Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (516) 05 декабря 2005 г. Визави

Теперь Бог подаст

05.12.2005
Государство и православная церковь договорились

Елена АНКУДО

На минувшей неделе Александр Лукашенко встречался с членами синода Белорусcкой православной церкви. Как сказал президент, за последнее десятилетие взаимоотношения государства и церкви вышли на «качественно иной уровень» . Лукашенко пообещал, что государство и впредь будет оказывать содействие и помощь религиозным организациям, и в первую очередь самой многочисленной в стране православной конфессии. Заявленное на встрече привилегированное положение православия, продекларированные задачи борьбы с «чужой и нездоровой идеологией», которые православие призвано решать вместе с властью, ставят под сомнение не только провозглашенное равенство всех конфессий, но и светский характер белорусской государственности. Как самая многочисленная конфессия будет «формировать у подрастающего поколения способность делать нравственный выбор», корреспонденты «БелГазеты» узнавали у протоирея Игоря КОРОСТЕЛЕВА и помощника старшего пастора общения протестантских церквей «Новое поколение» Дениса ГИЛЯ.

Игорь КОРОСТЕЛЕВ: «МЫ НЕ СТАВИМ ЦЕЛИ СДЕЛАТЬ ВСЮ БЕЛАРУСЬ ПРАВОСЛАВНОЙ»

- На встрече с синодом Белорусского экзархата РПЦ президент отметил, что «светская и духовная власти стали союзниками в благородном деле духовного возрождения и просвещения белорусского народа» . Что, на взгляд церкви, включают в себя понятия возрождения и просвещения?

- Прежде всего изменение отношения человека к своему внутреннему духовному миру, а общества - к своему морально-нравственному состоянию. Но эти изменения возможны только при возрождении веры и церковной жизни. У нас же под возрождением духовности многие понимают возрождение культуры или искусства. Мы много говорим о техническом прогрессе, о быстрых темпах развития цивилизации и забываем о человеке. А ведь духовный мир человека остался точно таким же, каким был 2 тыс. лет назад. И наша задача - уберечь этот духовный мир от пагубных влияний современности, помочь человеку найти Бога и сохранить его в своем сердце.

- Иначе говоря, привлечение новых прихожан?

- Мы не ставим цели сделать всю Беларусь православной. Наша цель - помочь человеку понять, что счастье на этой земле не обретешь с помощью денег или успешной карьеры. Только вера в Бога, жизнь по его заповедям, милосердие, хранение в чистоте своей совести дает человеку истинное счастье.

- По Конституции церковь отделена от государства…

- Церковь отделена от государства, но является частью общества. Поэтому встречи руководства страны и представителей основной религии или христианской конфессии - мировая практика. С главенствующей религиозной организацией заключаются соглашения о сотрудничестве. В нашей стране - с православной церковью, в других странах - с католической или протестантской. Почему мы, к примеру, не критикуем Италию или Польшу, где заключен конкордат с католической церковью?

По традиции к государству приближена именно главенствующая церковь, ведь ее прихожанами являются большинство граждан. Исторически белорусы - православные, поэтому глава государства чаще общается с руководством православной церкви. Но известно, что недавно президент посетил и синод католических епископов.

- То, что православная церковь занимает в нашей стране привилегированное положение, не сказывается ли негативно на имидже православия?

- А в чем именно заключаются привилегии? Руководители всех стран приходят в храмы.

- Но наверняка не так часто общаются с иерархами той или иной церкви, как, скажем, президент Беларуси, которого нередко видят в обществе митрополита Филарета…

- Митрополит представляет большую часть верующего населения, и руководство страны заинтересовано во встречах и переговорах с представителями РПЦ. Но не думаю, что это происходит часто.

- У церкви многовековой опыт совершенствования духовности. Чем же может помочь ей государство?

- Главное, не препятствовать деятельности церкви, а по возможности помогать. У церкви есть знания о внутренней жизни человека, понимание того, что делает человека счастливым. Церковь ведет большую социальную и просветительную работу. Государство должно быть заинтересовано в поддержке этих трудов церкви на благо человека.

- Что просит церковь?

- Сейчас мы добиваемся появления в учебных заведениях священнослужителей. Нас беспокоит отсутствие духовной составляющей в образовании молодежи. Единственные организации, которые сегодня довольно успешно сотрудничают с церковью, - это армия и исправительные учреждения. Строятся храмы, допускается работа священнослужителей с военнослужащими и заключенными. В последнее время представителей церкви чаще стали приглашать на ТВ и радио, на мероприятия по актуальным проблемам общества: борьба со СПИДом, защита детей и т.д. Мы просим помощи в строительстве православных храмов, которое ведется с большим трудом. Хотелось бы, чтобы в каждом районе Минска была построена православная церковь. Церковь существует на пожертвования прихожан, и этих средств, конечно, недостаточно.

