Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Личный вкус

В мире людей и животных

21.11.2005
 

Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Театр-студия киноактера. Спектакль: Марина Ладо «Очень простая история». Режиссер: Александр Ефремов.

Что это? В последнее время процессы в белорусском театре рассматриваются преимущественно с гражданско-политических позиций. Мол, насколько театр сейчас способен влиять на общественные процессы, насколько информирует зрителя о ситуации в стране, насколько разоблачает противоречивую белорусскую реальность. Для многих это стало едва ли не единственным критерием уровня искусства.

Впрочем, важно понимать, что театр существовал во все времена и при всех режимах. И выжил театр как искусство не потому, что сообщал зрителю некую особенную правду о правителях, а потому, что и в трудные периоды заставлял людей смеяться и плакать, восхищаться прекрасным, сопереживать… Поэтому и традиционный «мещанский» театр не утратил прав на существование и развитие.

Театр-студия киноактера всегда позиционировал себя как место отдыха минчан от житейских проблем. Тщательно избегая острых тем и социальной проблематики, художественный руководитель Александр Ефремов избрал в качестве миссии своего театра развлечение «обычного», а не «продвинутого» зрителя. Средний класс за это театр полюбил и на спектакли ходит исправно. Единственной проблемой коллектива было отсутствие новых спектаклей.

Неудивительно, что постановка пьесы Марины Ладо «Очень простая история» вызвала большой интерес у обывателей.

Драматургия. «Очень простая история» - главный хит современной постсоветской драматургии последних лет. Удивительным образом молодой украинской драматургессе удалось угадать чаяния репертуарных театров, которые всеми силами отбивались от модных текстов «новой драмы», и написать пьесу в лучших традициях советской драматургии - Розова, Володина и Горина. Результат - около пятидесяти постановок этой пьесы по всему бывшему СССР только за прошлый год.

О чем пьеса. Скотный двор. Животные одушевлены и разговаривают. Свинья хочет летать. Беременная корова - родить. Петух слушает радио. Старая лошадь философствует. Короче, некая драматургическая версия фильма «Бейб» - «наивная, светлая, добрая».

Параллельно разворачивается человеческая история двух крестьянских семей. Первая - семья самодура-хозяйственника с запуганной женой и прелестной дочкой. Дочка встречается с пареньком, у которого мать покончила с собой, а папаша спился. От этих встреч дочка «залетает». Дальше возникают проблемы: как сказать родителями, делать ли аборт, как двум семьям породниться?

Животные желают людям счастья и пытаются помочь. Но хозяин зарезал свинью, и ее дух возвращается на землю, чтобы предотвратить еще одну смерть - аборт… В результате все заканчивается хорошо.

Режиссура. Александр Ефремов придерживается традиционных принципов в режиссуре. Он умеет ставить пьесы очень доступно и доходчиво даже для самого неискушенного театрального обывателя, причем всегда с бережным отношением к автору. Чаще всего в его трактовке нет никаких открытий, его спектакли - это всегда немного ретро. Но ни один из них не обходится без теплоты и доброго простоватого юмора.

В этой постановке «людская» линия получилась у Ефремова значительно мощнее, жестче и реалистичнее, чем «животная». Очевидно, что ясные и узнаваемые человеческие проблемы трогают и заставляют сопереживать сильнее. В некоторых моментах спектакля достигаются почти шукшинская простота и драматизм.

Животные же в своих нелепых плюшевых костюмах и таких же плюшевых диалогах и проблемах как будто прибежали из среднего ТЮЗа. И кроме наивного резонерства, так ни на что и не пригодились.

Плюсы. В первую очередь человек думает о себе, о семье, работе и личной жизни, соседях, и уж затем - о культуре, народе, политике, государстве, мире. Именно об этой иерархии нормального человека напоминают в спектакле Ладо и Ефремов. Простая семейная пьеса о базовых человеческих ценностях оказалась как нельзя кстати среди философских, эстетических и психологических экзерсисов других театров. Мощные актерские работы «людей», особенно Виктора Рыбчинского и Юлии Полубинской.

Минусы. Поменьше бы приторной слащавости, плюшевости и наива.
Добавить комментарий
Проверочный код