Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Экономика

Навеки с таджиками и туркменами

21.11.2005
Беларусь опять на почетном месте

Ярослав РОМАНЧУК

15 ноября Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опубликовал ежегодный «Доклад о процессе перехода за 2005г.: бизнес в процессе трансформации» (Transition Report 2005. Business in transition),в котором констатировал завершение процесса перехода от плана к рынку многими постсоциалистическими странами. Польшу, Венгрию или Эстонию пора сравнивать с Грецией, Италией или Кипром. Россия, Украина и Молдова могут пребывать в состоянии перехода очень долго: куда идти, они не до конца определились. Беларусь, Узбекистан и Таджикистан идут своим путем, но явно не к свободному рынку.

БЫСТРО, НО НЕДОЛГО

ЕБРР отмечает значительный прогресс в переходе от плана к рынку в странах ЦВЕ, а также позитивные перемены в некоторых странах СНГ. Авторы доклада имеют в виду в первую очередь Украину, Кавказ и даже Россию. Однако на фоне «подрыва приватизационного процесса» достижения нашей восточной соседки не кажутся столь яркими. Большинство реформ сконцентрировалось на поддерживающих развитие рынка институтах, реструктуризации предприятий и улучшении их корпоративного управления.

Экономический рост в рассматриваемых 27 странах замедлился. По итогам 2005г. он прогнозируется на уровне 5,3%. К тому же, экспансия финансового сектора увеличивает риски рецессии или даже стагнации в среднесрочной перспективе. В странах ЦВЕ прогноз роста ВВП составляет 4,2%. Впрочем, радость от этого показателя омрачена разбалансированными госфинансами и растущими долговыми обязательствами. Рост в странах СНГ планируется на уровне 6,2%. Главная причина такого приличного показателя - цены на нефть и нефтепродукты.

Большая часть доклада-2005 посвящена детальному анализу деятельности предприятий в 26 странах (кроме Туркменистана), проведенного на основе опроса 9500 фирм. Опрос показывает, что самыми главными препятствиями для развития бизнеса в странах ЦВЕ остаются зарегулированный рынок труда и коррупция при организации госзакупок и управлении госактивами. Среди других проблем, на которые указывают руководители бизнеса в переходных экономиках, - нарушение прав собственности, нестабильная макроэкономическая ситуация и низкое качество госуслуг. При этом от чрезмерного регулирования и бюрократии страдают как раз те фирмы, которые имеют наибольший потенциал создания новых рабочих мест, увеличения экспорта и инвестиций, т.е. новый частный сектор, а также микро- и просто малый бизнес. Для них также максимально затруднен доступ к финансированию своей деятельности.

Опрос ЕБРР не продемонстрировал явной положительной корреляции между формой собственности и качеством работы предприятия. Парадоксальный, на первый взгляд, вывод имеет целый ряд вполне логических объяснений. Во-первых, госпредприятия и АО с преобладанием госкапитала заметно чаще пользуются административным ресурсом и привилегированным доступом к госфинансам. Во-вторых, они более склонны к ограничению конкуренции на рынке или к увеличению издержек частных компаний. В-третьих, они имеют приоритетный доступ к госзакупкам, импорту и чаще пользуются инсайдерской информацией.

Малый же бизнес не сумел выстроить механизмов защиты и продвижения своих интересов, в то время как «старые» компании сохранили свое влияние на процесс принятия экономических решений. В итоге преимущества частного сектора съедаются коалицией «политик-чиновник-директор госпредприятия». Так что стоит удивляться не тому, что опрос не показал заметного преимущества частного бизнеса, а тому, что даже в таких условиях госсектор не смог показать лучшие результаты.

Таблица

ГОД СТАГНАЦИИ

С точки зрения углубления и интенсификации рыночных реформ 2005г. можно считать потерянным. Страны ЦВЕ, вступившие в ЕС, почивали на лаврах. Правительства СНГ, несмотря на заметное отставание по темпам реформ от Европы, а также гораздо более низкое качество бизнес-климата, тоже никуда не спешили. С точки зрения ЕБРР, Беларусь не продвинулась вперед ни по одному из девяти показателей и по-прежнему входит в тройку стран, замыкающих рейтинг ЕБРР по глубине и интенсивности реформ.

