Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№45 (513) 14 ноября 2005 г. БГ-Феномен

Обыкновенная Америка

14.11.2005
Почему везёт «сильным и вооружённым до зубов»

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Курс политэкономии любого вуза, каждый институт подготовки менеджеров и госслужащих должен содержать case об экономическом чуде США. Но странно, что американский рецепт устойчивого развития до сих пор не скопировали десятки развивающихся стран. Они научились «делать» под американские одежду и электронику, лекарства и машины, но никто почему-то не копирует модель и институты, создавшие американский феномен.

ПОЧЕМУ АМЕРИКА N1

Одним кажется, что американские власти держат рецепт своего успеха за семью замками. Эта версия не выдерживает никакой критики. Миллионы книг посвящены политической, правовой и экономической системам США. Гражданин любой страны имеет доступ к архивам Америки и ее богатым библиотекам, а правительству каждой страны под силу направить туда своих специалистов на обучение.

Вторая версия: никакого рецепта и, соответственно, американского феномена нет. Мол, везет «большим, сильным и вооруженным до зубов». Американцы используют трудовые ресурсы всей планеты, эксплуатируют как свои нацменьшинства, так и развивающиеся страны. За счет этого и богатеют. И эта версия вполне легко опровергается. Были государства и покрупнее США. Одни уже развалились, а другие по-прежнему борются с неискоренимой нищетой. И это несмотря на их вековые традиции и исторический опыт.

Бывали страны побогаче. В XIX в. аристократы Англии, Франции и Германии свысока смотрели на выскочек из недавно закончившей войну заокеанской страны. Эксплуатация «мозгов» и рук - идеологическое клише, а не факт. Ученые, инженеры, изобретатели и предприимчивые люди из разных страндобровольно и самостоятельно уезжают жить или работать в США.

Есть еще третья версия. Страны, втихаря копирующие американские товары и технологии, не хотят видеть совершенно очевидных ингредиентов самой системы, которая более 200 лет позволяет предпринимателям и ученым генерировать сотни тысяч новых товаров, услуг и идей. Они не замечают главного, копируя второстепенные институты и нормы.

Составляющие американского феномена просты: 1) демократия и политическая конкуренция; 2) права и свободы человека; 3) частная собственность и экономическая свобода; 4) относительно малые размеры государства; 5) свобода СМИ; 6) независимая, достаточно эффективная судебная власть; 7) равные условия работы на рынке как для национальных, так и для зарубежных компаний. Стоит добавить сюда емкий и богатый внутренний рынок, стабильный (относительно) доллар, ставший мировой валютой, высокое качество корпоративного управления и толерантность по отношению к иностранцам, развитую транспортную, финансовую и телекоммуникационную инфраструктуру.

Многим государствам удавалось добиваться синергии этих факторов на протяжении десяти, максимум 20 лет. Американцы же делают это уже более двух веков. Без убеждения в правоте, справедливости системы, без активного участия в ней граждан, политиков и бизнеса, без четкого взаимодействия между образовательной, интеллектуальной, политической и экономической элитами добиться такой поразительно долгосрочной стабильности нельзя. И это еще один, во многом определяющий, фактор американского феномена.

ЗА ОДНО ПОКОЛЕНИЕ

Можно сколь угодно долго говорить о превосходстве европейской философии, опыте и истории, традициях и культуре старого континента. Американцы на деле доказали, что их социально-экономические институты генерируют лучший результат. Это ЕС ставит задачу догнать Америку, но уже лет 50 безрезультатно. Превосходство американской модели выражается в более высоких темпах экономического роста, доходах на душу населения, самой высокой в мире производительности труда, прогрессивных экологических стандартах, достижениях в сфере образования, здравоохранения и науки.

Америка стала основным мировым донором (по гуманитарным программам) - более $19 млрд. в год. На протяжении десятилетий США генерирует спрос в мировой экономике, помогая развиваться Европе, Китаю и странам Южной Америки. Без привлекательной, понятной как можно большему числу людей философии и идеологии такого успеха нельзя было бы добиться. Суть ее не в постмодернистских причитаниях и мистицизме, а в популярном изложении идей эпохи просвещения. США - это убедительный пример социального преимущества идеологии индивидуализма и либерализма. Как бы американцы или европейцы ее ни называли. Причем ни 200 лет назад, ни сейчас никто не принимает пяти- или десятилетние планы развития, не подгоняет экономику и бизнес под некую централизованную матрицу «американских национальных интересов». Американский феномен никто не планировал, поэтому он и состоялся.

Там не принято говорить об импортозамещении, «канализации» инвестиционных ресурсов и точках роста. Никому в голову не приходит мысль о мобилизации всех ресурсов нации на уборку урожая или строительство библиотек-небоскребов в каждом штате. При всех своих техасских особенностях Джордж Буш не ставит перед председателем Федеральной резервной системы задачу снизить стоимость кредитов для предприятий и обеспечить льготное финансирование жилищного строительства. Экономических полномочий у американского президента на несколько порядков меньше, чем у белорусского или российского. В США даже нет министерства культуры, через которое можно было бы навязывать миру голливудские или вашингтонские стандарты в области образования, кино, театра или СМИ. И ничего, страна процветает, богатеет и не национализирует активы для противостояния глобализации или терроризму.

