Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (524) 06 февраля 2006 г. Личный вкус

Книги

06.02.2006
 

Елена СЕЛЬЧЕНОК

* Алессандро БОФФА. «Ну и тварь ты, Вишковитц» * Мишель УЭЛЬБЕК. «Оставаться живым» * Эдуард ЛИМОНОВ. «Русское»

Алессандро БОФФА. «НУ И ТВАРЬ ТЫ, ВИШКОВИТЦ». - М.: Ad Marginem, 2005.

С какой страницы читать. Например, со стр. 134-й: «Я, Вишковитц, был микробом. «Важен не размер, Вишковитц, - говорили мне, - важно быть самим собой». Не успел я полюбить свое имя, как уже стал двумя микробами, ВИШКО и ВИТЦ. А уж что говорить, когда превратился в четыре: ВИ, ШКО, ВИ и ТЦ».

Рекомендуется биологам и небиологам с чувством юмора.

Что, где, когда. Дебютное литературное нечто ранее безвестного биолога и геммолога с известной фамилией, сына корреспондента газеты итальянских коммунистов «Унита», выросло на почве маленького острова в Таиланде, среди дикой природы и не менее диковатых жителей. То, что автор вследствие некоторого невежества окрестил романом, представляет собой набор аллегорических и натуралистических открыток-зарисовок, изначально создававшихся для развлечения друзей. Кочующие из рассказа в рассказ шесть героев предстают в облике рыб, богомолов, зябликов, арахнид, попугаев, улиток и т.д., обыгрывают те или иные философские идеи и мифологемы. Объекты сатиры весьма разнообразны, как и язык автора - сочетание биологических терминов с лирикой, а местами и со своеобразной философией. И хотя в конце и без того нетолстой книги обнаруживается словарик на 60 стр. с разъяснением непонятных научных словес, нужды в нем нет: все понятно из контекста.

Место на полке. Между «Жизнью насекомых» Виктора Пелевина и баснями Лафонтена.

Мишель УЭЛЬБЕК. «ОСТАВАТЬСЯ ЖИВЫМ». - М.: «Иностранка», 2005.

С какой страницы читать. Со стр. 25-й: «Пути поэзии и невроза пересекаются и чаще всего на последнем этапе сливаются - поэтическая струя почти неминуемо растворяется в кровавом потоке невроза».

Рекомендуется физикам и лирикам, философам, всем жаждущим открыть для себя «другого Уэльбека».

Что, где, когда. Если и не всегда сильные прозаики начинали как поэты, то в случае современного скандального французского классика Мишеля Уэльбека это больше, чем правда: он не только начал как поэт - он остался им. Стихи из сборников«Погоня за счастьем» (премия Тристана Тцара, 1992), «Смысл борьбы» (премия «Флор», 1996), «Возрождение» (1999) и даже эссе «Оставаться живым» (1991) местами неожиданно традиционны. Философия поэтического творчества, высказанная в предельно афористичном эссе - поэтическом манифесте Уэльбека, написанном в стиле знаменитого уайльдовского предисловия к «Портрету Дориана Грея», отсылает к декадентам рубежа XIX-XX вв.: «Научиться быть поэтом - значит, разучиться жить… Писать стихи - это не работа, это назначение… Поэт - это священный паразит». Источник поэзии - крик боли. Сквозная нота его строк - бытие в аромате смерти, жизнь в борьбе со смертью, упоение страданием: «Мир - это страдание в действии».

Место на полке. Между «Цветами зла» Шарля Бодлера, «Одним летом в аду» Артюра Рембо и, как ни странно, романами Уэльбека.

Эдуард ЛИМОНОВ. «РУССКОЕ». - М.: Ad Marginem, 2005.

С какой страницы читать. Со стр. 11-й: «Эта книга - мой вариант Великой Эпохи. Мой взгляд на нее. Я пробился к нему сквозь навязанные мне чужие…»

Рекомендуется поклонникам Эдуарда Лимонова, членам НБП, всем ностальгирующим по прекрасно-безжалостному миру совкового детства.

Что, где, когда. Книга, вышедшая после премьеры одноименного фильма в 2005г., являет собой не просто первоисточник киноленты, а ее литературный вариант. Под одним «лейблом» (названием фильма, в основу которого легло одноименное стихотворение Лимонова) собраны три автобиографические повести середины 80-х: «У нас была великая эпоха», «Подросток Савенко», «Молодой негодяй». Вторая из них (во французском переводе - «Автопортрет бандита в отрочестве») подтолкнула французов к сравнению Лимонова с Жаном Жене. В своем местами грубом, местами лиричном варианте трилогии о детстве, отрочестве и юности Лимонов говорит о себе в третьем лице. Видимо, отстраненность должна добавить объективности и лишить исповедальности. Не удалось ни то, ни другое. Первая любовь и разочарования, борьба с системой, обычные подростковые страхи и желания, несоответствие чаяний и возможностей - все эти проблемы взрослеющего бунтаря, читающего стихи на площади, приобретают бескомпромиссное национальное определение - «Русское». Хотя дело было на Украине задолго до основания НБП…

Место на полке. В ряду других книг Лимонова, тоже загримированных под автобиографические.

Книги предоставлены: ИП А.С.Немыцкий (asnem@mail.ru): ул. Октябрьская, 5 (КЗ «Минск»), ул. Даумана, 23, ул. Козлова, 3 (Дворец искусств).
Добавить комментарий
Проверочный код