Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№45 (513) 14 ноября 2005 г. БГ-Феномен

Обыкновенная Америка

14.11.2005
Почему везёт «сильным и вооружённым до зубов»

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Курс политэкономии любого вуза, каждый институт подготовки менеджеров и госслужащих должен содержать case об экономическом чуде США. Но странно, что американский рецепт устойчивого развития до сих пор не скопировали десятки развивающихся стран. Они научились «делать» под американские одежду и электронику, лекарства и машины, но никто почему-то не копирует модель и институты, создавшие американский феномен.

ПОЧЕМУ АМЕРИКА N1

Одним кажется, что американские власти держат рецепт своего успеха за семью замками. Эта версия не выдерживает никакой критики. Миллионы книг посвящены политической, правовой и экономической системам США. Гражданин любой страны имеет доступ к архивам Америки и ее богатым библиотекам, а правительству каждой страны под силу направить туда своих специалистов на обучение.

Вторая версия: никакого рецепта и, соответственно, американского феномена нет. Мол, везет «большим, сильным и вооруженным до зубов». Американцы используют трудовые ресурсы всей планеты, эксплуатируют как свои нацменьшинства, так и развивающиеся страны. За счет этого и богатеют. И эта версия вполне легко опровергается. Были государства и покрупнее США. Одни уже развалились, а другие по-прежнему борются с неискоренимой нищетой. И это несмотря на их вековые традиции и исторический опыт.

Бывали страны побогаче. В XIX в. аристократы Англии, Франции и Германии свысока смотрели на выскочек из недавно закончившей войну заокеанской страны. Эксплуатация «мозгов» и рук - идеологическое клише, а не факт. Ученые, инженеры, изобретатели и предприимчивые люди из разных страндобровольно и самостоятельно уезжают жить или работать в США.

Есть еще третья версия. Страны, втихаря копирующие американские товары и технологии, не хотят видеть совершенно очевидных ингредиентов самой системы, которая более 200 лет позволяет предпринимателям и ученым генерировать сотни тысяч новых товаров, услуг и идей. Они не замечают главного, копируя второстепенные институты и нормы.

Составляющие американского феномена просты: 1) демократия и политическая конкуренция; 2) права и свободы человека; 3) частная собственность и экономическая свобода; 4) относительно малые размеры государства; 5) свобода СМИ; 6) независимая, достаточно эффективная судебная власть; 7) равные условия работы на рынке как для национальных, так и для зарубежных компаний. Стоит добавить сюда емкий и богатый внутренний рынок, стабильный (относительно) доллар, ставший мировой валютой, высокое качество корпоративного управления и толерантность по отношению к иностранцам, развитую транспортную, финансовую и телекоммуникационную инфраструктуру.

Многим государствам удавалось добиваться синергии этих факторов на протяжении десяти, максимум 20 лет. Американцы же делают это уже более двух веков. Без убеждения в правоте, справедливости системы, без активного участия в ней граждан, политиков и бизнеса, без четкого взаимодействия между образовательной, интеллектуальной, политической и экономической элитами добиться такой поразительно долгосрочной стабильности нельзя. И это еще один, во многом определяющий, фактор американского феномена.

ЗА ОДНО ПОКОЛЕНИЕ

Можно сколь угодно долго говорить о превосходстве европейской философии, опыте и истории, традициях и культуре старого континента. Американцы на деле доказали, что их социально-экономические институты генерируют лучший результат. Это ЕС ставит задачу догнать Америку, но уже лет 50 безрезультатно. Превосходство американской модели выражается в более высоких темпах экономического роста, доходах на душу населения, самой высокой в мире производительности труда, прогрессивных экологических стандартах, достижениях в сфере образования, здравоохранения и науки.