Что бы ни говорили об американских бюрократах, каким бы ни был уровень IQ у Буша или его предшественников, правительство США не навязывает некую единственно правильную модель поведения. Сила убеждения по-прежнему доминирует. Принуждение используется гораздо реже, хотя, надо признать, современное американское государство сильно ушло от того образа, которое имели в виду отцы-основатели США, «отравилось» европейской идеологией интервенционизма и перераспределения, позаимствовало часто неадекватную внешнюю политику от былых империй.

Чего стоит только недавнее решение Верховного суда использовать право eminent domain (вот откуда пошла идея «золотой акции») против владельцев недвижимости в пользу муниципалитета, который захотел построить крупный торговый центр на частной собственности. Весьма сомнительными выглядят многие внешнеполитические действия, особенно если вспомнить слова легендарного президента Томаса Джефферсона о внешней политике США из его инаугурационной речи в 1801г.: «Мир, торговля и честная дружба со всеми государствами - и никаких обязывающих альянсов ни с кем».

Есть здесь преступность и уголовщина, наркомания и воровство, насилие и тупость законов. Есть своя мафия и оргпреступность. Абсурдно было бы говорить, что в Америке нет коррупции. Она есть, о ней много говорят и пишут, потому как там уважают и защищают свободу слова. Американцы в гораздо большей степени защищены от коррупции, чем большинство стран мира. Здесь нет социальных групп или каст, имеющих индульгенцию на совершение противоправных действий. По мнению Transparency International, Штаты занимают 17-е место по индексу восприятия коррупции. Перераспределяя $2,33 трлн. (таковы расходы бюджета США), трудно избежать махинаций, откатных схем и преференций в размещении госзаказов, особенно если страна воюет.

США В ЦИФРАХ

Население: 295,73 млн. Возрастная структура: 0-14 лет - 20,6%; 15-64 лет - 67%; 65 лет и старше - 12,4%. Средний возраст: 36,27 года, мужчины - 34,94, женщины - 37,6. Темпы роста населения - 0,92%. Рождаемость - 14,14 рождений на 1000 населения, смертность - 8,25 смертей на 1000 населения. Расовый состав: белых - 81,7%, афроамериканцев - 12,9%, азиатов - 4,2%. Религия: 52% - протестанты, 24% - католики, 2% - мормоны, 1% - мусульмане.

ВВПна душу населения в 2004г. - $40,1 тыс. ВВП по паритету покупательной способности - $11,75 трлн., реальный рост ВВП в 2004г. - 4,4%. Структура ВВП: сельское хозяйство - 0,9%, промышленность - 19,7%, услуги - 79,4%.

Рабочая сила: 147,4 млн. Занятость: в сельском хозяйстве, включая лесное и рыбное хозяйство, промышленное производство - 22,7%, управление - 34,9%, торговля и офисные работники - 25,5%, другие услуги - 16,3%. Безработица - 5,5%. Население за чертой бедности - 12% (2004г.). Инфляция в 2004г. - 2,5%. Валовые инвестиции в основной капитал - 15,7% ВВП.

Бюджет.Доходы - $1862 млрд.; расходы - $2338 млрд. Госдолг - 65% ВВП, внешний долг - $1,4 трлн. Внутренний кредит банковского сектора 270,8% ВВП.

Производство электроэнергии - 3839 млрд. кВт/ч. Потребление - 3,66 трлн. кВт/ч. Добыча нефти - 7,8 млн. баррелей в день, потребление нефти - 19,65 млн. баррелей в день. Разведанные резервы нефти - 22,45 млрд. баррелей (на 1.01.2002). Добыча газа - 548,1 млрд. куб. м, потребление природного газа - 640,9 млрд. куб. м. Разведанные резервы газа - 5195 трлн. куб. м. Баланс текущего счета: минус $646,5 млрд.

Торговля. Экспорт - $795 млрд. Сельхозпродукты - 9,2%, промежуточные промышленные товары (органические и химические) - 26,8%, средства производства - 49%, потребительские товары - 15%. Партнеры по экспорту: Канада - 23%, Мексика - 13,6%, Япония - 6,7%, Британия - 4,4%, Китай - 4,3%. Доля высокотехнологичных товаров в экспорте - 31%.

Импорт - $1476 млрд. Сельхозпродукция - 4,9%, промежуточные товары для промышленности - 32,9% (сырая нефть - 8,2%), средства производства - 30,4%, потребительские товары - 31,8%. Партнеры по импорту: Канада - 17%, Китай - 13,8%, Мексика - 10,3%, Япония - 8,7%, Германия - 5,2%.

Число телефонных линий: 181,6 млн.; мобильных телефонов - 158,7 млн.; интернет-хостов - 115,3 млн.; интернет-пользователей - 159 млн. (2002 г.).

Индексы. Место по индексу экономической свободы(версия института CATO в 2005г.) - 3 с баллом 8,2; место по индексу перспективной конкурентоспособности (2005г.) - 2, по индексу деловой конкурентоспособности - 1. Место по легкости ведения бизнеса (доклад ВБ Doing business, 2005-06гг.) - 3. Место по Индексу развития человеческого потенциала - 10. Место по индексу потенциала привлечения прямых иностранных инвестиций - 1.
Добавить комментарий
Проверочный код