Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (518) 19 декабря 2005 г. Радости жизни

«Каждая из них - чудовище,

19.12.2005
и они нас развлекают!»

Марина ГУЛЯЕВА

«…Все-таки в этом есть что-то противоестественное», - с брезгливым раздражением сказала известная дама-чиновник. «В сущности, каждая из них - чудовище, и они нас развлекают!» - добавила она, делая ударение на каждом слове с крепнущим возмущением против вот-вот готового произойти действа. А спектакль задерживался на 10 минут. За кулисами тишина, цепкие взгляды охраны и стойкий запах «Примы». «Нервничают», - прошелестело по рядам. 12 декабря осужденные Гомельской женской колонии, общий срок заключения которых составляет 124 года, на сцене Гомельского областного драматического театра показали спектакль «Восемь любящих женщин». Впервые в истории отечественной пенитенциарной системы заключенные выступили в гражданском театре.

Все было не хуже, чем у знаменитого французского режиссера Франсуа Озона, опередившего Гомельскую женскую колонию и пару лет назад снявшего фильм по той же пьесе Робера Тома «Восемь женщин» с Катрин Денев, Фанни Ардан и Изабель Юппер. Французский шансон в великолепном исполнении одной из актрис, унизанные перстнями руки, макияж, элегантные платья, изысканные манеры: «Мадам, не подать ли вам кофе?» Все было по-настоящему. Только мадам до последнего мгновения не верили, что им разрешат выступить на сцене настоящего театра.

Насчет «не хуже» - отнюдь не реверанс в сторону гомельских Денев и Ардан. Режиссер Гомельского областного тетра Алексей Бычков очень тщательно отбирал будущих звезд. Он откровенно признается, что не знает историй своих актрис. Важно было создать историю на сцене. Уже после премьеры одна из актрис, прелестная Катрин, скажет: «Мы чувствовали себя, как на воле…»

Она действительно была просто прелестна, эта юная невинно-наивная девчоночка с двумя хвостиками. Очаровательная не только внешне, она великолепно сыграла свою роль маленькой девочки, которая хочет наказать всех за нелюбовь к отцу и доказать ему, что только она одна его и любит. «Она вообще умница», - скажет потом пришедшая на премьеру мать Катрин. На одном дыхании Катрин произносит страстный, прерывающийся слезами монолог, заканчивающийся душераздирающим «папа!» после прозвучавшего выстрела. Все восемь женщин замирают от осознания: каждая виновна в смерти этого человека. Занавес.

Катрин. На вид ей лет 16. На самом деле 26. Она получила срок за убийство с отягчающими обстоятельствами. На вопрос, сколько ей еще осталось сидеть, мать отводит глаза: «Долго…»

В Беларуси наказание отбывают около 3 тыс. женщин, в Швеции - 250. И почему-то именно в Швеции родился проект «Театр в тюрьме», который привезла в Беларусь председатель Клуба деловых женщин Беларуси Татьяна Сафроненко. Идея проста, как прост узор решетки, который годами видят герои реальных детективов и драм. Профессиональные театральные режиссеры просто работают с заключенными, создавая спектакли. Или не создавая: постановка как некий итог работы не обязательна. Важно заставить актера-заключенного ощутить таинство перевоплощения - в нежную и кроткую, в любимую и любящую. Да мало ли ролей в жизни, которые еще так хочется сыграть, хотя бы здесь, в колонии.

Играя, понимаешь себя, других - может быть, так? Это не рецепт, не спасение, не излечение, хотя, кто знает… Это просто какой-то час после смены на фабрике, когда к тебе обращаются «мадам», ты заново вспоминаешь, как ходить на шпильках, предвкушаешь свой выход на сцену в невероятном наряде.

«Я говорил с ними по-человечески... Они верили в меня, я видел их сумасшедшие, жадные глаза, желающие все понять, - вспоминает восьмимесячный период репетиций Алексей Бычков. - В пьесе Робера Тома нет ни одного положительного персонажа. Да, они алчные, да, они стервы - все до одной! Но на репетициях мы говорили только о любви и ставили спектакль только о любви… С одной актрисой мы репетировали монолог. Сложнейший монолог даже для профессиональной актрисы. И я понимал: всё, она устала и больше не может. Я предложил ей: «Иди, перекури». Выхожу на улицу и вижу, что она сидит и плачет. К ней подходит другая актриса, успокаивая: мол, ну что ты ревешь… И начинает плакать сама. И вот они уже все сидят и плачут…»

Огюстина. Каждую ее реплику зал сопровождал аплодисментами. Эксцентричная, страстная, продемонстрировавшая на сцене всю сложность характера героини в мельчайших движениях - сжимала ли она молчаливо платочек в руках или падала в обморок.

Она с детства мечтала о сцене. Образования нет никакого:«Не успела…» Нынешний срок для Огюстины не первый - «в этот раз за наркотики…» «Как только я узнала, что у нас будут ставить спектакль, сразу решила, что буду играть и неважно, какую рольЗа время работы мы все изменились, я была «оторви и выброси», а сейчас просто стала другим человеком».

Луиза. 28 декабря ей исполнится 24. Она говорит, что состоявшаяся премьера - лучший подарок ко дню рождения. Кокетливая, изящная походка. Огромные прозрачные глаза, которые застывают еще больше, когда она коротко говорит, за что сидит: «Убийство мужчины». Луиза в колонии уже шесть лет. Осталось одиннадцать. «Этот спектакль для меня - всё, я живу им, он дает мне надежду… Порой я забываю, где нахожусь…»

Зал приветствовал актрис стоя. Потом на сцену разрешили выйти родственникам. С букетами цветов, заливаясь слезами, поднялись мамы, дети, сестры. Актрисы, которые до последнего мгновения неловко улыбались, выслушивая признания в таланте, бросились навстречу, вытирая побежавшие по щекам слезы. Расчувствовавшаяся от ощущения внезапно пришедшего понимания и сочувствия к этим «чудовищам» публика замолчала. А сколько чудовищных, невидимых миру поступков совершается в каждом из нас? И еще совершится? И каких?

Аплодисменты стихли. Все молча стояли и смотрели на сцену, где разворачивалась уже совсем другая пьеса. Из жизни заключенных женщин Гомельской ИК-4.
Добавить комментарий
Проверочный код