Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Мнения

Кремль тасует карты

21.11.2005
 

Виталий ПОРТНИКОВ

В истории с последними кадровыми назначениями Владимира Путина интересна не логика самих назначений, а то, как реагировали на них наблюдатели. Им, откровенно говоря, не повезло. Если бы президент России производил назначения в индивидуальном порядке, каждое из этих решений поддавалось бы скрупулезному анализу. Но Путин - телевизионный президент. Он всегда производит отставки и назначения пачками, презентуя их чуть ли не в прямом эфире. Вот и эта сцена с назначениями была тщательно продумана, отрежиссирована, показана во всех выпусках новостей.

Даже ближайшее окружение Путина, не то что там какие-то политологи и журналисты, не догадывается о том, что же произойдет на следующий день. Так было, например, с отставкой правительства Михаила Касьянова.

Разумеется, у ошеломленных от неожиданности наблюдателей в буквальном смысле слова закипают мозги, и они начинают придумывать разные смешные конструкции. Путин начал операцию «Преемник», он раздумывает, кого выбрать - Медведева или Иванова, вот и поставил их в соревновательное положение. Путин решил вооружиться поддержкой регионов в операции «Преемник», вот и приблизил Собянина, назначив того главой своей администрации. Примем эти предположения как любопытные и попытаемся рассмотреть ситуацию с аппаратной точки зрения.

Представляя Дмитрия Медведева в качестве первого вице-премьера, Путин особо выделил тот факт, что бывший глава администрации останется куратором национальных проектов. Проекты эти давно уже являются важнейшей темой, озвучиваемой Путиным. Это комплекс госпрограмм социального характера, призванных продемонстрировать заботу власти о населении накануне президентских выборов 2008г. Но осуществление этих проектов - вещь невероятно денежная и значительно повышающая возможности любого чиновника, который будет куратором даже одной из программ, не говоря уже о полном их списке. Медведев изначально готовил национальные проекты под себя, их кураторство должно было быть закреплено за администрацией президента.

Однако позже премьер Михаил Фрадков одержал аппаратную победу: кураторство проектов поручили правительству. У Медведева был выбор: либо оставаться во главе администрации, наблюдая за тем, как кто-то осуществляет его идею и получает все дивиденды, либо перейти в правительство, но кураторство программ сохранить. Медведеву удалось второе. Станет ли он преемником Фрадкова, при подобном раскладе сказать трудно.

Если бы назначение Сергея Иванова вице-премьером состоялось отдельно, то оно могло бы быть легко объяснено соперничеством между силовиками. Разговоры о появлении некоего куратора силового блока ходили уже давно. Когда Иванов был секретарем Совбеза, никакой необходимости в подобной фигуре не возникало, т.к. он справлялся с функциями неформального кураторства, хоть и не был для силовиков начальником. Очевидно, нынешний секретарь Совбеза экс-министр иностранных дел Игорь Иванов функции куратора силовой сферы выполнять не может. Так что в какой-то мере назначение Сергея Иванова - возвращение к его старым обязанностям.

Труднее объяснить выбор в качестве главы администрации бывшего тюменского губернатора Сергея Собянина. Здесь могла сыграть роль его близость к определенным нефтяным кругам, стремящимся иметь своего человека в Кремле. И при этом Собянин мог вполне устроить уходящего из администрации Медведева - как живое доказательство того, что при новом человеке администрация не будет параллельным правительством страны.

Но все эти разборы полетов не дают ответа на самый главный вопрос: кто преемник, будет ли преемник. Пока в Кремле не определились с идеей преемничества и процедурой передачи власти. Общая установка понятна: в 2008г. Путин не должен баллотироваться на третий срок, но одновременно не должен лишиться власти. Как это сделать? Путем переноса центра власти от президентской институции в правительство? Путем усиления роли правящей партии, которую мог бы возглавить бывший президент? Путем объединения с Беларусью с Путиным во главе союза? Путем избрания некоего временного президента, который мог бы подать в отставку, предоставив Путину возможность баллотироваться на этот пост, не нарушая конституцию?

Во всех этих вариантах есть один крупный недостаток для Путина: президент России - больше не он. В 2008г. президентом станет другой человек. Он может заверять Путина в своей лояльности. Но, оказавшись один на один с властью, преемник Путина может забыть о своих обещаниях. И что тогда?

Есть еще одно немаловажное обстоятельство: никто не сказал, что вариант с преемником Путина окажется легко осуществимым только потому, что легко осуществился вариант с преемником Ельцина. Время уже другое. Но Кремлю выгодно, чтобы каждое его движение рассматривалось как подготовка к передаче власти. Миф о преемнике - это миф о ее, власти, могуществе.
Добавить комментарий
Проверочный код