Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№01 (520) 09 января 2006 г. Визави

Важно правильно возродиться

09.01.2006
в трепетных объятиях государства

Ольга МИКША, Татьяна КАРЮХИНА

4 января президент подписал указы «О присуждении премий «За духовное возрождение» 2005 г.» и «О присуждении специальных премий президента РБ деятелям культуры и искусства 2005 г.». Среди тех, кто удостоен наград«за значительные результаты в творческой, культурно-просветительской, научной и педагогической деятельности», директор Купаловского театра Николай Кириченко, авторский коллектив БелТА - за серию плакатов социально-политической тематики, кинорежиссер Анатолий Алай - за цикл документальных фильмов «В двух шагах от гильотины», «Старая боль» и »Встреча на Эльбе», главный редактор бюллетеня администрации президента Эдуард Скобелев - за роман «Пересечение параллельных» (в номинации «Художественная литература»), обозреватель газеты «Рэспубліка» Евгений Ростиков, авторский коллектив АТН - за цикл фильмов «Была война» (в номинации «Радио и телевидение»), ансамбль танца «Ровесник» - за работу по эстетическому воспитанию молодежи и активную концертную деятельность (в номинации «Воспитание творческой молодежи») и др.

О том, что значит премия для лауреата, насколько широко охватывает государство поощрениями белорусских деятелей искусств, с корреспондентами «БелГазеты» делились своими мыслями нынешний лауреат премии «За духовное возрождение» художественный руководитель и директор Театра белорусской драматургии Валерий АНИСЕНКО и художник Алесь ПУШКИН.

Валерий АНИСЕНКО: «МОМЕНТ ПРИЗНАНИЯ ВАЖЕН ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»

- Как и чем государство должно помогать деятелям искусства? И должно ли?

- История цивилизаций говорит о том, что государства без культуры не бывает. Если копнуть, что мы знаем о государстве, по каким данным строится наше знание о нем, то начиная с наскальных рисунков, с литературы и музыки, прежде всего по культурным знакам, так будем говорить, определяется государство, его мощь.

- Вы согласны, что независимо от того, помогало ли государство культуре развиваться или тормозило развитие, культура все равно существовала и будет существовать?

- Если мы говорим не об андеграунде, не о подпольной культуре, а о культуре нации, народа, то без поддержки государства она просто невозможна. В уважающем себя государстве это заложено в программу существования. Другое дело, что иногда это делается с большей охотой или меньшей. И в этой связи мне очень нравится политика нашего государства. Я прожил довольно долгую жизнь, в профессии более 40 лет, поэтому могу сравнивать. В таком объеме участия государства в культуре не было раньше.

- Каким оно было?

- Достаточно мощное, но очень дозированное, избирательное. Я говорю это со знанием дела: в последние годы у нас выпускаются сборники о том, что сделал Минкульт за год. Я не читал последний - не успел, но вспоминаю данные, которые публикуются ежегодно: там осуществляются очень большие проекты. Не просто декада искусств в какой-то стране (хотя они и сейчас проходят у нас), не просто показушные номера, а конкретные проекты.

- Есть люди, готовые поспорить, что поощрение власти сегодня столь же дозировано, как и в советские времена. Охватывает ли оно всех деятелей искусства?

- А вы посмотрите на адреса! Это очень широкий спектр: начиная от деятелей церкви и заканчивая семейным ансамблем. Не думаю, что этих премий очень много. Но их и не мало. И если собрать всех, кто получал президентские премии, то получается очень большая группа деятелей искусств. А если к этому добавить стипендии президентского фонда и Минкульта (у меня в театре человек пять получили стипендии министерства)… Это ощутимо!

- Что значит президентская премия для лауреата?

- Объясню на личном примере. У меня премия уже есть, и, что бывает крайне редко, теперь я получаю вторую. И испытываю чувство гордости, потому что получаю ее за работу уникальную в нашей культуре. Это многосерийный хроникально-документальный фильм. Когда-то в числе немногих дикторов я был допущен к официальным чтениям разных материалов на радио, киностудии. Я как бы в теме, но такой глубокой, большой работы - 10 серий о войне - еще не видел. Когда-то был фильм «Неизвестная война», снятый американцами. Но у нас картина по масштабу крупнее, по деталям точнее. И само участие в этой работе - для меня честь.

Благодарен руководству ОНТ и лично Григорию Киселю, пригласившему меня поработать над картиной, потому что для моего поколения - детей войны - это не абстрактная история. Теперь, слава богу, из эмоциональной памяти она уходит в память историческую: не могут вечно болеть раны. Но пока живы люди, которые слышали грохот войны, переживания также будут живы. Нигде, как у нас в Беларуси, так не отмечается День Победы. В этом году я был в дни празднования в Москве: все хорошо, достойно, но у нас атмосфера другая…

Очень важно и то, что такой фильм сделан молодыми. И с пониманием, с глубиной. Как человека творческого, меня это очень стимулирует.

