90% 10%

Плиты                       90% 10%

Телевизоры с кинескопом 70% 30%

Телевизоры ЖК        30% 70%

Плазменные телевизоры 20% 80%

МР3-плейеры                 10% 90%

Источник: РАТЭК - «КоммерсантЪ», 2005г.

Кстати, формально серая техника потребителю не страшна: в странах СНГ действуют столь бескомпромиссные в плане защиты потребительских прав законы, что в любом случае де-юре недоброкачественный товар подлежит обмену, сломавшийся - ремонту в гарантийной мастерской и т.п. Другое дело, что на практике эти гарантии обычно не действуют.

Для торговли меры ФТС по обелению рынка накладны, но в общем-то не критичны. Они играют на руку крупным импортерам и торговым сетям. Мелким же ритейлерам придется или кооперироваться, или искать патронажа крупных - скажем, в статусе франчайзи. Впрочем, никто не гарантирует, что меры таможенников так сильно встряхнут российский рынок.

Однако в Беларуси эти шаги россиян дадут о себе знать, особенно применительно к тем брендам, которые официально на отечественном рынке не представлены, к нижнему ценовому сегменту, к малым форматам розницы. По оценкам белорусских ипэшников, во многих товарных группах до 70% ассортимента прокладывает путь в Беларусь через Россию.
Добавить комментарий
Проверочный код