Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (518) 19 декабря 2005 г. Тема недели

Под роспись или на лапу?

19.12.2005
Прокуратура проследит

Родион РАСКОЛЬНИКОВ

Отвечая во время рассмотрения законопроекта «О борьбе с коррупцией» на вопрос, почему закон устанавливает ответственность для должностных лиц, но не для тех, кто их пытается подкупить, генпрокурор пояснил: «Коррупция - продажность чиновников», без продажных чиновников «нет и коррупции». Однако кандидатам в президенты и депутаты, лицам, работающим в негосударственных организациях на административно-хозяйственных и контрольно-ревизионных должностях, расслабляться не стоит: в законе они приравнены к государственным должностным лицам и являются потенциальными субъектами коррупции.

Упомянуты в принятом проекте и иностранцы - должностные лица других государств, члены публичных собраний, представители международных организаций, парламентских собраний.

Бороться с коррупцией в РБ будут четыре органа: прокуратура, МВД, КГБ и КГК. Причем у прокуратуры особое положение. Она ответственна «за организацию борьбы с коррупцией», для чего аккумулирует информацию о фактах коррупции, анализирует эффективность мер по противодействию ей, координирует деятельность других госорганов, осуществляет надзор за исполнением закона, готовит предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Проект предусматривает создание в МВД, КГБ и прокуратуре «специальных подразделений по борьбе с коррупцией». Их бойцы имеют право безвозмездно получать от госорганов и других организаций информацию, необходимую для борьбы с коррупцией, с санкции прокурора ограничивать юрлиц в праве распоряжаться имуществом во время проверки на срок до 10 суток, приостанавливать полностью или частично на срок до 10 суток операции физ- и юрлиц по счетам и вкладам, вносить представления о лишении лицензий юрлиц и ИП. Причем финансовое и материально-техническое обеспечение спецподразделений «является приоритетным и осуществляется за счет средств республиканского бюджета».

Что касается ограничений для самих чиновников, предусмотренных законом «О борьбе с коррупцией», их можно разделить на два вида: действительные и забавно-популистские.

Серьезно усложнить жизнь госаппарату может, например, ст. 19 «Недопустимость совместной службы близких родственников и свойственников». Она запрещает прохождение госслужбы лицами, находящимися в отношениях брака, близкого родства, усыновления или свойства, если их профессиональная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Проект не позволяет должностным лицам заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, принимать участие в управлении фирмой, иметь счета в иностранных банках, выполнять поручения политических партий, в которых они состоят.

Не порадует служащих и список правонарушений, «создающих условия для коррупции». Вмешательство с использованием служебных полномочий в деятельность других госорганов, требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, использование служебного положения при решении личных вопросов, требование от физ- и юрлиц информации, выдача которой не предусмотрена законодательством, предоставление необоснованных льгот и привилегий - все эти милые сердцу любого коррупционера шалости отныне объявлены вне закона.

К забавным нормам проекта можно отнести требование к лицу, претендующему на государственный пост, в письменном виде обещать исполнять нормы закона. Как будто подобного рода «пионерские присяги» могут остановить потенциальных коррупционеров. Еще одной забавной статьей является положение, согласно которому, совершив сделку на сумму, превышающую 2000-кратный размер базовой величины (т.е. около $27 тыс.), служащий должен предоставить декларацию о доходах и сведения о сделке. Норма-то как раз очень нужная, если бы не адрес, куда чиновников обязали направлять сведения. Речь идет о «кадровой службе по месту работы государственного должностного лица», которая обязана проверить сведения и при необходимости информировать орган, «осуществляющий борьбу с коррупцией». Как будто кадровая служба в принципе может восстать против, скажем, руководителя своей организации.

Число проблем, с которыми госаппарату придется столкнуться после принятия законопроекта, неисчислимо больше таких вот полумер. После утверждения документа во втором чтении, одобрения СР НС и подписания президентом чиновникам не позавидуешь.
Добавить комментарий
Проверочный код