- За что церковь готова взять на себя ответственность?

- За душу человека. Мы с болью наблюдаем за падением морали и нравственности в обществе и понимаем, какие последствия ждут нас в недалеком будущем, если не остановить этот процесс. Но к голосу церкви не всегда прислушиваются. В то время как современная Европа становится атеистической и там начинается борьба с церковью, у нас, напротив, для верующих не хватает храмов.

- Отметив, что президент предпочитает посещать заседание синода РПЦ, а не собрание протестантов, наблюдатели тут же заговорили, что у нас не соблюдается равенство религиозных конфессий…

- Эти выводы построены на непонимании ситуации. Равенство религиозных конфессий - это равная возможность человека любого вероисповедания в нормальных условиях участвовать в церковных службах. В протестантских или католических храмах Беларуси человек чувствует себя довольно комфортно, в православных храмах - давка. Очевидно, что последних недостаточно. Получается, что православные верующие в нашей стране в худших условиях по сравнению с представителями других конфессий.

А то, что глава государства встречается с представителями основной христианской конфессии или религии страны, - обычная практика во всем мире. Если в белорусской армии будет введена служба капелланов (священников), то там будут служить и православные, и католические священники. Если среди военнослужащих будут протестанты или мусульмане, то они будут иметь возможность посещать свои храмы или мечети. Но если из ста военно-служащих 98 - православной веры, какой священник будет приходить чаще? Конечно, православный. В Польше - католический. И так всюду.

- Протестанты отмечают, что в основе их религии лежит личная ответственность, в то время как государство и православная церковь пропагандируют коллективизм, подавляя самостоятельность личности. Идеология белорусского государства совпадает с идеологией РПЦ?

- Православие исповедуют не только в Беларуси, России и на Украине, но и во многих капиталистических странах. В Греции, где поддерживается личная инициатива, православие - государственная религия. Каждый человек лично отвечает перед Богом за свои поступки и мысли, за сохранение семейных ценностей. Этому учит православная церковь. И не надо думать, что контакты с государством поддерживать легко. Это тяжелая работа, которая идет на пользу всем конфессиям. Недавно был снят налог на землю и недвижимость - не только с РПЦ, но и со всех религиозных организаций Беларуси.

- И эта помощь часто служит дополнительной PR -акцией?

-Да, и это правильно. Все прежние наши руководители - и Шушкевич, и Кебич - посещали церковные праздники, поддерживали контакты со всеми конфессиями. И ни у кого это не вызывало вопросов.

СПРАВКА «БелГазеты». Протоирей Игорь Коростелев родился в 1947г. в Минске. В 1973г. окончил архитектурный факультет БГПА. В 1987г. рукоположен в сан священника. В 1988-92гг. учился в Московской духовной семинарии. Служил в минском кафедральном соборе. С 1991г. - настоятель храма Всех Скорбящих Радость. Член Епархиального совета, руководитель комиссии по церковному строительству, архитектуре и реставрации, преподаватель воскресной школы, тюремный священник. Лауреат премии «За духовное возрождение» (1996). В числе наград - орден благоверного князя Даниила Московского II и III степени, орден Георгия Победоносца, нагрудный знак МВД РБ.

Беседовала Елена Анкудо

Денис ГИЛЬ: «ХРИСТИАНСТВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВАТИЗИРОВАНО ОДНОЙ КОНФЕССИЕЙ»

- Как вы оцениваете прошедшую на минувшей неделе встречу главы государства с синодом Белорусского экзархата РПЦ? Насколько она значима для равного сосуществования всех религиозных конфессий?

- Ст. 16 Конституции провозглашает равенство всех конфессий в Беларуси. Хотя то, что произошло на прошлой неделе, демонстрирует очередной шаг государства по закреплению за православием преимущественного положения. Лично для меня по итогам этой встречи много непонятного. Например, как сказал президент, государство и впредь будет оказывать помощь религиозным организациям, и в первую очередь - самым многочисленным. На мой взгляд, если конфессия является самой многочисленной, она не нуждается в поддержке. Также было сказано о выделении средств на выплату стипендий и зарплат студентам и преподавателям Минской духовной академии и семинарии. Говоря простым языком, кто платит, то и заказывает музыку.

