Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Продажа масел, запчастей и расходных материалов для квадроциклов
vagmotor.ru
№01 (520) 09 января 2006 г. БГ-Феномен

Полный пенсион

09.01.2006
Как превратить пенсионера в партнера

Константин ФИРСОВ

Чили учит мир, как делать пенсионную реформу: США и страны ЕС до сих пор не могут повторить то, что сделали чилийские реформаторы 25 лет назад. С подачи Хосе Пинеры генерал Пиночет зажег зеленый свет обновлению одной из самых чувствительных сфер экономики - пенсионной системы. Если бы тогда можно было делать ставки на успех данного проекта, как на футбольный матч, то 99,9% экономистов из богатых стран, МВФ и Всемирного банка поставили бы 1000 к 1 против Чили.

Не от хорошей жизни Пиночет занялся пенсионной реформой. Старая - европейская - модель находилась в глубоком кризисе. Сберкассы не в состоянии были выплачивать пенсии. Правительство и правящие партии без разбору раздавали пенсионные привилегии различным социальным группам. Демагогия и популизм резко увеличили обязательства государства перед пенсионерами.

В стране насчитывалось около 100 различных категорий пенсионеров, которые были прикреплены к 32 государственным пенсионным фондам. Практика выбивания особых привилегий, создания стимулов для чиновников в виде бесплатного отдыха в резиденциях на престижных курортах стала нормой. Эти затраты входили в стоимость содержания самой системы. Пенсионная система стала стабильным источником коррупции. Некоторые рабочие начинали получать пенсию в 42 года, другие вынуждены были работать до 65 лет. Пенсионная система охватывала только 62% рабочей силы и все равно не работала.

Таблица

ЧТО ПРЕДЛОЖИЛ ПИНЕРА

Министр труда Пинера предложил деполитизацию пенсионной системы. Если государство не умеет управлять заводами и банками, нет оснований считать, что оно справится с пенсиями. Поэтому был предложен переход на систему индивидуальных накопительных пенсионных счетов. Добровольно, без принуждения.

Прежде всего, реформаторы привели в порядок информацию о трудовой деятельности граждан. Этот чрезвычайно сложный процесс продолжался около 4 лет. Вторым шагом было введение единого пенсионного возраста: для мужчин 65 лет, для женщин - 60. Были упразднены бесчисленные льготы и привилегии. Очередным шагом стало принятие решения об автоматической индексации пенсий в случае, если годовая инфляция превысит 15%. Все эти меры касались первого уровня, т.е. госсистемы. В ней оставались люди, которым оставалось до пенсии 10 лет и сами пенсионеры. Те рабочие и служащие, которые переходили в частную систему, получали от государства в счет уже отработанного времени т.н. «облигации признания», депонированные на счетах в частных фондах. Срок их погашения наступал в момент выхода на пенсию. Каждый рабочий получил индивидуальную книжку пенсионную книжку, в которую заносились его личные данные и история его пенсионного страхования.

Чилийцам предоставили право выбора частного пенсионного фонда, который управляет пенсионными накоплениями. Для обеспечения гарантий сбережений был введен принцип трастового управления средствами, жесткие правила отчетности, ограничения по инвестициям и гарантии по обеспечению минимальной доходности (4% в год с учетом инфляции). Затем были так же ограничены операционные издержки фондов.

Каждый, кто только начинал работать, обязан был вносить 10% дохода на свой счет в одном из 20 частных пенсионных фондов (еще 10% он мог вносить по своему желанию). Эти отчисления снижали налогооблагаемую прибыль и входили в затраты. Одновременно были упразднены налоги на зарплату, которые платили рабочие и работодатели. Согласно закону, начисляемая зарплата работника повышалась на размер социального налога работодателя, и с этой суммы происходило начисление 10% вклада в пенсионную систему. Помимо пенсионных выплат обязательными были 3-процетный ежемесячный страховой взнос на случай инвалидности и смерти и 4-процентная медицинская страховка.

Важным аспектом новой системы было определение минимального размера пенсии по старости, по инвалидности и по случаю смерти кормильца. Государство гарантировало перечисления средств на индивидуальный счет рабочего при наступлении этих страховых случаев. Оно принимало данные гарантии, если в момент выхода на пенсию рабочий имел трудовой стаж, как минимум, 20 лет. Не были забыты и те немногие старики, которые по разным причинам не имели такого стажа или достаточного количества средств. Адресная помощь и четкие условия госсубсидирования не представляли большой проблемы для бюджета.

ДОВЕРИЕ К ЧАСТНОЙ СИСТЕМЕ

В течение первых трех месяцев 25% рабочей силы Чили перешло в частную пенсионную систему. Спустя 5 лет в ней участвовала уже половина населения. Сегодня участниками частной пенсионной системы являются 63% занятых в экономике. Самозанятые, т.е. индивидуальные предприниматели, сами решают, открывать им пенсионный счет или нет: 2/3 из них предпочитают самостоятельно заботиться о старости. Суммарный объем капитала в новой системе превысил $54 млрд. Пенсионные фонды инвестируют средства в различные финансовые инструменты на фондовом рынке, реализуют проекты предприятий, они создали более 20 тыс. рабочих мест в 447 филиалах по всей стране.

Реформа резко увеличила склонность населения к сбережению. Внутренняя ставка сбережений выросла до 26% ВВП - поколению чилийцев пришлось потуже затягивать пояса, но будущие поколения будут иметь гораздо больше возможностей как для инвестирования, так и для потребления. Среднегодовой реальный доход по пенсионным инвестициям с 1981г. по 1997г. составил 12%. В 1998-2003гг. доходность упала до 6,5%. В среднем за 25 лет пенсионный счет генерировал доход около 10% годовых. При выходе на пенсию средний чилийский рабочий будет получать 60-65% от средней зарплаты по стране. Сегодня расходы государства на пенсионное обеспечение составляют только 1,5-2% ВВП. Для сравнения: в Беларуси этот показатель - около 10%, в среднем по странам ОЭСР расходы государства на пенсии составляют около 8% ВВП. Если не будет проведена пенсионная реформа, расходы на пенсии в ближайшие 10 лет могут удвоиться. В Чили самое страшное уже позади.

Благодаря участию в новой системе граждане Чили являются акционерами сотен акционерных предприятий с низким риском. В результате проведенной реформы чилийцы смотрят на отчисления в систему социального обеспечения не как на очередной налог, а как на форму частного сбережения. Конкуренция за средства домашних хозяйств значительно расширила диапазон применения средств, углубила рынок капитала и создала условия для экономического роста. Чили стала малой страной с большим количеством мелких капиталистов. Около полумиллиона человек получают пенсии в новой системе. Их размер на 50-100% выше, чем в старой госсистеме.

Чили сумела успешно заменить убийственный для новых рабочих мест налог на зарплату на стимулирующую создание рабочих мест частную инвестиционную систему. При этом значительно повысились доходы граждан после выхода на пенсию и их личное благополучие, а их сбережения инвестируются в доходные национальные и международные проекты - эта сумма превышает половину ВВП страны.
Добавить комментарий
Проверочный код