Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Радости жизни

Кино с «мозгами»

21.11.2005
Департамент по кинематографии создан, но пока без директора

Татьяна КАРЮХИНА

26 октября президент подписал указ, предусматривающий создание в Минкульте Департамента по кинематографии.Как отметила пресс-служба президента, это«обусловлено необходимостью совершенствования системы госуправления киновидеоотраслью». Предполагается, что создание департамента «позволит упорядочить систему госуправления и контроля в сфере кинематографии, ликвидировать дублирование функций в деятельности отдельных госорганов и организаций».

О необходимости создания киноструктуры, которая взяла бы на себя вопросы координации работы киностудий и прокатных организаций, прогнозирования, разработки стратегических направлений белорусского кинематографа, местные деятели кино говорят уже более десятилетия.

Поэтому создание Департамента по кинематографии кинокритик Алла Бобкова называет «шагом правильным, но очень запоздалым». До 1988г. существовал своеобразный аналог департамента - Госкомитет БССР по кинематографии, филиал Госкино СССР: «Когда в 1988г. начали его ликвидацию и присоединение оставшихся звеньев к Минкульту, наиболее дальновидные кинематографисты выразили протест, полагая данное правительственное решение ошибкой. Но их доводы проигнорировали. В течение минувшего десятилетия идея о самостоятельной (хотя бы относительно самостоятельной) киноструктуре возникала, но по каким-то причинам так и не была осуществлена». Хотя кинематографу, по мнению Бобковой, как никакой другой творческо-производственной отрасли, необходимо отдельное управленческое подразделение, поскольку он связан с техническим перевооружением, освоением новых технологий, стандартизацией кинопроизводства и кинообслуживания.

Лет семь-восемь назад, приводит пример критик, кинематографисты предлагали работникам Минкульта проработать идею совместного с НГТРК производства телесериалов: «Ведь ясно же было, что телевидение будет расширяться, да и самому Первому каналу БТ необходима свежая продукция республиканского производства».

Однако тогдашнее руководство ТВ отклонило перспективную инициативу. «А ведь если бы ее восприняли как стратегическую, да вышли бы из сферы двух ведомств на правительственный уровень, доказали бы необходимость данной идеи, то, возможно, сейчас не было бы такого голода на кинопродукцию для телеэкрана», - считает критик. И приводит в пример российский опыт:«Смотрите, как за последние четыре года рвануло кинопроизводство для ТВ в России, потеснив зарубежного конкурента на этом поле. «Взрыв» произошел не сам по себе, его готовили».

Беларусь же, констатируют кинематографисты, находится еще на стадии освоения, а не развернутого кинопроизводства для ТВ. Несмотря на требование президента о ежегодном производстве шести полнометражных художественных фильмов, в стране столько снимается за два года. Как показала недавняя комплексная проверка Комитетом госконтроля деятельности РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм», «РУП «Белорусский видеоцентр» и РУП «Государственный регистр киновидеофильмов и киновидеопрограмм» в 2003-04гг., менеджеры «Беларусьфильма» в этот период зарабатывали преимущественно на предоставлении помещений российским киношникам, в частности телеканалу «Россия», отснявшему на белорусской киностудии не один телесериал.

Проверка показала: порой такие услуги оказывались без оформления договоров аренды. По расчетам КГК, в 2003-04гг. из-за этого «Беларусьфильм» недополучил более Br70 млн. «Кроме того, в проверяемом периоде киностудия не предъявила к оплате арендаторам Br23,6 млн. затрат по содержанию арендованных помещений, отнеся эти расходы на себестоимость производимых фильмов».

Чтобы белорусский зритель не довольствовался либо только чужой продукцией, либо своей (но еще советских времен), поиском путей создания кинопродукции для телеэкрана «должна заниматься госструктура», считают многие белорусские кинематографисты и кинокритики.

Уже несколько лет специалисты толкуют о преимуществах цифровых технологий в кино, однако, как утверждают профессионалы, на «Беларусьфильме» новшества внедрялись с задержкой, до сих пор некоторые технологические операции съемочные группы делают «за пределами страны».

Кто должен своевременно позаботиться о процессах такого рода? Алла Бобкова полагает, что план модернизации кинопроизводства на 2006-10гг., который, по дошедшим до нее сведениям, должен быть поручен Департаменту по кинематографии, предусматривает задачи именно такого характера. Но «новая структура должна стать «мозгом» киноотрасли, а не только заниматься текущими делами и мероприятиями, как это делали соединяемые в департамент Управление киновидеоискусства Минкульта и Госрегистр киновидеофильмов. И «мозгу» следовало бы на начальном этапе осмыслить: почему «Беларусьфильм» давно не снимает полнометражные фильмы высокого художественного качества?» Ответ на этот вопрос, с точки зрения критика, состоит в том, что слабо работал механизм отбора творческих проектов. В производство шло немало случайных сценариев. И, судя по конечному результату, до сих пор важность темы превалирует над художественным качеством: «Это атавизм советского периода. Плохое кино дискредитирует любую тему, что и произошло с двумя картинами о Великой Отечественной войне - «Вам - задание» и «Глубокое течение». Отрапортовать отрапортовали, а кино-то архаичное по эстетике».

Безусловно, фильмам всех категорий, снимающимся на «Беларусьфильме», необходимо повысить планку художественного качества. Поэтому доходы от реализации, проката и тиражирования самого разрекламированного продукта - национальный проект «Анастасия Слуцкая» - окупили лишь 4% затрат на его создание.

Придется также решить вопросы, связанные с правами собственности на интеллектуальные продукты. Как показывает проверка КГК, у Госсрегистра доселе не было системы в этом вопросе. Кинофильмы оформлялись на Минкульт и «Беларусьфильм», видеофильмы - на «Белвидеоцентр». «Причем вся произведенная за счет бюджета киновидеопродукция (более Br7 млрд.) не числится на балансовом учете ни в Минкульте, ни у производителей фильмов», - отмечается в материалах по итогам проверки.

Сможет ли новая структура решить эти проблемы, сдвинуть что-то в республиканском кино, никто не решается предсказывать, предлагая подождать два-три года. В Управлении же киновидеоискусства Минкульта, на базе которого будет создан департамент, также пока отказываются комментировать, чем он будет заниматься, ссылаясь на то, что еще не утвержден штат новой структуры, не назначен директор.
Добавить комментарий
Проверочный код