- Является ли премия неким финансовым подспорьем?

- Конечно, хотя это не Нобелевская премия. Творческому человеку важно иметь глубокое, мощное дыхание. Что бы ни говорили, но творческие люди - чуть-чуть иные, состав крови другой, образно говоря. Момент признания, одобрения, подтверждение правильности того, что ты делаешь, для творческого человека важен как ни для кого другого.

В фойе нашего театра на специальном рулоне зрители пишут потрясающие признания: «Вы вернули меня к жизни…» Я начинаю рабочий день с того, что прихожу и читаю. Иногда раздается смех на весь театр - это отклик. И в этой связи премия также важна: подтверждается - ты на своем пути.

- Как вы относитесь к утверждению, что сытый художник творить не может?

- Я всю жизнь это слышал, и поскольку был голоден, казалось бы, должен согласиться. Чушь это! Неправда! У художника, если он художник, есть свои внутренние законы. Но хорошо бы, чтобы он выходил на улицу не в дырявых ботинках. Он должен быть обут, одет, сыт. А насколько он сыт - это его заботы. Прожив жизнь нищего человека, я не разделяю этой позиции. Хотя голод стимулирует...

- Почему среди лауреатов (некоторые из них удостаиваются премии по несколько раз), нет авангардных художников, поэтов и музыкантов?

- Андеграунд - это поиск неизведанных миров, уход от академических путей. Но есть школа, есть базовые виды искусства. Я думаю, это нормально.

Важно, что премий много: есть шанс быть замеченными. Все вообще получить не могут. Но что дает премия мне? Например, я надеюсь и мечтаю, что Александр Григорьевич однажды придет к нам в театр и увидит, где мы живем, это неприспособленное помещение. Мы - театр-лаборатория, созданный для воспитания молодой национальной драматургии (нигде на постсоветском пространстве нет такого театра). А нас 10 лет назад вселили в холодный зал профсоюзных и партсобраний и забыли… Ведь мы могли бы сделать национальный центр театрального драматического искусства. Художественно мы для этого созрели. Я готов уже представить репертуар. Вот какие надежды будит во мне премия, которую я получил.

- «Культура - служанка идеологии», - говорили партийные деятели в советское время и награждали тех, кто правильно понимал политику партии…

- Я тоже могу рассказать о жестких тисках идеологии, в которых побывал в то время. Когда я появился в Театре-студии киноактера в 1981г., меня заставляли ставить пьесу «Любовь Яровая» или что-нибудь с красным флагом. И заставили! Я поставил спектакль по «Коммунисту»: сделал свой сценарий, поставил по-своему, спектакль был замечательный. Но на меня в буквальном смысле давили. Сейчас я этого не ощущаю. В выборе репертуара, подборе пьес, спектаклей я не чувствую этих объятий государства. Это замечательно!

СПРАВКА «БелГазеты». Валерий Анисенко родился в 1944г. на Витебщине. В 1978г. окончил Высшие режиссерские курсы в Москве, приехал в Минск, где прежде работал актером, в надежде создать новый театр. В 1979г. возглавил Республиканский театр юного зрителя. Стоял у истоков Театра-студии киноактера, открывшегося 31 марта 1982г. спектаклем «Вся его жизнь». Работал главным режиссером на Белорусском радио. В 2000г. возглавил Театр белорусской драматургии. Обладатель награды «Человек года-2002», заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Госпремии (за радиоспектакли по повестям Василя Быкова) и специальной премии президента, профессор кафедры театрального творчества Белорусского университета культуры и искусств, академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения.

Беседовала Татьяна КАРЮХИНА

Алесь ПУШКИН: «ЕСЛИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ НЕТ, ТО ЧЕЛОВЕКА НАГРАЖДАЮТ»

- Что означает получение премии за духовное возрождение в профессиональном сообществе и в гражданском обществе в целом?

- Значимость этой премии, к сожалению, невысока. Сама задумка награждать людей, которые занимаются искусством, замечательная. Это очень приятно и престижно, когда государство пытается выделить из ряда людей искусства личность, которая соответствовала бы современности. Личность, в которой сконцентрировано все то, что ищет, мучительно нащупывает масса интеллигенции, а этот человек - яркий и характерный - нашел. Это своеобразный ориентир. И когда знаковых личностей награждают, тогда эта премия получает престиж и значимость.

