Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№01 (520) 09 января 2006 г. Радости жизни

Темные силы их злобно гнетут

09.01.2006
По Минску прошел «Дневной дозор»

Виктор МАРТИНОВИЧ

Ничто не предвещало такой чудовищной тяги минского зрителя к новинке российского проката, фильму, снятому на, прямо скажем, чуждую нам тему. Нет в нем места ни подвигу советского народа в битвах с фашистскими оккупантами, ни борьбы восточных славян за историческое самоопределение. Но российский PR оказался куда действенней для умов белорусов, чем голливудский: при привычном отсутствии рекламы в городе (в кинотеатры звали лишь плакатики в метро и растяжки на улицах) зритель пошел ровными рядами - совсем как светлые «иные» на финальную битву с Завулоном в гостинице «Космос». Даже на третий день премьеры в зал можно было попасть, лишь купив билеты за три часа до сеанса.

Виктор МАРТИНОВИЧ

Сплав экшн и идеологии в «Дневном дозоре» сделан настолько по-голливудски ненавязчиво, что даже просвещенный зритель не чувствует дискомфорта от того, что светлые силы предстают в нем горсткой одетых в робы коммунальных работников, руководимых явно гэрэушным типом Гессером. Да, да, шеф светлых «иных» расхаживает в пальто с каракулевым воротником - тщательно воссозданном прикиде советских контрразведчиков.

Куда там теперь позитивным американским кинополицейским, единственным грешком которых, как известно любому зрителю, является чрезмерная страсть к высококалорийным пончикам! Отныне российские менты, опера и ФСБ не просто позитивны. Они светлы. Их миссия - бороться с силами тьмы, которые всех нас злобно гнетут.

«Дневной дозор» - такое явление культуры, которое не отражает реальность, а адаптирует ее под себя. Причем масштабы этой адаптации будут огромными: фильм наверняка побьет по сборам даже «9 роту». Если даже вялый минский зритель три дня подряд устраивал аншлаги, можно только догадываться, что сейчас творится в Москве. Знакомые россияне признались корреспонденту «БелГазеты», что в их столице реклама «Дозора» перекрыла даже рекламу стирального порошка и жевательных резинок. Добро пожаловать в новую, «последозорную» Россию!

Каждый третий написавший о премьере критик сравнил «Дневной дозор» с телеверсией «Мастера и Маргариты». Мол, и то, и другое - московская городская мифология. Собственно, повод для такого сравнения прочитывается сразу: критики любят сравнивать вещи, случившиеся недавно, пока детали еще свежи в памяти.

Однако эти книги, как и их экранизации (если, конечно, «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова можно называть экранизацией одноименного романа Сергея Лукьяненко), совершенно разные. Роман Булгакова писан вопреки (пусть даже по самому тексту этого не чувствуется), сценарий Лукьяненко - в угоду. Центральные российские издания уже начали поиск русской идеи в «Дневном дозоре». Газета.Ru решила, что национальная идея в фильме такова: «Желание понять, кто мы, собственно, есть». Предыдущий опыт извлечения национальной идеи из блокбастера относился к фильму «Брат-2» (2000). Ту, балабановскую, русскую идею можно было определить как намерение замочить в сортире весь мир, выходящий за пределы географических границ Российской Федерации. Можно констатировать, что дружба Путина со Шрёдером и Бушем, а также грядущее председательство России в «большой восьмерке» позитивно повлияли на русскую идею: россияне перешли от агрессии к поискам чего-то большого в себе. Но со строгим соблюдением законности и правопорядка в стране.

Работая в угоду «силам света» государства российского, «Дневной дозор» не только доходчиво объясняет, кого в стране нужно любить. Он еще и демонстрирует неприглядный образ нового врага. На балу у сатаны-Завулона, «Воланда в стиле «унисекс», замечены такие видные представители московской тусовки, как Артемий Троицкий, Сергей Шнуров, Борис Моисеев, Никас Сафронов. К «темным» однозначно отнесены либеральная буржуазия и модные «кексы», собственно, и превращающие Москву в мегаполис западного типа. Убери из Москвы ночную жизнь, закрой клубы, погаси рекламу, и она в один миг превратится в унылый, перенаселенный и грязный город, который ненавидели советские люди в 80-х и который проявляется всякий раз, когда герои уходят в «сумрак».

И вот эти самые милые тусовщики, эти престарелые хипаны в модных шмотках (в «Дозоре» сам Завулон одет в розовую облегающую рубашку с детской аппликацией в стиле R`n`B !), все то, что делает Россию современным западным городом, отнесено к силам тьмы. Нет, Ходорковский - не последний зэк-олигарх!

За «Дневной дозор» Лукьяненко нужно представить к государственной награде. Вряд ли подобный идейно здоровый фильм можно было бы снять по роману, скажем, Пелевина. У Пелевина фээсбэшники нюхают кокаин и играют, прямо скажем, эсхатологическую роль. По этой самой причине у Пелевина есть шансы превратиться в современный аналог Булгакова. Кстати, Пелевин не любит Лукьяненко едва ли не так же сильно, как Мастер не любил всю массолитовскую братию. И дело, наверное, не только в зависти (Лукьяненко экранизирован, Пелевин - нет).

В «ДПП НН» один из героев сравнил модных фантастов-беллетристов, рассуждающих о том, как им обустроить Россию, с заплечной путаной-малолеткой, которую дальнобойщик подобрал ради нехитрых удовольствий, а та ему взялась объяснять устройство карбюратора. Фильм «Дневной дозор» удачно укладывается в это определение. Идя в кинозал за нехитрым удовольствием, вы получаете ко всему прочему лекцию о том, кого в России нужно любить, а кого - ненавидеть. Впрочем, поскольку того социального класса, который фильмом отнесен к «темным», в Беларуси просто нет (пересажали упырей еще в зародыше), а все светлые опера и чекисты и так в почете, наш зритель получает от фильма чистые от идеологии кинематографические впечатления. Экшн-составляющая «Дозора» очень сильна. Если в начале сеанса позади вас оказалась группка подростков, обложенная пакетами чипсов и банками с пивом, не спешите расстраиваться, что вечер не удался: скорее всего на десятой минуте они забудут и о пиве, и о чипсах.

И в конечном счете как нехитрое удовольствие того рода, ради которого дальнобойщики подбирают заплечных путан-малолеток, фильм удался на славу.
Добавить комментарий
Проверочный код