Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (514) 21 ноября 2005 г. Экономика

Кому он нужен, этот рейтинг?

21.11.2005
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Год заканчивается, но никто в правительстве так и не смог внятно объяснить главе государства необходимость присвоения республике суверенного рейтинга. Да и зачем нужен этот рейтинг, если в последнее время все чаще говорят об улучшении инвестиционного климата в стране?

К большому сожалению, эти бодрые заявления пока не находят отражения даже в официальной статистике. По данным Минстата, иностранные инвестиции в экономику Беларуси (без учета банков) за 9 месяцев т.г. увеличились на 11%, составив $1,12 млрд. Однако по сравнению с первым полугодием, когда темпы прироста иностранных инвестиций были зафиксированы на уровне 21,7%, скорость прироста зарубежных инвестиций сократилась в 2 раза.

Если в первом полугодии за месяц удавалось привлечь иностранных денег в среднем на $132,9 млн., то за 9 месяцев т.г. этот показатель снизился до $124,3 млн. И этого может оказаться недостаточно, чтобы превзойти итог 2004г., когда общая сумма собранных иностранных инвестиций составила $1,5 млрд. при среднемесячном показателе в $125 млн.

Возможно, для оживления процесса привлечения иностранных инвестиций стране явно не помешало бы наличие суверенного рейтинга. Во всяком случае, именно эту мысль высказал зампредседателя правления «Белгазпромбанка» Сергей Шабан:«Государству стоит серьезно задуматься над вопросом получения суверенного рейтинга». Этот совет прозвучал 10 ноября на пресс-конференции, посвященной подписанию банком соглашения о привлечении на год синдицированного кредита в $15 млн.

Наличие суверенного рейтинга позволяет существенно снизить стоимость иностранных заимствований. «Белгазпромбанк» ощутил это на собственном опыте. Банк уже имеет самый высокий кредитный рейтинг агентства Fitch среди белорусских комбанков, равный «B-», в то время как республика не имеет суверенного рейтинга вообще, а ее руководство пока пребывает в мечтах о подобном уровне международной оценки.

Поэтому стандартная схема определения цены заимствований, когда зарубежный кредитор смотрит сначала на рейтинг страны, учитывающий суверенный долг и риск, а затем на рейтинг заемщика, для Беларуси не работает. Кредиторам приходится действовать методом тыка, включая в стоимость кредита все мыслимые риски и завышая ее до предела. А в конечном счете расплачиваться за пассивность правительства приходится комбанкам и их клиентам - предприятиям и конечным покупателям их продукции.

«Белгазпромбанку» удалось привлечь синдицированный кредит по ставке LIBOR + 4,45%. Много это или мало? Для ответа на этот вопрос стоит расшифровать значение ставки LIBOR, которая для заимствований с 3-месячным сроком выплаты процентов составляет сегодня по долларам США 4,37%. Следовательно, цена первого транша кредита в $5 млн. составляет 8,82% годовых (4,37%+4,45%). Цена второго транша, эквивалентного $10 млн., будет меньше, поскольку эта часть кредита привязана к ставке LIBOR по евро, зависящей в свою очередь от учетной ставки европейского Центробанка. Таким образом, цена этой части кредита составляет сегодня 6,8% годовых (2,35% +4,45%).

С одной стороны, обе цены явно льготные, хотя по стандартной схеме расчета цена кредита для «Белгазпромбанка» была бы не менее 10,5-11% годовых. И банк добился скидок, но только благодаря высокому рейтингу главных акционеров - «Газпрома» и «Газпромбанка», а не страны. Любому другому белорусскому предприятию, не имеющему авторитетных акционеров, в такой ситуации ничего не оставалось бы, кроме как продать свои акции государству в обмен на льготные кредиты.

С другой стороны, 8,82% годовых - тоже немало, если учесть, что на внутреннем рынке банк может привлекать валютные ресурсы на год по ставке 8% как у физлиц, так и юрлиц. Однако этот источник ограничен необходимостью соблюдения нормативов, связанных с величиной собственного капитала банка. Мировой финансовый рынок предоставляет банкам более широкие возможности, но там цена денег растет второй год подряд, и для привлечения дешевых кредитных ресурсов нужен очень высокий (инвестиционный) уровень рейтинга заемщика и страны.

С присвоением стране суверенного рейтинга правительство Беларуси опоздало на два-три года. В это наиболее благоприятное время цены кредитных ресурсов на мировом финансовом рынке были минимальными. К началу же мирового цикла повышения учетных ставок (июнь 2004г.) Беларуси следовало уже добиваться инвестиционных значений суверенного рейтинга, т.е. поступать так, как это сделала Россия. Однако момент был упущен, поскольку от низкого рейтинга Александр Лукашенко заранее отказался.

Теперь президенту, построившему систему льготного финансирования отдельно взятых валообразующих госпредприятий, остается требовать от Нацбанка дальнейшего снижения ставки рефинансирования. Но возможности дальнейшего снижения стоимости белорусских денег у Нацбанка не беспредельны. По крайней мере, в этом году Нацбанку явно не удастся выполнить указание президента по снижению ставки рефинансирования до 10%.

Любое отечественное предприятие не имеет возможности прямого кредитования в зарубежных банках. Кредиты в российских банках им тоже недоступны, поскольку в этом случае банки обязаны обеспечивать 100-процентное резервирование кредита. Отсутствие у Беларуси суверенного рейтинга не сделает эти кредиты дешевле ресурсов на внутреннем рынке. А условия на кредитном рынке республики хорошо известны: в лучшем случае, предприятия могут рассчитывать на кредит в белорусском комбанке под 15-18% годовых.

Дешевле эти ресурсы стать не могут, поскольку привлечены в депозиты по ставке не менее 12% за год. В то же время 61% всех депозитов в национальной валюте приходится на население. Это значит, что устойчивость белорусской экономики все больше зависит от малейшей смены инвестиционных настроений населения. В Нацбанке учитывают это обстоятельство и не спешат выполнять указание президента по снижению стоимости заимствований, но настоятельно рекомендуют правительству активизировать работу по присвоению стране суверенного рейтинга.
Добавить комментарий
Проверочный код