Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Личный вкус

В мире людей и животных

21.11.2005
 

Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Театр-студия киноактера. Спектакль: Марина Ладо «Очень простая история». Режиссер: Александр Ефремов.

Что это? В последнее время процессы в белорусском театре рассматриваются преимущественно с гражданско-политических позиций. Мол, насколько театр сейчас способен влиять на общественные процессы, насколько информирует зрителя о ситуации в стране, насколько разоблачает противоречивую белорусскую реальность. Для многих это стало едва ли не единственным критерием уровня искусства.

Впрочем, важно понимать, что театр существовал во все времена и при всех режимах. И выжил театр как искусство не потому, что сообщал зрителю некую особенную правду о правителях, а потому, что и в трудные периоды заставлял людей смеяться и плакать, восхищаться прекрасным, сопереживать… Поэтому и традиционный «мещанский» театр не утратил прав на существование и развитие.

Театр-студия киноактера всегда позиционировал себя как место отдыха минчан от житейских проблем. Тщательно избегая острых тем и социальной проблематики, художественный руководитель Александр Ефремов избрал в качестве миссии своего театра развлечение «обычного», а не «продвинутого» зрителя. Средний класс за это театр полюбил и на спектакли ходит исправно. Единственной проблемой коллектива было отсутствие новых спектаклей.

Неудивительно, что постановка пьесы Марины Ладо «Очень простая история» вызвала большой интерес у обывателей.

Драматургия. «Очень простая история» - главный хит современной постсоветской драматургии последних лет. Удивительным образом молодой украинской драматургессе удалось угадать чаяния репертуарных театров, которые всеми силами отбивались от модных текстов «новой драмы», и написать пьесу в лучших традициях советской драматургии - Розова, Володина и Горина. Результат - около пятидесяти постановок этой пьесы по всему бывшему СССР только за прошлый год.

О чем пьеса. Скотный двор. Животные одушевлены и разговаривают. Свинья хочет летать. Беременная корова - родить. Петух слушает радио. Старая лошадь философствует. Короче, некая драматургическая версия фильма «Бейб» - «наивная, светлая, добрая».

Параллельно разворачивается человеческая история двух крестьянских семей. Первая - семья самодура-хозяйственника с запуганной женой и прелестной дочкой. Дочка встречается с пареньком, у которого мать покончила с собой, а папаша спился. От этих встреч дочка «залетает». Дальше возникают проблемы: как сказать родителями, делать ли аборт, как двум семьям породниться?

Животные желают людям счастья и пытаются помочь. Но хозяин зарезал свинью, и ее дух возвращается на землю, чтобы предотвратить еще одну смерть - аборт… В результате все заканчивается хорошо.

Режиссура. Александр Ефремов придерживается традиционных принципов в режиссуре. Он умеет ставить пьесы очень доступно и доходчиво даже для самого неискушенного театрального обывателя, причем всегда с бережным отношением к автору. Чаще всего в его трактовке нет никаких открытий, его спектакли - это всегда немного ретро. Но ни один из них не обходится без теплоты и доброго простоватого юмора.

В этой постановке «людская» линия получилась у Ефремова значительно мощнее, жестче и реалистичнее, чем «животная». Очевидно, что ясные и узнаваемые человеческие проблемы трогают и заставляют сопереживать сильнее. В некоторых моментах спектакля достигаются почти шукшинская простота и драматизм.

Животные же в своих нелепых плюшевых костюмах и таких же плюшевых диалогах и проблемах как будто прибежали из среднего ТЮЗа. И кроме наивного резонерства, так ни на что и не пригодились.

Плюсы. В первую очередь человек думает о себе, о семье, работе и личной жизни, соседях, и уж затем - о культуре, народе, политике, государстве, мире. Именно об этой иерархии нормального человека напоминают в спектакле Ладо и Ефремов. Простая семейная пьеса о базовых человеческих ценностях оказалась как нельзя кстати среди философских, эстетических и психологических экзерсисов других театров. Мощные актерские работы «людей», особенно Виктора Рыбчинского и Юлии Полубинской.

Минусы. Поменьше бы приторной слащавости, плюшевости и наива.
Добавить комментарий
Проверочный код