Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Радости жизни

Три эшелона вечного блюза

21.11.2005
«Если бы вы не пришли, мы бы несколько лет долги отдавали!»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

То, как в стране проходят блюзовые фестивали, является своего рода тайным показателем психического здоровья общества. Если на фестиваль с десятилетней историей «Блюз живет в Минске» явилось достаточно зрителей, чтобы заполнить к/з «Минск», определенно не вся культура уехала в прекрасное далеко в каком-нибудь звезданутом дилижансе. При том, что блюз - музыка далеко не молодых людей, по холлу светски слонялись как целые семьи, торжественно разодетые в строгую парадно-выходную форму, соответствующую мероприятиям оперно-балетного масштаба, так и веселые юноши-девушки нежного возраста.

Блюзовый «Стар-Клуб», уже много лет ведомый Геннадием Стариковым, одним из зачинателей белорусской рок-музыки, уже три года не мог вывести фестиваль на привычный широкий простор. Причины столь прозаичны, что уже в приветственной речи Геннадий не удержался и начал щедро заманивать возможных спонсоров прямо со сцены: «Если бы кто-то хотел поддержать белорусский блюз, мы были бы очень благодарны!». К счастью, он поблагодарил и зрителей - тех, кто на самом деле поддержал белорусский блюз: «Если бы вы не пришли, мы бы влетели на крупную сумму и несколько лет бы долги отдавали!»

Разговоры о проблемах закончились быстро - началась музыка. Не секрет, что современный блюз - не совсем блюз в историческом понимании этого слова. Если вспомнить слова Игоря Ворошкевича о том, что «весь рок-н-ролл - это, по большому счету, видоизмененный блюз», можно резюмировать: фестиваль презентовал всевозможные виды рок-музыки и ритм-н-блюза, поданные с характерной импровизационной легкостью, однако в рамках жесткого классического «блюзового квадрата» с узнаваемыми гармониями.

Впрочем, блюза в чистом виде уже нигде нет. White Night Blues исполняли густой блюз-рок с элементами харда и ироничными текстами («Вот тебе, бабушка, и вечный блюз!»), балансирующими между каламбурами и замусоленными шутками. Такого рода «кавээновский блюз», к сожалению, странный пережиток советской рок-эстрады; откуда это взялось - историческая загадка. Зрители встрепенулись только тогда, когда группа вдруг стала исполнять прекрасную балладу на белорусском.

«Минус Сорок» порадовали сразу, потому что их вокалист был похож на Лу Рида: серьезный тип в темных очках, затянутый в кожу. Это был вычурный и визгливый глэм-блюз (с неплохим шоу, правда), Лу Рид превратился в Дэна Маккаферти из Nazareth и затянул «I Put A Spell On You». Конечно, это тоже рок-н-ролл, зато ярко и красиво. Не менее ярко выступили и Madera Hard Blues с Юрием Михайловым. Правда, их эстрадный, изобилующий театральностью вариант блюза немного утомил аудиторию: некоторые начали тихонько смываться в бар - пить блюзовые напитки.

Впечатлил и Владимир Любинский с новым составом Blues Street, традиционно радующий своей уникальной манерой исполнения: пальцы двигаются по грифу, как по клавишам рояля. Когда он сидит на коленях, колдуя над гитарой какими-то пальцевыми иероглифами, складывающимися в песню «Honesty» Билли Джоэла, среднестатистический зритель боится даже дышать, а когда все это вдруг превращается в классическую «Don’t Worry, Be Happy», весь зал поет хором.

Фаворитом фестиваля оказалась малоизвестная группа из Гродно Technic Sun Blues - при полном отсутствии шоу, фронтмена и вокала они выдали сет интеллигентной и гармоничной музыки, сочетающей самоуверенность блюза с вкрадчивыми и легкими джазовыми соло и тем, что американские музыканты называют словом groove… Оказывается, никаких кожаных штанов и смешных текстов для всеобщего признания не требуется.

Порадовали и Bowling Jack, в состав которых входит Артем Кричевский (Spoonful): неподражаемый хриплый «черный» вокал, отсылающий в дельта-блюз 30-х гг., строгая униформа с галстуками и белыми воротничками, классический репертуар («Sweet Home Chicago», «Bring It On Home To Me»), много импровизации и чувственности.

Опасным фрагментом фестиваля оказалось выступление самого Геннадия Старикова, состоявшееся после небольшого номера от Владимира Угольника, позитивнейшего блюзового волшебника, который в дальнейшем просто стоял на заднем плане вместе с не менее удивительным мастером гитары Леонидом Вереничем и аккомпанировал произведениям председателя «Стар-Клуба». Это понравилось не всем. «Угольник, сыграй нам блюз! Я специально пришел сюда ради твоего блюза!» - возмущенно кричал какой-то дяденька. Другой дяденька возмутился еще сильнее: встал во весь рост и начал профессиональным басом петь какую-то оперную арию. Кажется, из «Бориса Годунова». Зал разразился овациями. Геннадий продолжал исполнять свои песни - не совсем блюзовые; неплохие душевные мелодии с налетом «битловских» гармоний.

После этого он рассказал что-то о «зале славы белорусского рока», где он сам и «Автограф» («которые начинали одновременно с «Битлз») - «первый эшелон», а Угольник и Веренич - «второй эшелон», и исполнил песню «Эльдорадо», точь-в-точь напоминающий знаменитую «El Condor Pasa». Ну, Старикову можно делать что угодно - одни люди просто играют музыку, другие пытаются их объединять.

Гвоздь программы Николай Арутюнов выступал с «третьим эшелоном», судя по всему - музыкантами группы «Крама» и остальными белорусскими блюзменами (в их числе был и Аркадий Эскин). Он успел отрепетировать с «крамовцами» несколько убойных номеров блюзовой классики и устроил такое шоу, что все повскакивали с мест. Арутюнов лучился позитивом, рычал, хохотал, жонглировал микрофонной стойкой, корчил рожи, кричал о том, что он «счастлив играть на одной сцене с лучшими музыкантами Беларуси», заставлял всех хором петь песню про кокаин (J.J. Cale «Cocaine») и устраивал дуэтом с Ворошкевичем невообразимые импровизации на тему «Hoochie Coochie Man».

...Все «эшелоны» смешались в один гигантский блюзовый поезд, уверенно грохочущий по стальным рельсам куда-то в светлое будущее.
Добавить комментарий
Проверочный код