Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (524) 06 февраля 2006 г. Радости жизни

Всемирная история музыки за два часа

06.02.2006
Хор Турецкого - не «Марш Турецкого»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Заслуженный артист России Михаил Турецкий - человек не только харизматичный, но и прагматичный: хорошо понимает, чего именно не хватает народным массам. Массам не хватает духовности и ощущения причастности к чему-то великому. Разумеется, при сохранении маленьких музыкальных слабостей и привязанностей: иначе духовность будет тяжело воспринимать. Увязав эти маленькие привязанности с оперным пафосом и эстрадным беспределом, Турецкий получил безукоризненную шоу-группу: десять красивых мужчин с прекрасными голосами плюс программа в духе «шоу по вашим заявкам».

За 15 лет существования хор прошел путь от мужского хора Московской хоральной синагоги до признанного во всем мире универсального эстрадного коллектива, т.н. «арт-группы» (именно так величает Михаил свое детище). В прошлом году в честь собственного юбилея уникальный хор устроил тур по 40 городам России. В году нынешнем маршрут расширили до 70 городов: руководителю пришло в голову, что харизму можно распространить и на братские республики. Тем более, что хор однажды уже выступал в Минске. «Зрители не хотели нас отпускать», - вспоминал Турецкий. Зрителей можно понять: помимо двух часов искрящегося винегрета из всех видов высокого музыкального искусства, они лицезреют на сцене и своих соотечественников: два участника хора родом из Беларуси. «Мои родители тоже из Беларуси », - сообщил Турецкий, однако не дал вразумительного ответа на закономерно возникший вопрос, почему в его «народном» репертуаре нет ничего белорусского. Впрочем, почему нет? В рамках ностальгического попурри из любимого ретро хор исполняет «Беловежскую пущу», неизменно встречаемую овациями.

Перед минским концертом Турецкий успел похвастаться прессе своим возможным сотрудничеством с Мадонной (певица также увлечена каббалистическими песнопениями, поэтому послушала высланный ей диск хора с восторгом и выразила желание поработать вместе), воодушевленно сообщить о желании «устроить сегодня для всех настоящий праздник» и в очередной раз отметить, что мужчин, поющих колоратурным сопрано сложнейшие женские партии величайших европейских опер, «в мире вообще очень мало». Собственное творчество его необыкновенно воодушевляет. На вопрос о том, какая композиция могла бы стать визитной карточкой коллектива, Турецкий восторженно рассказывает о знаменитом номере, где «в пяти минутах - вся история мировой оперы». А от просьб рассказать, как берегут свои уникальные голосовые связки эти «десять голосов, которые потрясли мир», он радостно отмахивается: «То, что по утрам надо пить сырые яйца, это все ерунда. Если голос есть, его не надо беречь. Средний возраст наших артистов - 35 лет. Если человек до 35 лет свой голос еще не потерял, значит, он правильным образом его бережет. У нас есть, конечно, некоторые негласные правила - например, в день концерта запрещается заниматься сексом. При сексе человек теряет очень много энергии и не сможет на сцене отдавать энергетику в зрительный зал».

Закончить общение с прессой Турецкий решил на патриотической нотке - рассказав, что несмотря на то, что в Штатах их любят, как родных, постоянно просят остаться и даже «сделали ежегодный праздник имени нашего хора в Майами», он все равно вернулся в Россию. Параллельно развенчан миф о том, как в день трагедии 11 сентября 2001г. хор Турецкого пел американский гимн в аэропорту: слезы, флаги трепещутся приспущенные - жуть! Исполнялся не гимн, а песня «God Bless America » (раньше она действительно была гимном), и не 11 сентября, а спустя несколько дней, когда хор слишком долго досматривали в аэропорту. Пришлось назидательно грянуть, дабы поверили. Турецкий довольно морщится: «Весь аэропорт замер. Некоторые даже вскочили и стоя нас слушали. Потом уже не было никаких вопросов». Впрочем, в каком-то смысле Михаил все-таки и американский патриот: на вопрос о том, в какой эпохе он хотел бы жить, он, не задумываясь, называет Америку 60-х. Есть в этом что-то беззащитно-хипповское. Видимо, поэтому хор так любит «Битлз».

Концерт потряс эклектичностью и мощностью. Шоу хора Турецкого - это что-то в духе мюзикла, включающего в себя практически все песенное наследие мира. Где еще можно насладиться высоким оперным искусством безукоризненного вокального мастерства, одновременно будучи уверенным, что тебя не станут пугать неизвестностью, а начнут развлекать? Развлечение зрителя - это и есть основная задача хора, смешивающего буффонадную пластичность с вычурными вокализами, одесский народный шансон - с джазовой классикой, эстраду 80-х - с широко известными еврейскими мелодиями вроде «7.40» и религиозными песнопениями. За пять минут нам и впрямь показывают всю историю мировой оперы: ломтики Верди, кусочки арии Мефистофеля, мелко нашинкованное «Сердце красавицы», немного специй из «Венецианского купца» - получается удобоваримый винегрет.

Любимый жанр хора Турецкого - попурри. С юморными шуточками, китчевыми выходками (к примеру, размахивание советским флагом - «ведь мы все скучаем по Советскому Союзу, правда-а-а-а?» ) и дирижированием не только певцами, но и зрителями. «А теперь - аплодисменты ! - командует Турецкий. - Переходящие… в овацию!» И правда, овация. Уже в начале концерта на сцену одна за одной выходят женщины с букетами. Правда, дарят их Олегу Бляхорчуку, выпускнику Минской консерватории, нашему земляку, который в хоре играет роль «такого попсового, более эстрадного тенора».

«Как я вижу, вы все являетесь большими ценителями классики!»
- дарит Турецкий щедрый комплимент публике, предваряя очередную порцию «классики»: на этот раз это вся история лирической советской песни, уложенная в пять минут. Похожим образом препарируется французская эстрада, АBBA, «битлы», шансон и песенки Утесова. То, на прослушивание чего раньше у человека уходили десятилетия, сейчас можно воспринять, прочувствовать и понять за каких-то пару часов. Эти пару часов вас только и делают, что развлекают, не только щедро паразитируя на вашей ностальгии по качественной эстрадной музыке и коллективным культпоходам в Оперный театр, но и демонстрируя недюжинные вокальные данные. Такого рода эстрадный постмодерн напоминает цирк: за два часа вы получаете все сразу.

Во Дворце Республики аншлаг, в финале зрители снова не отпускают артистов. Впрочем, аудитория у Турецкого - более чем элитарная: когда зал поет хором, не слышно ни одной фальшивой нотки (если вы когда-нибудь слышали, как омерзительно фальшиво поют толпы фанатов поп-звезд, вы меня поймете). Возможно, это всего лишь развлекательное шоу для тех, кому неловко слушать Киркорова, но кто никогда не пойдет, допустим, в филармонию, чтобы услышать что-нибудь другое. Но против всенародной любви не попрешь: Минск в очередной раз приобщился к прекрасному.
Добавить комментарий
Проверочный код