Провозглашается равенство всех религий, но в действительности происходят противоположные вещи. Православие имеет явные преимущества перед другими конфессиями.

- Что является «выражением искреннего стремления тысяч и тысяч простых белорусов возвратиться к своим духовным истокам, обрести нравственную опору в православной церкви»?

- Когда принималась последняя редакция закона о свободе вероисповеданий, от протестантов было направлено много замечаний и предложений. В частности, указывалось, что протестантизм имеет не меньшее влияние, если не большее, на становление государства, чем православие. Статут Великого княжества Литовского был написан протестантами, и, кстати, позже его нормы были использованы в европейских конституциях. Одна из этих норм - веротерпимость. Сегодня она нарушается.

- Есть примеры?

- Конечно. Типичный пример - положение церкви «Новая жизнь» в столичном микрорайоне Сухарево. Здание бывшего коровника было приобретено в собственность, однако государство не дает разрешения на его реставрацию. В Барановичах у нас такая же проблема: не разрешают отреставрировать здание, являющееся нашей собственностью. Государство пытается создать некую идеальную картину свободы вероисповедания и равенства всех религий - как сказал президент, «в Беларуси нет конфликтов на религиозной почве» . Но ведь это не так, хотя бы потому, что православие имеет максимальные преференции.

- Напротив, власть настаивает, что «белорусская православная церковь была и остается одной из основ конфесссионального мира и согласия»

- У нас много вещей заявляется и декларируется, не только в религиозной сфере, но разве все они выполняются?

В нашем объединении христиан Полного Евангелия, которое насчитывает 64 общины, существует социальная концепция, в которой четко прописано взаимодействие с обществом, государством, другими конфессиями. Но проблема в том, что мы можем реализовать ее лишь отчасти, поскольку отсутствуют такие же возможности, как у православия.

Тем не менее протестанты очень активно работают с детдомами, не только оказывая благотворительную помощь, но и усыновляя детей. При многих протестантских церквях существуют реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков. Но поскольку у нас ограниченный доступ к СМИ, у нас ограниченные возможности рассказать обществу, что мы делаем.

Христианство не может и не должно быть приватизировано одной конфессией. В том, что происходит сегодня, я вижу опасность: идеология белорусской власти будет транслироваться не только через имеющиеся государственные механизмы, но и через церковь.

- Церковь используется как политический инструмент влияния на общество?

- В Беларуси православная церковь - проводник госидеологии, и политические аспекты в духовном просвещении, которое несет православие, становятся все более очевидными.

Протестантам в отличие от православных не нужно заключать с государством каких-то союзов. Для нас основным документом является Конституция, на основании которой мы имеем право принимать участие во всех общественных процессах. Для протестантов важна свобода слова, совести, собраний, закрепленная в Конституции. Там черным по белому написано: все конфессии равны перед законом. Значит, надо помогать всем, а не одной церкви. О каком равенстве можно говорить, если государство заключает конкордат с православной церковью, а мы не можем служить Богу в зданиях, являющихся нашей собственностью?

Равенства нет, есть политический интерес. И когда мы обращаемся в разные инстанции, в кулуарах нам говорят: у вас ничего не получится, таково указание сверху. И ведь такое отношение не только к протестантам. Почему у нас не восстанавливаются синагоги? Почему возникают проблемы с кришнаитами?

- На православную церковь возложена функция «тщательного формирования способности у подрастающего поколения делать нравственный выбор». Как вы полагаете, каким он будет?

- Мне кажется главная опасность в том, что происходит подмена библейских понятий и заповедей. Когда мы говорим, что мы христиане, то в первую очередь должны проповедовать учение Иисуса Христа. А православие в первую очередь «пиарит» и проповедует себя.

Создается этакая идиллическая картина, но последствия слияния православия и государственной идеологии непредсказуемы. Наши власти не производят резких движений, все происходит постепенно. Сначала нам ограничили свободу собраний, митингов и богослужений, а сегодня отбирают собственность. Все это делается планомерно уже лет десять. И ведь проблема-то в том, что ни о каком духовном возрождении нации говорить не приходится - проблемы в обществе как были, так и останутся, все более усугубляясь.

СПРАВКА «БелГазеты». Денис Гиль родился в Минске в 1975г. Окончил юридический факультет Гродненского университета, две библейские школы - в Эстонии и Латвии. Работал пастором в протестантской церкви «Новое поколение» в Дятлове. Участвует в создании христианско-демократической партии. Женат, имеет двоих детей.

Беседовала Марина ГУЛЯЕВА
Добавить комментарий
Проверочный код