Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (522) 23 января 2006 г. Радости жизни

Кино как предчувствие

23.01.2006
«Нельзя ждать шедевров, снимая с перерывом в 10 лет»

Татьяна КАРЮХИНА

Он огорошил прямолинейностью: «Если страна производит два-три фильма в год, хорошими будут лишь титры первого фильма». Потом удивил: «Именно документальные фильмы обеспечивают Беларуси возможность называться страной, где выпускается кино». Несколько лет назад в беседе с корреспондентом «БелГазеты» режиссер-документалист Виктор АСЛЮК мечтательно говорил о том, как он наконец снимет художественный фильм. Сегодня он монтирует свой первый игровой фильм «Ой, летели гуси…» И приходит к мысли о преимуществах документального кино.

Об особенностях современного кинематографического процесса с режиссером беседовала корреспондент «БелГазеты».

- Вы долго шли к игровому кино. Теперь испытываете чувство удовлетворения?

- Нет, и порой мне кажется, что даже близко больше не подойду к игровому кино! К сожалению, это случается чаще, чем необходимо. Лишь пару раз я был доволен собой.

- В чем проблема?

- Проблемы обычные, ученические: это другое кино. Не всегда помогает опыт. Я скован обстоятельствами. Очень трудно опять стать учеником, когда за спиной 15 лет работы в кино.

- Профессионалы игрового кино оценили вашу работу?

- Пока нечего оценивать. Да и оценить меня более критично, чем я сам, никто не сможет.

- Вы так же критично относитесь к работе коллег? Как вы оцениваете то, что было создано за последний год на «Беларусьфильме»?

- А я, представьте, не видел ни одного фильма: как-то не получилось.

- Но вы знаете, какие темы востребованы. Как вы объясните обилие военных сюжетов? Вас не гнетет слава «Партизанфильма»?

- Есть закономерность в том, что в последние годы мы стали так плотно заниматься военной темой. Наверное, это неспроста: сама жизнь загоняла нас в эти рамки. Возможно, одна из причин заключается в том, что в военной теме человек показан в критической ситуации (в жизни мы стараемся обходить эти критические ситуации, хотя их не меньше, чем на войне). А может, причина в том, что военная тема до конца не раскрыта. Я почти уверен, что для студии было бы выходом снимать настоящие фильмы, взяв за основу настоящую литературу о войне - произведения Быкова, Адамовича, которые не экранизированы или плохо экранизированы. Но нужно честно вернуться к этой теме.

Почему многие стали снимать фильмы о войне? Не потому, что замаячила дата - 60 лет Победы. Появилась возможность сделать это по-другому. Например, очень хорошая лента «Свои» Месхиева - совсем другая война. Или плохой фильм «Звезда». Его невозможно сравнивать даже с лентами, снятыми в 50-е гг. Я помню реакцию зала на фестивале в Карловых Варах: как раз в тех местах, где авторам хотелось, чтобы люди переживали, плакали, стоял истерический хохот. Потому что создатели «Звезды» показывали войну так, как ее снимали в 70-е гг. Только еще с какой-то американщиной…

Хотят этого сотрудники киностудии или нет, но это наше родовое пятно: «Беларусьфильм» будет подниматься на военных фильмах. Только это должно быть сказано, не скрывая проблем. Возможно, это будет не так интересно и своевременно, но есть необходимость возвращения к этому.

- Обыватель считает карьерным ростом переход из документального кино в игровое…

- Обыватель порой даже не подозревает о существовании документального кино. Он думает, что документальное кино - это то, что он видит по телевизору.

Хотя документальное кино сегодня находится в лучшем положении, чем игровое: снимается множество фильмов, есть возможности их показа. А развитие современной техники привело к тому, что документальное кино стало более художественным, что ли…

- И белорусское документальное кино переживает лучшие времена, нежели художественное?

- Документальное кино сегодня имеет больше шансов быть снятым на современном уровне: смета белорусского документального фильма в принципе позволяет снять конкурентоспособную продукцию. Только для этого нужно снимать ленты не к каким-то знаковым датам, а показывать жизнь. И тогда это кино можно продавать.

А Беларусь может только благодаря документальным фильмам существовать как страна, где выпускается кино. Ведь нельзя же считать кинодержавой государство, в котором выпускается два, максимум пять игровых фильмов в год. Но благодаря тому, что можно запустить 30-40 короткометражных (и документальных, и игровых) лент, из которых четыре-пять будут показываться на международных площадках, мы говорим о том, что у нас есть кинематограф.

Но этого мало. Документальное, вообще короткометражное кино должно развиваться. Иранское кино держится только на том, что в Иране в год снимается около 700 картин на всех носителях: видео-, кинопленке.

- Сколько фильмов могла бы производить белорусская киностудия, если бы по иранскому принципу занялась производством короткого метра?

- А для этого нужно иметь другую политику: считать, во сколько это обойдется, думать над тем, сможет ли студия обслуживать многочисленные съемочные группы. И проблемы будут заключаться не столько в том, как деньги распределить, а в том, что кино требует специалистов: режиссеров, операторов и т.п. Сколько, например, в Иране режиссеров, операторов, если они снимают даже не 70, а 700 картин? Там идут работать в кино, а у нас - нет. А ведь самое главное - приход людей: странных, неудачливых, забавных, талантливых. Нужен естественный отбор. Чтобы кино снималось разное и много, пусть даже плохого.

- А чем много плохих картин лучше, чем две-три хорошие?

- Из 100% фильмов только 2-3% - хорошие. С вашим подходом хорошими у нас будут только титры первого фильма. Количество рождает качество: вы снимете пять, пусть десять фильмов, но научитесь в конце концов. Это касается любой профессии: если нет конкуренции, если нет спора - ничего нет. Нельзя ждать шедевров, если фильмов мало, если они снимаются с перерывом в 10 лет.

- Какие из последних лент, снятых на киностудии, вы считаете достойными?

- Если мне что и вспоминается, так это последняя сцена «В августе 44-го». Больше ничего. И это тоже объясняется нехваткой денег и кадров. Мы можем надеяться на появление нового национального проекта, но тогда он должен базироваться на хорошей литературной основе. У него должен быть хороший бюджет - не в $1 млн. Я видел фрагменты из «Анастасии Слуцкой», это дешево снято. И это должно быть что-то свое: своя мистика, своеобразие, национальный характер, ментальность.

Почему мы не снимаем сериалы? Почему телевидение не является заказчиком игровых фильмов? В Польше даже в 1995г., не самое лучшее для польского кинематографа время, ТВ финансировало 20 игровых фильмов. Наше телевидение игровое кино вообще не снимает. И документальное кино оно тоже не делает. Оно превратилось в систему показа сериалов и новостей. А если бы киностудия и телевидение работали вместе, возможно, в кино потянулись бы молодые специалисты. Ведь пройдет еще 5 лет, и никого не останется. Не могут вечно кино делать только старые мастера. Молодежь надо учить.
Добавить комментарий
Проверочный код