Лидером в проведении реформ среди стран СНГ признана Армения, добившаяся улучшения трех показателей, отражающих приватизацию крупных предприятий, антимонопольную политику и реформирование банковской системы. Обнаружен позитив и у литовцев. В 2005г. они значительно расширили приватизацию в АПК, энергетике, транспорте и в СМИ. Молдова сократила объем вмешательства в экономику, урегулировала ряд споров между государством и бизнесом и добилась прогресса в области телекоммуникаций. Польша наконец решилась на реструктуризацию черной металлургии, повысила качество госуправления, банковского надзора, упростила доступ населения к кредитному рынку.

Россия ухудшила показатель по приватизации крупных предприятий. ЕБРР указывает на ренационализацию ряда крупных компаний в нефтегазовой отрасли. На этом фоне теряется незначительное улучшение банковского сектора и надзора. Украина отменила обязательную продажу 50% валютной выручки, что требуется для вступления страны в ВТО, и добилась определенного прогресса в банковском секторе. Интерес иностранных банков к Украине наверняка позволит ей более эффективно привлекать ресурсы под инвестиционные проекты.

Из 27 стран 18 улучшили один или несколько показателей. Даже Узбекистан добился конвертируемости своей валюты по текущим операциям, а Таджикистан завершил малую приватизацию. Таким образом, Беларусь и Таджикистан имеют самые плохие оценки среди 27 стран по малой приватизации, качеству управления структурными реформами на предприятиях. По инфраструктурным реформам мы делим 25-26-е место, уступая последнее, 27-е место, Туркменистану. Вместе с туркменами мы единственные в регионе, не прошедшие и полпути в малой приватизации.

ОПОЕННЫЕ НЕФТЬЮ

Белорусские власти подтверждают правильность русской пословицы «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Благоприятная конъюнктура внешнего рынка, низкие цены на энергоресурсы, стабильная работа крупных предприятий - идеальное время для начала серьезных структурных реформ. Лучшего времени для наведения порядка в банковской сфере, на финансовом рынке, в электроэнергетике, транспорте, автодорожной сети, телекоммуникации и коммунальном хозяйстве трудно придумать. Когда ценовая ситуация изменится, белорусские предприятия, которые сегодня можно было бы продать, условно говоря, за $10 млрд., пойдут с молотка максимум за десятую часть этой суммы.

В конце 2004 г. ЕБРР прогнозировал рост ВВП в Беларуси на уровне 5,6%. В ноябре 2005г. этот прогноз составляет 8%. Любопытно, что на 2006г. банк не дает прогнозы, понимая, очевидно, их высокую спекулятивность. По Украине корректировка состоялась в другую сторону: вместо роста 7,2%, который прогнозировался год назад, сегодня прогноз составляет 4%. А вот по России прогноз (6% роста ВВП) не изменился. Кстати, по итогам 2004г. наибольшее превышение уровня ВВП уровня 1989г. отмечено в Польше (142%), Албании (131%), Словении (126%), Словакии (121%) и Венгрии (120%). На этом фоне Беларусь смотрится неплохо - 111% по сравнению с 1989г. Для сравнения: Россия - 82%, а Украина - 57%.

Анализ ЕБРР наглядно демонстрирует, что самые болезненные и дорогостоящие реформы в Беларуси еще впереди. Каждый год, проведенный на лаврах, подстеленных Россией, обернется ростом издержек в будущем. Когда Россия и Украина завершат реструктуризацию, вступят в ВТО и либерализируют финансовые и товарные рынки, многим белорусским производителям останется только внутренний рынок. Для малой открытой экономики вытеснение с крупных рынков сбыта равносильно превращению в провинциальный бизнес районного масштаба.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код