Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Экономика

Навеки с таджиками и туркменами

21.11.2005
Беларусь опять на почетном месте

Ярослав РОМАНЧУК

15 ноября Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опубликовал ежегодный «Доклад о процессе перехода за 2005г.: бизнес в процессе трансформации» (Transition Report 2005. Business in transition),в котором констатировал завершение процесса перехода от плана к рынку многими постсоциалистическими странами. Польшу, Венгрию или Эстонию пора сравнивать с Грецией, Италией или Кипром. Россия, Украина и Молдова могут пребывать в состоянии перехода очень долго: куда идти, они не до конца определились. Беларусь, Узбекистан и Таджикистан идут своим путем, но явно не к свободному рынку.

БЫСТРО, НО НЕДОЛГО

ЕБРР отмечает значительный прогресс в переходе от плана к рынку в странах ЦВЕ, а также позитивные перемены в некоторых странах СНГ. Авторы доклада имеют в виду в первую очередь Украину, Кавказ и даже Россию. Однако на фоне «подрыва приватизационного процесса» достижения нашей восточной соседки не кажутся столь яркими. Большинство реформ сконцентрировалось на поддерживающих развитие рынка институтах, реструктуризации предприятий и улучшении их корпоративного управления.

Экономический рост в рассматриваемых 27 странах замедлился. По итогам 2005г. он прогнозируется на уровне 5,3%. К тому же, экспансия финансового сектора увеличивает риски рецессии или даже стагнации в среднесрочной перспективе. В странах ЦВЕ прогноз роста ВВП составляет 4,2%. Впрочем, радость от этого показателя омрачена разбалансированными госфинансами и растущими долговыми обязательствами. Рост в странах СНГ планируется на уровне 6,2%. Главная причина такого приличного показателя - цены на нефть и нефтепродукты.

Большая часть доклада-2005 посвящена детальному анализу деятельности предприятий в 26 странах (кроме Туркменистана), проведенного на основе опроса 9500 фирм. Опрос показывает, что самыми главными препятствиями для развития бизнеса в странах ЦВЕ остаются зарегулированный рынок труда и коррупция при организации госзакупок и управлении госактивами. Среди других проблем, на которые указывают руководители бизнеса в переходных экономиках, - нарушение прав собственности, нестабильная макроэкономическая ситуация и низкое качество госуслуг. При этом от чрезмерного регулирования и бюрократии страдают как раз те фирмы, которые имеют наибольший потенциал создания новых рабочих мест, увеличения экспорта и инвестиций, т.е. новый частный сектор, а также микро- и просто малый бизнес. Для них также максимально затруднен доступ к финансированию своей деятельности.

Опрос ЕБРР не продемонстрировал явной положительной корреляции между формой собственности и качеством работы предприятия. Парадоксальный, на первый взгляд, вывод имеет целый ряд вполне логических объяснений. Во-первых, госпредприятия и АО с преобладанием госкапитала заметно чаще пользуются административным ресурсом и привилегированным доступом к госфинансам. Во-вторых, они более склонны к ограничению конкуренции на рынке или к увеличению издержек частных компаний. В-третьих, они имеют приоритетный доступ к госзакупкам, импорту и чаще пользуются инсайдерской информацией.

Малый же бизнес не сумел выстроить механизмов защиты и продвижения своих интересов, в то время как «старые» компании сохранили свое влияние на процесс принятия экономических решений. В итоге преимущества частного сектора съедаются коалицией «политик-чиновник-директор госпредприятия». Так что стоит удивляться не тому, что опрос не показал заметного преимущества частного бизнеса, а тому, что даже в таких условиях госсектор не смог показать лучшие результаты.

Таблица

ГОД СТАГНАЦИИ

С точки зрения углубления и интенсификации рыночных реформ 2005г. можно считать потерянным. Страны ЦВЕ, вступившие в ЕС, почивали на лаврах. Правительства СНГ, несмотря на заметное отставание по темпам реформ от Европы, а также гораздо более низкое качество бизнес-климата, тоже никуда не спешили. С точки зрения ЕБРР, Беларусь не продвинулась вперед ни по одному из девяти показателей и по-прежнему входит в тройку стран, замыкающих рейтинг ЕБРР по глубине и интенсивности реформ.

