Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (518) 19 декабря 2005 г. Тема недели

Коррупции ручьи сольются в нашем море?

19.12.2005
Мир и Беларусь делают вид, что борются с коррупцией

Ярослав РОМАНЧУК

В 1995г. мало известная в то время организация Transparency International (ТI) опубликовала свой первый индекс восприятия коррупции (ИВК). Тогда опросы по оценке уровня коррупции проводились в 41 стране. Лидером стала Новая Зеландия. Замыкала список Индонезия. Беларуси в списке не было. Мы появились только в 2002г. с приличным показателем - 4,8. В 2005г. ТI оценила уже 150 стран - современная финансовая система и мировая торговля почти идеально приспособлены для операций с «грязными» деньгами.

ТРИ ВИДА ГРЯЗНЫХ ДЕНЕГ

После окончания холодной войны объем незаконных финансовых сделок вырос на несколько порядков. Всемирный банк, МВФ и правительства развитых стран беспечно взирали на спокойное проникновение в мировую систему грязных денег. По мнению Р.Бейкера, автора книги «Ахиллесова пята капитализма», существует три формы «грязных денег»: деньги преступников, ресурсы коррумпированных лиц, деньги коммерческих структур. Деньги уголовников - результат большого количества видов деятельности: рэкет, контрабанда, торговля поддельными товарами и людьми, переброска через границу нелегальных мигрантов, работорговля, хищение имущества, фальсификация, мошенничество с ценными бумагами и кредитами, кража, сексуальная эксплуатация, проституция и т.д. Однако во многих странах деньгами уголовного происхождения считаются деньги, являющиеся результатом операций с наркотиками, мошенничеством с финансами банков, а также определенные виды насилия, включая терроризм.

Коррупционные деньги берут начало во взятках и откатах, которые получают официальные лица. В США выплата взяток была запрещена только в 1977г., а вот запрет на операции с выручкой в виде взяток был введен только в 2001г. Большинство европейских государств начало принимать законы против взяточничества и операций со средствами, которые были получены в виде взяток, только в конце 90-х, когда огромные деньги уже были переброшены из стран бывшего СССР на Запад.

Коммерческие грязные деньги - средства, переводящиеся за рубеж с целью ухода от налогов. В отличие от легальных операций, грязные деньги исчезают из учетных документов в стране происхождения. Иными словами, легальные трансферты регистрируются как расходы, депозиты или инвестиции и остаются в бухучете компании или на счете физлица. Незаконные трансферты намеренно делаются для того, чтобы избежать регистрации. Все три вида грязных денег используют практически одни и те же трюки и документальные уловки: предоставление фальшивой документации, работа через подставные корпорации, банки-прикрытия, налоговые «небеса», секретный режим по юрисдикции разного рода оффшоров, выставление фиктивной цены, сговор, откаты, цифровые счета, переводы, которые скрывают суть транзакций и т.д.

Таблица

CASE STUDY: ГОСУДАРСТВА- «ПРЕСТУПНИКИ»

С точки зрения финансовых потоков, 90-е гг. - самое благодатное для коррупции время. Скачкообразный рост коррупции совпал с развалом социалистической системы, с ростом напряжения в системе welfare state, а также со значительным ростом размеров государства в странах Запада. Как ни парадоксально это звучит, в 90-е гг. не Запад стал капиталистичнее, а социализм тоталитарного образца сменился интервенционизмом с управляемой и неуправляемой демократией и острым дефицитом экономической свободы. Поэтому коррупция сорвалась с цепи.

Один из самых эффективных способов превращения госресурсов в личные состояния - монополизация страны и установка таксы практически на любую коммерческую операцию. В Индонезии в 70-х гг. семья Сухарто использовала все известные ей способы вытягивания денег из страны: монополия на внешнюю торговлю, получение права на торговлю отдельными товарами, аккумуляция долгов членами семьи и приближенными к Сухарто с последующим их списанием, формирование СП со многими ТНК, что обеспечило режиму доступ к рынкам развитых стран. Хроникер Сухарто насчитал 97 фондов, которые получали следующие пожертвования: 2,5% прибыли центрального банка и всех госбанков; 2% дохода физлиц, а также государственных и частных компаний, которые зарабатывали более $40 тыс. в год; определенный процент от зарплаты госслужащих; долю от каждого счета за потребленную электроэнергию; от продажи билетов в кино и других потребительских расходов. На фоне таких практик Беларусь - невинный младенец.

