Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (516) 05 декабря 2005 г. Радости жизни

«Этот ребенок сделал столько, сколько не смогла сделать вся ваша госмашина»

05.12.2005
 

Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе выяснилось, кому принадлежит главная заслуга в победе Ксении Ситник на детском «Евровидении». Как сказал замглавы администрации президента Олег Пролесковский,«победа Ксении Ситник - яркий пример работы государства с одаренной молодежью» .

Известный российский музыкальный обозреватель Артур ГАСПАРЯН объяснил обозревателю «БелГазеты», почему 10-летняя белорусская певица заняла первое место.

- Объясняя причины провала Анжелики Агурбаш на «Евровидении», вы говорили, что у нее не было никаких шансов на успех: мол, ей «не повезло со страной» . Победа Ксении Ситник на детском «Евровидении» опровергает ваши слова.

- Во-первых, хочу поздравить ребят из Беларуси и весь ваш многострадальный народ за этот прорыв на «Евровидении». Во-вторых, это совсем не опровергает мои слова о причинах, приведших к поражению Агурбаш, которое на самом деле больше являлось поражением не певицы, а страны. В-третьих, хочу выразить слабую надежду, что эффект от победы на детском «Евровидении» будет приблизительно таким же, каким был эффект от победы Русланы на «Евровидении» в Стамбуле.

Возможно, это начало какого-то яркого исторического процесса, свидетелями которого мы можем стать в ближайшее время. А можем и не стать, потому что переоценивать этот потешный конкурс, детское «Евровидение», не стоит: ничего общего со взрослым конкурсом у него нет - основным конкурсом является взрослое «Евровидение».

Честолюбие руководителей «Евровидения» разрослось просто до вселенских масштабов. Наверняка скоро они начнут делать конкурс «Евровидение» для пенсионеров, каких-нибудь старческих коллективов из домов престарелых. Понятно, что к детскому «Евровидению» серьезно никто не относится, это разминка перед основным конкурсом. Серьезных политических интриг на детском «Евровидении» нет.

Если бы в регламенте конкурса стояло условием проведение следующего «Евровидения» в стране-победителе, то, думаю, белорусские участники не победили бы, а заняли какое-нибудь второе место. Хотя Ксения Ситник - совершенно очаровательная девочка, и не было никаких причин, чтобы не дать ей первое место. Она реально покорила всех. Это было настолько очевидно, что не дать ей первое место противоречило бы здравому смыслу. И потому, слава богу, руководство конкурса было избавлено от необходимости не отдавать Ксении первое место, исходя из геополитических причин. Ведь следующее детское «Евровидение» пройдет не в стране-победительнице, а в Румынии.

А вот выступление Анжелики Агурбаш не было очевидной победой. Хотя я считаю, что ее засудили. Она совершенно обоснованно могла пройти в финал, но в связи с очень бледным имиджем Беларуси в глазах европейского сообщества было сделано все, чтобы не прошла.

- Белорусские чиновники объясняют победу Ситник политикой государства в отношении молодых талантов…

- Победа группы ABBA на «Евровидении» стала результатом чего? Зачем высасывать из пальца несуществующие вещи? Есть одаренная девочка, которая победила. Слава богу, она смогла приехать на этот конкурс. Если в стране нет нормальной культурной среды и буквально все зависит от воли государства, это беда этого государства и несчастье народа. Если государство настолько беспомощно, что победу маленькой девочки объясняет не талантами этой девочки, а записывает на свой собственный счет, пытаясь набрать на этом пропагандистские очки, то мне просто жалко это государство. Пусть бы они лучше обеспечивали в стране политические свободы, развитие экономики, демократии, сняли бы железный занавес, и, глядишь, таланты белорусского народа проявились бы в гораздо большей степени, независимо от воли государства.

- Вы вообще отрицаете роль государства в формировании культурной среды, шоу-бизнеса?

- Государство не должно вообще ничего формировать в шоу-бизнесе. Оно должно обеспечивать условия для свободного развития общества, минимально вмешиваясь в т.ч. и в сферу культуры. Есть две концепции: когда гражданское общество стоит над государством и внимательно следит за тем, как государство выполняет свои функцию, и когда государство следит за тем, как существует гражданское общество и насколько оно прогибается перед государством. Эти две несопоставимые модели все еще борются друг с другом на постсоветском пространстве, но Беларусь явила пример, когда одна концепция полностью победила другую.

- И каков итог этой победы?

- Ваша продолжающаяся изоляция. К сожалению, я очень плохо знаком с белорусской культурой: никакой информации во внешний мир о Беларуси не поступает. Последнее яркое, что я слышал из вашей музыки, - это группа «Песняры». А Ксюша Ситник - замечательная девочка, и я совсем не хочу умалить ее достоинств. Но не хотелось бы, чтобы ее победу приписывали себе чиновники. Это победа маленькой девочки, которая боролась за честь своей страны. Этот ребенок сделал столько, сколько не смогла сделать вся ваша госмашина. Победа Ксюши - очень позитивный шаг в сторону улучшения имиджа страны, но всего лишь шаг, который не изменит общего представления о стране. Для Ксении это очень большой шанс. Если государство ей не будет мешать, то, возможно, ее ждет звездное будущее.

- Это не просто маленькая девочка, а представитель нового, чисто «лукашенковского», поколения, как писала одна из центральных белорусских газет…

- Это демагогия. Такая терминология приводит меня в недоумение. Поколение в любой нормальной стране не должно зависеть от имени президента. Президенты приходят и уходят, а народ остается. И если в стране, где живут миллионы людей, все начинает «чиститься» под имя одного-единственного человека, то у того, кто это писал, не все в порядке со здравым смыслом. Скажите, к какому поколению принадлежит Мадонна? Или «Битлз»? Или Бетховен?
Добавить комментарий
Проверочный код