Лидером в проведении реформ среди стран СНГ признана Армения, добившаяся улучшения трех показателей, отражающих приватизацию крупных предприятий, антимонопольную политику и реформирование банковской системы. Обнаружен позитив и у литовцев. В 2005г. они значительно расширили приватизацию в АПК, энергетике, транспорте и в СМИ. Молдова сократила объем вмешательства в экономику, урегулировала ряд споров между государством и бизнесом и добилась прогресса в области телекоммуникаций. Польша наконец решилась на реструктуризацию черной металлургии, повысила качество госуправления, банковского надзора, упростила доступ населения к кредитному рынку.

Россия ухудшила показатель по приватизации крупных предприятий. ЕБРР указывает на ренационализацию ряда крупных компаний в нефтегазовой отрасли. На этом фоне теряется незначительное улучшение банковского сектора и надзора. Украина отменила обязательную продажу 50% валютной выручки, что требуется для вступления страны в ВТО, и добилась определенного прогресса в банковском секторе. Интерес иностранных банков к Украине наверняка позволит ей более эффективно привлекать ресурсы под инвестиционные проекты.

Из 27 стран 18 улучшили один или несколько показателей. Даже Узбекистан добился конвертируемости своей валюты по текущим операциям, а Таджикистан завершил малую приватизацию. Таким образом, Беларусь и Таджикистан имеют самые плохие оценки среди 27 стран по малой приватизации, качеству управления структурными реформами на предприятиях. По инфраструктурным реформам мы делим 25-26-е место, уступая последнее, 27-е место, Туркменистану. Вместе с туркменами мы единственные в регионе, не прошедшие и полпути в малой приватизации.

ОПОЕННЫЕ НЕФТЬЮ

Белорусские власти подтверждают правильность русской пословицы «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Благоприятная конъюнктура внешнего рынка, низкие цены на энергоресурсы, стабильная работа крупных предприятий - идеальное время для начала серьезных структурных реформ. Лучшего времени для наведения порядка в банковской сфере, на финансовом рынке, в электроэнергетике, транспорте, автодорожной сети, телекоммуникации и коммунальном хозяйстве трудно придумать. Когда ценовая ситуация изменится, белорусские предприятия, которые сегодня можно было бы продать, условно говоря, за $10 млрд., пойдут с молотка максимум за десятую часть этой суммы.

В конце 2004 г. ЕБРР прогнозировал рост ВВП в Беларуси на уровне 5,6%. В ноябре 2005г. этот прогноз составляет 8%. Любопытно, что на 2006г. банк не дает прогнозы, понимая, очевидно, их высокую спекулятивность. По Украине корректировка состоялась в другую сторону: вместо роста 7,2%, который прогнозировался год назад, сегодня прогноз составляет 4%. А вот по России прогноз (6% роста ВВП) не изменился. Кстати, по итогам 2004г. наибольшее превышение уровня ВВП уровня 1989г. отмечено в Польше (142%), Албании (131%), Словении (126%), Словакии (121%) и Венгрии (120%). На этом фоне Беларусь смотрится неплохо - 111% по сравнению с 1989г. Для сравнения: Россия - 82%, а Украина - 57%.

Анализ ЕБРР наглядно демонстрирует, что самые болезненные и дорогостоящие реформы в Беларуси еще впереди. Каждый год, проведенный на лаврах, подстеленных Россией, обернется ростом издержек в будущем. Когда Россия и Украина завершат реструктуризацию, вступят в ВТО и либерализируют финансовые и товарные рынки, многим белорусским производителям останется только внутренний рынок. Для малой открытой экономики вытеснение с крупных рынков сбыта равносильно превращению в провинциальный бизнес районного масштаба.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код