Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
По данным ВОЗ, Беларусь занимает 2-е место в мире (после Литвы) по потреблению алкоголя. В 2016г. каждый белорус старше 15 лет выпил 16,4 л чистого алкоголя. Как часто вы употребляете алкоголь?
несколько раз в год по праздникам
несколько раз в неделю
раз в неделю - в выходной
каждый день
не пью
№48 (516) 05 декабря 2005 г. События. Оценки

Сложились на склад

05.12.2005
ГТК ждет роста таможенных платежей

Ольга МИКША

После выравнивания пошлин на ввоз автомобилей для физ- и юрлиц Государственный таможенный комитет (ГТК) рассчитывает, что поток импорта перераспределится в пользу последних и бюджет ничуть не пострадает. Не последнюю роль в этом должен сыграть свободный таможенный склад (СТС).

Совмин принял постановление, выравнивающее уровень ставок таможенных платежей при ввозе автомобилей для юридических и физических лиц. Как сообщил начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Сергей Полудень, с учетом некоторого снижения налогового бремени (для юрлиц отменен НДС и акциз при ввозе автомобилей) ГТК рассчитывает, что со следующего года большая часть транспортных средств будет ввозиться именно предприятиями, а не частниками: «Для нас особенно важно, чтобы юрлица ввозили новые и подержанные автомобили. Это не только выгодно государству, но даются определенные гарантии для приобретателей» .

По мнению представителей таможни, этому не помешает даже небольшое увеличение ставки пошлины (на 0,05 евро за куб. см) на самую популярную категорию подержанных авто - в возрасте от трех до десяти лет с объемом двигателя 1,5-2,5 л: предоставленный сервис оправдает лишние 100 евро.

После выравнивания пошлин таможня ожидает увеличения объема поступления платежей: в 2004г. граждане заплатили за растаможку 64 млн. евро, за 9 месяцев 2005г. - около 75 млн., в следующем году ГТК рассчитывает на 10-20% роста.

Однако специалисты авторынка не столь оптимистичны. Значительная роль в ожидаемом росте потребления автомобилей отводится свободным складам, где будут продаваться вновь прибывшие в страну машины. «Мы для перегонщиков рынок не закрываем, но надеемся, что СТС вытеснят их» , - заявил начальник управления организации таможенного контроля ГТК Сергей Борисюк. Ныне комитет рассматривает заявку на получение лицензии для учреждения СТС ТД «Ждановичи». Склад должен заработать до конца года.

Однако, судя по Положению о СТС, представляется маловероятным, чтобы склад составил реальную конкуренцию перегонщикам. Документ составлен так, что склад заведомо проигрывает рынку по двум основным показателям - ассортименту автомобилей и возможности провести диагностику перед покупкой.

В п.20 Положения записано, что разрешение на использование товаров в таможенном режиме свободного склада выдается ГТК при выполнении определенных условий. В частности, заявителем таможенного режима свободного склада является владелец свободного склада, осуществивший ввоз товаров на таможенную территорию РБ на основании заключенного им внешнеторгового договора.

Как пояснил Борисюк, владелец склада сможет продавать автомобили от перегонщиков только в том случае, если они являются иностранными резидентами - тогда сделка подпадает под определение внешнеторговой операции. Соответственно, местным, планировавшим начать сотрудничество с СТС, придется либо пересмотреть планы, либо пойти на определенные затраты. Например, зарегистрировать фирму за пределами Беларуси. А это означает, что сделать автобизнес прозрачным, как того требовал президент, вновь не получится. Кроме того, иностранный резидент будет платить налоги по месту регистрации, а не в Беларуси.

Если же в соответствии с Положением наполнением склада будет заниматься его владелец, ТД «Ждановичи» при всей своей финансовой состоятельности не сможет обеспечить более широкий ассортимент, чем предложение авторынков. Не выполняется пока пожелание президента о том, чтобы будущий владелец смог узнать о техническом состоянии понравившегося автомобиля прямо на территории СТС. Согласно законодательству, покинуть таможенную территорию, которой является склад, можно только после проведения всех необходимых формальностей. Между тем станция диагностики, которая работает в Ждановичах, находится за его пределами, и для предоставления покупателю информации о состоянии автомобиля владельцу склада придется построить на его территории еще одну.

Половинчатым специалисты называют указ N546 в части снижения налоговой нагрузки на юрлиц при ввозе автомобилей: он не учитывает систему реализации новых автомобилей в целом по стране. Так, импортер ввозит автомобили, пользуясь налоговой льготой, но для продажи его в регионах он продает их своему региональному дилеру, самостоятельному предприятию. А тот налоговой льготой по НДС уже воспользоваться не может. В результате, в областях автомобиль окажется дороже, чем при продаже в Минске.

Вероятно, принятые документы не приведут к потерям бюджета, но вряд будут стимулировать рост рынка и поступлений в бюджет, в т.ч. таможенных платежей от ввоза автомобилей.
Добавить комментарий
Проверочный код