Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№01 (520) 09 января 2006 г. Радости жизни

Темные силы их злобно гнетут

09.01.2006
По Минску прошел «Дневной дозор»

Виктор МАРТИНОВИЧ

Ничто не предвещало такой чудовищной тяги минского зрителя к новинке российского проката, фильму, снятому на, прямо скажем, чуждую нам тему. Нет в нем места ни подвигу советского народа в битвах с фашистскими оккупантами, ни борьбы восточных славян за историческое самоопределение. Но российский PR оказался куда действенней для умов белорусов, чем голливудский: при привычном отсутствии рекламы в городе (в кинотеатры звали лишь плакатики в метро и растяжки на улицах) зритель пошел ровными рядами - совсем как светлые «иные» на финальную битву с Завулоном в гостинице «Космос». Даже на третий день премьеры в зал можно было попасть, лишь купив билеты за три часа до сеанса.

Виктор МАРТИНОВИЧ

Сплав экшн и идеологии в «Дневном дозоре» сделан настолько по-голливудски ненавязчиво, что даже просвещенный зритель не чувствует дискомфорта от того, что светлые силы предстают в нем горсткой одетых в робы коммунальных работников, руководимых явно гэрэушным типом Гессером. Да, да, шеф светлых «иных» расхаживает в пальто с каракулевым воротником - тщательно воссозданном прикиде советских контрразведчиков.

Куда там теперь позитивным американским кинополицейским, единственным грешком которых, как известно любому зрителю, является чрезмерная страсть к высококалорийным пончикам! Отныне российские менты, опера и ФСБ не просто позитивны. Они светлы. Их миссия - бороться с силами тьмы, которые всех нас злобно гнетут.

«Дневной дозор» - такое явление культуры, которое не отражает реальность, а адаптирует ее под себя. Причем масштабы этой адаптации будут огромными: фильм наверняка побьет по сборам даже «9 роту». Если даже вялый минский зритель три дня подряд устраивал аншлаги, можно только догадываться, что сейчас творится в Москве. Знакомые россияне признались корреспонденту «БелГазеты», что в их столице реклама «Дозора» перекрыла даже рекламу стирального порошка и жевательных резинок. Добро пожаловать в новую, «последозорную» Россию!

Каждый третий написавший о премьере критик сравнил «Дневной дозор» с телеверсией «Мастера и Маргариты». Мол, и то, и другое - московская городская мифология. Собственно, повод для такого сравнения прочитывается сразу: критики любят сравнивать вещи, случившиеся недавно, пока детали еще свежи в памяти.

Однако эти книги, как и их экранизации (если, конечно, «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова можно называть экранизацией одноименного романа Сергея Лукьяненко), совершенно разные. Роман Булгакова писан вопреки (пусть даже по самому тексту этого не чувствуется), сценарий Лукьяненко - в угоду. Центральные российские издания уже начали поиск русской идеи в «Дневном дозоре». Газета.Ru решила, что национальная идея в фильме такова: «Желание понять, кто мы, собственно, есть». Предыдущий опыт извлечения национальной идеи из блокбастера относился к фильму «Брат-2» (2000). Ту, балабановскую, русскую идею можно было определить как намерение замочить в сортире весь мир, выходящий за пределы географических границ Российской Федерации. Можно констатировать, что дружба Путина со Шрёдером и Бушем, а также грядущее председательство России в «большой восьмерке» позитивно повлияли на русскую идею: россияне перешли от агрессии к поискам чего-то большого в себе. Но со строгим соблюдением законности и правопорядка в стране.

Работая в угоду «силам света» государства российского, «Дневной дозор» не только доходчиво объясняет, кого в стране нужно любить. Он еще и демонстрирует неприглядный образ нового врага. На балу у сатаны-Завулона, «Воланда в стиле «унисекс», замечены такие видные представители московской тусовки, как Артемий Троицкий, Сергей Шнуров, Борис Моисеев, Никас Сафронов. К «темным» однозначно отнесены либеральная буржуазия и модные «кексы», собственно, и превращающие Москву в мегаполис западного типа. Убери из Москвы ночную жизнь, закрой клубы, погаси рекламу, и она в один миг превратится в унылый, перенаселенный и грязный город, который ненавидели советские люди в 80-х и который проявляется всякий раз, когда герои уходят в «сумрак».

И вот эти самые милые тусовщики, эти престарелые хипаны в модных шмотках (в «Дозоре» сам Завулон одет в розовую облегающую рубашку с детской аппликацией в стиле R`n`B !), все то, что делает Россию современным западным городом, отнесено к силам тьмы. Нет, Ходорковский - не последний зэк-олигарх!

За «Дневной дозор» Лукьяненко нужно представить к государственной награде. Вряд ли подобный идейно здоровый фильм можно было бы снять по роману, скажем, Пелевина. У Пелевина фээсбэшники нюхают кокаин и играют, прямо скажем, эсхатологическую роль. По этой самой причине у Пелевина есть шансы превратиться в современный аналог Булгакова. Кстати, Пелевин не любит Лукьяненко едва ли не так же сильно, как Мастер не любил всю массолитовскую братию. И дело, наверное, не только в зависти (Лукьяненко экранизирован, Пелевин - нет).

В «ДПП НН» один из героев сравнил модных фантастов-беллетристов, рассуждающих о том, как им обустроить Россию, с заплечной путаной-малолеткой, которую дальнобойщик подобрал ради нехитрых удовольствий, а та ему взялась объяснять устройство карбюратора. Фильм «Дневной дозор» удачно укладывается в это определение. Идя в кинозал за нехитрым удовольствием, вы получаете ко всему прочему лекцию о том, кого в России нужно любить, а кого - ненавидеть. Впрочем, поскольку того социального класса, который фильмом отнесен к «темным», в Беларуси просто нет (пересажали упырей еще в зародыше), а все светлые опера и чекисты и так в почете, наш зритель получает от фильма чистые от идеологии кинематографические впечатления. Экшн-составляющая «Дозора» очень сильна. Если в начале сеанса позади вас оказалась группка подростков, обложенная пакетами чипсов и банками с пивом, не спешите расстраиваться, что вечер не удался: скорее всего на десятой минуте они забудут и о пиве, и о чипсах.

И в конечном счете как нехитрое удовольствие того рода, ради которого дальнобойщики подбирают заплечных путан-малолеток, фильм удался на славу.
Добавить комментарий
Проверочный код