Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (518) 19 декабря 2005 г. Экономика

Директора попадут

19.12.2005
Под отсрочку

Ярослав РОМАНЧУК

Странный путь реструктуризации выбирает белорусское правительство. На 1 ноября дебиторская задолженность в Беларуси выросла до Br15,1 трлн., кредиторская превысила Br21 трлн. По сравнению с началом года эти показатели увеличились соответственно на 18,9% и 16,7%. Чтобы ликвидировать причины роста долгов, власти подготовили проект указа президента «О реструктуризации задолженности и некоторых других мерах по финансовому оздоровлению убыточных госорганизаций».

ЛЬГОТЫ: УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ

В целях выхода на безубыточную работу госорганизаций» проект указа предусматривает реструктуризацию просроченной кредиторской задолженности путем предоставления отсрочки и рассрочки. Эта норма распространяется на госорганизации с численностью работников на 1.10.2005г. в промышленности до 2500 человек, в других отраслях - до 1200 человек, «имевших на 1 октября 2005г. отрицательный финансовый результат (чистый убыток)». Правительство подготовило и второй проект документа, который распространяется на АО с долей государства в уставном фонде более 75%.

Проект указа планирует предоставить отсрочку погашения просроченной кредиторской задолженности (на 1.11.2005г. по стране она составила Br4,9 трлн.) убыточным госпредприятиям на срок до 5 лет «при условии полной уплаты текущих платежей». «Обязательным условием получения отсрочки, рассрочки погашения просроченной кредиторской задолженности является наличие у убыточной госорганизации… бизнес-плана по выходу на безубыточную работу, составленного на пятилетний период... с разбивкой по годам, и выполнение предусмотренных в нем основных показателей».

Отсрочка на 5 лет предоставляется по уплате налогов, сборов или пошлин, по возврату бюджетных займов и ссуд и уплате процентов по ним, по уплате экономических санкций и начисленных пеней «за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве». Бенефициары получат также право не платить по долгам за газ, электрическую и тепловую энергию. Если в течение 2,5 года предприятия, получающие долговые индульгенции, в полном объеме платят текущие налоги, возвращают бюджетные ссуды и проценты («кроме подоходного налога, платежей в инновационные фонды, таможенных платежей и платежей в Фонд социальной защиты населения»), то налоговые и финансовые органы списывают половину задолженности по уплате примененных санкций. Если предприятие исправно выполняет свои обязательства перед бюджетом, то списывается полная сумма задолженности.

После окончания отсрочки по суммам отсроченной задолженности, а также по оставшимся суммам долгов проект указа предоставляет рассрочку «погашения задолженности в течение пяти лет ежемесячно равными долями». Эта норма распространяется на кредиты (при отсрочке 3 года), таможенные платежи (2 года) и платежи в ФСЗН (отсрочка и рассрочка - на 2 года).

Все эти экономические блага начинают действовать с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения бизнес-плана. Если предприятие не будет осуществлять текущие платежи, то все льготы отменяются и долги взыскиваются за весь период предоставления отсрочки или рассрочки. Как только текущие долги будут погашены, все льготы восстанавливаются.

В дополнение к щедрому пакету льгот облисполкомам и Мингорисполкому рекомендуется «не устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, налога на землю, платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов (за исключением платежей за добычу нефти, поваренной и калийной соли)». Еще одна важная льгота: местные органы власти принимают с баланса убыточных предприятий объекты жилищного фонда и другие объекты социальной сферы.

ЭФФЕКТ, ДА НЕ ТОТ

Получив приказ от президента оздоровить экономику, Минэкономики решило пойти по самому незамысловатому пути. Предоставление отсрочек и рассрочек - поощрение не за хорошую, а за плохую работу. Было сказано сократить количество убыточных предприятий на 75% - пожалуйста. Такими методами вообще можно любой бизнес сделать прибыльным - за счет бюджета. Если указ будет принят, то руководители прибыльных организаций получат четкий сигнал: в случае чего чиновники подстрахуют деньгами из госбюджета. В указе ничего не сказано о кадровом составе руководителей убыточных предприятий. Надеяться на то, что люди, которые довели предприятия до ручки, вдруг встрепенутся и выдадут качественные пятилетние планы, нет оснований.

За рамками официального анализа последствий предоставления рассрочек и отсрочек - состояние бюджета и банковской системы. В одном проекте указа (без учета АО с долей государства более 75%) значится 280 предприятий. С учетом последнего - список расширяется до 422 коммерческих структур. Многие из них годами не имели прибыли, и единственный способ их реструктуризации - продажа инвесторам (если таковые найдутся) или просто ликвидация. Предоставление им якобы последнего шанса на реструктуризацию за счет бюджета и ресурсов банков - это, по сути, использование внутреннего инвестиционного потенциала впустую.

Вместо того чтобы дать возможность инвестировать тем, кто работает с прибылью, правительство сначала забирает у них ресурсы, а потом передает хроническим должникам. Поскольку ни о какой страховке выданных ресурсов речи быть не может, угроза недополучения бюджетом и банками (опять же преимущественно государственными) денег увеличивается. Причины генерации долгов не блокируются. Сводить все проблемы к тому, что эти структуры не могут работать прибыльно только потому, что над ними висят старые долги, наивно. Старому директорату выгодно подсовывать проекты по реструктуризации, придумывать причины убыточной работы - тем самым он сохраняет возможность канализации бюджетных и банковских ресурсов в собственные проекты.

Несомненно, проект указа имеет сильный предвыборный акцент. Это обещание пряников, если только предприятия начнут рассчитываться по своим регулярным обязательствам. Почему-то авторам указа не пришла в голову мысль о том, что именно эти самые обязательства перед государством загоняют реальный сектор в долговую яму. Смеем предположить, что воспользоваться положениями данного указа смогут не многие. Написать пятилетний бизнес-план (работа директора) и взять на себя ответственность его утвердить (чиновники) не каждому под силу. Зато ощущение от благих намерений останется.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код