Но я знаю только двух человек, которые награждены этой премией по заслугам - художник Михаил Савицкий и Зинаида Елисеева, она делает оклады из соломки. Можно вспомнить еще Михаила Борозну, которого я очень уважаю. Он был куратором моей галереи, а теперь - проректор Белорусской академии искусств. Это личности, которые запомнились и которые действительно соответствуют статусу премии «За духовное возрождение».

А когда награждаются совершенно неизвестные люди, при том, что рядом имеются действительно значительные достижения… Ну как можно не отметить новую книгу Рыгора Бородулина «Ксты» и почему бы не дать премию в области литературы именно ему? Тогда бы все поняли, что в нашей литературе действительно произошло знаковое событие. Я считаю, что эта книга и «Pager -вершы» Глеба Лабаденко - главные события прошлого года в литературе.

В прошлом году премию за духовное возрождение получил ксендз Йозеф Булька - все правильно, в десяточку! Замечательный человек, знаковая личность, которая в своем Мосаре по сути создала маленькую Швейцарию, город Солнца, а не сегодняшнюю Беларусь, где в провинции кругом пьют. Он привел в порядок кладбище, восстановил парк, скульптуры, в деревне нет пьянства.

И если бы каждый год претенденты на получение премии были бы так же выверены, то сегодняшняя власть получила бы ощутимые плюсы и завоевала бы симпатии интеллигенции.

Пока же получается, что государство буксует. Нет престижа и не хочется даже получать такую премию. Кто сейчас гордится премией Ленинского комсомола? Так же получается и с премией «За духовное возрождение».

- А как, по-вашему, выбираются кандидаты на премию сейчас?

- Наверное, на окончательное утверждение человека влияет его лояльность к власти. Ведь сведения ведомства собирают по всей стране, потом выбираются, безусловно, значимые люди, но все же проясняются взгляды кандидата: примет ли он эту премию или нет, не будет ли скандала или выступления. Если потенциальной опасности нет, человека награждают.

Геннадию Буравкину никто не присудит премию за духовное возрождение: он откажется, да еще какую-нибудь тираду задвинет. СМИ распространят, а это ужас для режима. Поэтому кандидаты проходят проверку на лояльность, а потом уже по телевизору показывают гладкую церемонию вручения премии. И так в заветный список попадают люди, которые совершенно не отражают наше время.

Вот в живописи есть настоящие художники, достойные быть знаком духовного возрождения. Например, Феликс Янушкевич. Он живет в Ракове, своими руками создал музей, целую культурную среду. Вот если бы этому человеку вручить премию, это имело бы капитальное воспитательное значение.

- Что означает премия для лауреата?

- Интересный случай был с художником Валерием Шкарубо. Он также получил премию, ее денежная часть составляла около $600, и на эти деньги он купил очень дорогие альбомы живописи и подарил Академии искусств. Таким образом, он отмежевался от материального в премии за духовное возрождение. Он показал, что не в деньгах дело.

Кроме того, было бы правильнее, если бы награду вручал не президент, а культурный духовный деятель. Например, кардинал Свёнтак, по-моему, после смерти Быкова, это наиболее авторитетная на Беларуси фигура. Вручение премии не должно быть самоцелью государства. Надо, чтобы культура развивалась по горизонтали, вширь, чтобы в каждом районе было нечто подобное частному музею Анатолия Белого в Старых Дорогах, или Дому-музею Марковцов в Заславле, или музею Алеся Циркунова на хуторе около Миор. Чтобы культура распространялась в самые дальние уголки страны, где сейчас нет абсолютно никакой культурной жизни, а только пьяные дискотеки. Вот ведь строятся агрогородки, и лучше всего, чтобы премию за духовное возрождение получал человек, который там реально занимается духовной и культурной жизнью людей. Человек, который спасает других от уныния и пьянства.

СПРАВКА «БелГазеты». Алесь Пушкин родился в 1965г. в Минской области. В 1978г. поступил в Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству. В 1990г. окончил факультет монументально-декоративного искусства БГТХИ (ныне БГАИ). В армии служил в Афганистане. Автор манифеста соц-арта, свой первый громкий перфоманс осуществил в 1989г., за что был осужден на два года условно, затем - еще более десятка перфомансов (самый известный - «Гной для прэзiдента» в 1999г., два года условно). Участник множества художественных выставок. Имеет шесть монументальных работ (росписи зданий), занимался книжной графикой. Лауреат второй Национальной премии «Хартия-97» в области защиты прав человека в номинации «За смелость в искусстве» (1999). В 1998-2005гг. - член БНФ. Женат.

Беседовала Ольга МИКША
Добавить комментарий
Проверочный код