По оценке Бейкера, в 1989-2004гг. из России вывезено $200-500 млрд. Годовой вывоз капитала - $20-30 млрд. Только Китай может сравниться с РФ объемами денег, вывозимыми из страны из страха использовать их у себя дома или элементарно украденных.

Вот «Евробанк» - «дочка» Центробанка России в Париже. Однако 23% акций банка якобы принадлежит физлицам и российским компаниям. «Евробанк» - главный акционер компании Fimaco, зарегистрированной в американском Джерси. Одновременно Fimaco была совладельцем Evrofinance bank (Москва), который активно работал с ГКО. Такая связь между Центробанком,Fimaco и Evrofinance bank создавала великолепные условия для творческой работы на финансовом поприще.

В начале 90-х гг. Центробанк отсылал миллиарды долларов на счета Fimaco. Это не преступление, но есть ряд весьма любопытных обстоятельств. Fimaco брала 0,06% от средств, которые ей перечислялись. Кредиты МВФ шли на счет Fimaco. Неясно, были ли все средства этих кредитов переведены обратно в Россию, но тогда Россия неправильно указала свои резервы, нарушив правило прозрачности операций. Эксперты сходятся во мнении, что Fimaco перечисляла деньги в Evrofinance bank для покупки гособлигаций, доход по которым доходил до 200%. Конвертируя кредитные доллары в рубли, Центробанк активно манипулировал ценами на ГКО в 1998г. Pricewaterhousecoopers получил заказ на проведение аудита всех этих операций, написав в отчете: «Нам не предоставили доступ к Ost West Handelsbank (получатель большой части кредита МВФ в $4,8 млрд.)». Через четыре недели после доклада аудитора, когда было установлено, что найти деньги не представляется возможным, МВФ выделил России еще один транш на $4,5 млрд.

«ГРЯЗНЫЕ ДЕНЬГИ»: СКОЛЬКО ИХ?

В 1998г. глава МВФ Мишель Камдессю оценил объем отмывания денег в 2-5% мирового ВВП. Речь идет о $640 млрд. - $1,6 трлн. С учетом коммерческих грязных денег - $1-2 трлн. в год. Мировая оргпреступность имеет оборот около $1,5 трлн. Большая часть - оборот наркотиков, но поступления от всех остальных видов деятельности вместе превышают доход от наркотиков.

Р.Бейкер провел 335 интервью с банкирами, таможенниками, экономистами, производителями, социологами, юристами в 23 странах и оценил объем коррупционных денег, которые идут из 20 развивающихся стран (в т.ч. России, Китая, Украины, Ирака, Беларуси, Казахстана и др.), в $20-40 млрд. Что касается коммерческих грязных денег, то их объем тоже весьма велик. В Латинской Америке 45-50% транзакций идет под фальшивыми ценами, в Африке - 60%, на Ближнем Востоке и в Азии - 5-7%. При объеме внешней торговли в развивающихся и переходных странах в $4 трлн. объем ресурсов, которые вывозятся из страны таким образом, достигает $200-280 млрд. в год.

ДАЛЕКО-ДАЛЕКО ДО ОЗЕРА ЧАД

Беларуси по части коррупции еще далеко до дна, которое представляют собой Нигерия, Парагвай или Чад, но тенденция не может не беспокоить. Белорусский бизнес использует практически все схемы работы с «грязными» деньгами.

Индекс восприятия коррупции-2002 в 4,8 пункта дал нам высокое 36-е место вместе с Литвой (из 102 стран). Тогда Польша была на 45-м (4,0 пунктов), Латвия - на 52-м (3,7), а Россия - на далеком 71-м (2,7) месте. В 2003г. Беларусь переместилась на 53-е место с показателем 4,2. Литва оказалась гораздо устойчивей - 41-е место (4,7), а Россия традиционно плелась в конце списка - 86-е место (из 133 стран) с таким же показателем в 2,7 пункта. В 2004г. Беларусь сползла на 74-е место с показателем 3,3 пункта. Наконец, в 2005г. наше падение достигло апогея - 107-е место с показателем 2,6 пункта. С 2002г., когда Беларусь впервые получила оценку ТI, наша страна опустилась на 71 место вниз - в группу коррумпированных стран. Даже падение России (на 55 мест) было не таким болезненным.
Добавить комментарий
Проверочный код