Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (518) 19 декабря 2005 г. Тема недели

При последнем издыхании

19.12.2005
депутаты доконали гидру коррупции

Виктор МАРТИНОВИЧ

С ней боролись русские цари и советские руководители, Петр I называл ее «местничеством», ЦК партии - «клановостью». До 14 декабря 2005г. - дня принятия ПП НС проекта закона «О борьбе с коррупцией» - в Беларуси она находилась в крайне ослабленном состоянии. Сразу несколько депутатов признали, что ее у нас либо вообще нет, либо она почти не встречается. И тем не менее ПП НС нанесла последний удар по коррупции, приняв в первом чтении проект, который отклоняла в 2001г. и 2004г. Документ «О борьбе с коррупцией» одни называли «бестолковым», другие -«надежным средством искоренения взяточничества и злоупотреблений». Теперь коррупция обречена. Непонятно только, с чем президент будет бороться в дальнейшем.

Оживление, которое вызвало обсуждение законопроекта у депутатов, поистине удивительно. То, что дискуссия будет нетривиальной, можно было понять уже тогда, когда за десять минут до положенного по регламенту перерыва народные избранники решили не выносить антикоррупционный билль на голосование, а оставить его на «после обеда». Поступок интригующий для органа, редко полемизирующего более 10 минут. Рассмотрение проекта закона «О борьбе с коррупцией» растянулось на полтора часа - один из рекордов осенней сессии. Нет, это никак не связано с тем, что сами депутаты отнесены в законе к потенциальным субъектам правонарушений, создающих условия для коррупции. Что вы!

Во всяком случае, воздержаться от таких параллелей попросила журналистов Ольга Абрамова, выступавшая сразу после генпрокурора Петра Миклашевича, представившего законопроект. «Я, защищая эти позиции (положения проекта. - В. М.), не предполагаю больше участвовать в парламентских выборах», - призналась Абрамова. Впрочем, никто больше из депутатов таких сенсационных признаний не сделал.

«ОТВЕЧАЙТЕ КОНКРЕТНО И НЕ ПЛАВАЙТЕ!»

Абрамова предложила дополнить определение коррупции уточнением «умышленное», чтобы исключить случаи наказания за непреднамеренные деяния. Кроме того, она высказалась за полное исключение из проекта ст. 21, в которой перечисляются правонарушения, «создающие условия для коррупции». К этой же статье обратился депутат Петр Соломуха. Если он как депутат попросит предоставить автобус, чтобы отвезти экскурсию учащихся в ПП НС, может ли это быть истолковано как нарушение, создающее условие для коррупции, спросил он генпрокурора.

Миклашевич ответил, что коррупция состоит из двух составляющих. Должностное лицо, во-первых, должно использовать свои полномочия неправомерно, во-вторых - для получения имущества или услуги. Стало быть, если депутат действовал в рамках полномочий, значит, поступил правомерно. Это объяснение не удовлетворило народного избранника. Он подчеркнул, что в данном случае обратился, во-первых, к частному перевозчику, во-вторых - как депутат.«Давайте до абсурда ситуацию не доводить», - отреагировал генпрокурор.

Перепалку разрядил спикер Владимир Коноплев. Если вы попросили автобус, чтобы вывезти семью и детей на отдых, - это нарушение. Если для того, чтобы людей в ПП НС на экскурсию отвезти, - нет. «А вы отвечайте конкретно и не плавайте, - пожурил он генпрокурора. - Вы же прокурор!»

Выступавший вслед за этим народный избранник обратил внимание на то, что, по заключениям многих экспертов, коррупции в Беларуси нет, силовики «четко стоят на страже» и вынуждены даже высасывать коррупционные дела из пальца. Миклашевич ответил статистикой: за 11 месяцев совершено около 4 тыс. коррупционных преступлений, из которых

1 тыс. 282 факта получения взяток. Прокурор признал, что действительно в Беларуси относительно невысокий уровень коррупции, «однако это не значит, что борьбу с коррупцией нужно ослаблять». Вопрос о «чуть ли не искусственно» созданных коррупционных делах Миклашевич изящно парировал: прокуратура ведет надзор и отменяет дела, возбужденные незаконно.

«ЗАКОН БЕСТОЛКОВЫЙ»

Самым последовательным противником проекта показал себя депутат Виктор Кучинский. По его мнению, если спросить любого профессионального силовика, достаточно ли для успешной борьбы с коррупцией ныне действующего законодательства, тот ответит: достаточно. Реальному искоренению этого зла, по Кучинскому, мешают корпоративные связи между органами, призванными с ней бороться. А потому депутат предложил учредить новую антикоррупционную структуру, департамент или комитет, который подчинялся бы только президенту.

В представленном проекте Кучинский усмотрел нарушение трех статей Конституции (о равенстве перед законом, презумпции невиновности, праве на защиту и тайне корреспонденции). По мнению депутата, закон «О борьбе с коррупцией» может дискредитировать «сами основы госслужбы». Он недоумевал, почему к потенциальным субъектам коррупции приравняли, например, «членов парламентских собраний других государств». Кучинский призвал отклонить законопроект.

ГАРАНТ НЕПРИКОСНОВЕНЕН

Председатель ЛДП Сергей Гайдукевич попросил генпрокурора объяснить, будет ли проявлением коррупции его обращение к потенциальным спонсорам с просьбой о финансировании партии. Он напомнил, что благотворительные отчисления и членские взносы - единственные законные способы получения средств на деятельность партии в Беларуси. Миклашевич пояснил, что если для получения средств использовались должностные полномочия, будет даваться оценка. Председатель ЛДП конкретизировал, что подписывает подобные документы «депутат ПП НС, председатель партии Сергей Гайдукевич». Миклашевич лишь повторил: нужна оценка степени использования должностных полномочий.

Депутат Леонид Глуховский предложил исключить из перечня потенциальных субъектов коррупции главу государства, т.к. он - «гарант Конституции, его избирал народ». Кроме того, президент - глава государства, где же работать его близким? Петр Миклашевич добавил к этому, что президент у нас стоит над тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Против инициативы Глуховского выступила депутат Ольга Абрамова, заявившая, что «перед законом все должны быть равны, в т.ч. и президент».

Закон «О борьбе с коррупцией» был принят в первом чтении 76 голосами при 9 «против». После принятия проекта больше говорить о борьбе с коррупцией в Беларуси уже просто неприлично. Тема исчерпала себя.
Добавить комментарий
Проверочный код