Америка стала основным мировым донором (по гуманитарным программам) - более $19 млрд. в год. На протяжении десятилетий США генерирует спрос в мировой экономике, помогая развиваться Европе, Китаю и странам Южной Америки. Без привлекательной, понятной как можно большему числу людей философии и идеологии такого успеха нельзя было бы добиться. Суть ее не в постмодернистских причитаниях и мистицизме, а в популярном изложении идей эпохи просвещения. США - это убедительный пример социального преимущества идеологии индивидуализма и либерализма. Как бы американцы или европейцы ее ни называли. Причем ни 200 лет назад, ни сейчас никто не принимает пяти- или десятилетние планы развития, не подгоняет экономику и бизнес под некую централизованную матрицу «американских национальных интересов». Американский феномен никто не планировал, поэтому он и состоялся.

Там не принято говорить об импортозамещении, «канализации» инвестиционных ресурсов и точках роста. Никому в голову не приходит мысль о мобилизации всех ресурсов нации на уборку урожая или строительство библиотек-небоскребов в каждом штате. При всех своих техасских особенностях Джордж Буш не ставит перед председателем Федеральной резервной системы задачу снизить стоимость кредитов для предприятий и обеспечить льготное финансирование жилищного строительства. Экономических полномочий у американского президента на несколько порядков меньше, чем у белорусского или российского. В США даже нет министерства культуры, через которое можно было бы навязывать миру голливудские или вашингтонские стандарты в области образования, кино, театра или СМИ. И ничего, страна процветает, богатеет и не национализирует активы для противостояния глобализации или терроризму.

Что бы ни говорили об американских бюрократах, каким бы ни был уровень IQ у Буша или его предшественников, правительство США не навязывает некую единственно правильную модель поведения. Сила убеждения по-прежнему доминирует. Принуждение используется гораздо реже, хотя, надо признать, современное американское государство сильно ушло от того образа, которое имели в виду отцы-основатели США, «отравилось» европейской идеологией интервенционизма и перераспределения, позаимствовало часто неадекватную внешнюю политику от былых империй.

Чего стоит только недавнее решение Верховного суда использовать право eminent domain (вот откуда пошла идея «золотой акции») против владельцев недвижимости в пользу муниципалитета, который захотел построить крупный торговый центр на частной собственности. Весьма сомнительными выглядят многие внешнеполитические действия, особенно если вспомнить слова легендарного президента Томаса Джефферсона о внешней политике США из его инаугурационной речи в 1801г.: «Мир, торговля и честная дружба со всеми государствами - и никаких обязывающих альянсов ни с кем».

Есть здесь преступность и уголовщина, наркомания и воровство, насилие и тупость законов. Есть своя мафия и оргпреступность. Абсурдно было бы говорить, что в Америке нет коррупции. Она есть, о ней много говорят и пишут, потому как там уважают и защищают свободу слова. Американцы в гораздо большей степени защищены от коррупции, чем большинство стран мира. Здесь нет социальных групп или каст, имеющих индульгенцию на совершение противоправных действий. По мнению Transparency International, Штаты занимают 17-е место по индексу восприятия коррупции. Перераспределяя $2,33 трлн. (таковы расходы бюджета США), трудно избежать махинаций, откатных схем и преференций в размещении госзаказов, особенно если страна воюет.

США В ЦИФРАХ

Население: 295,73 млн. Возрастная структура: 0-14 лет - 20,6%; 15-64 лет - 67%; 65 лет и старше - 12,4%. Средний возраст: 36,27 года, мужчины - 34,94, женщины - 37,6. Темпы роста населения - 0,92%. Рождаемость - 14,14 рождений на 1000 населения, смертность - 8,25 смертей на 1000 населения. Расовый состав: белых - 81,7%, афроамериканцев - 12,9%, азиатов - 4,2%. Религия: 52% - протестанты, 24% - католики, 2% - мормоны, 1% - мусульмане.

ВВПна душу населения в 2004г. - $40,1 тыс. ВВП по паритету покупательной способности - $11,75 трлн., реальный рост ВВП в 2004г. - 4,4%. Структура ВВП: сельское хозяйство - 0,9%, промышленность - 19,7%, услуги - 79,4%.

Рабочая сила: 147,4 млн. Занятость: в сельском хозяйстве, включая лесное и рыбное хозяйство, промышленное производство - 22,7%, управление - 34,9%, торговля и офисные работники - 25,5%, другие услуги - 16,3%. Безработица - 5,5%. Население за чертой бедности - 12% (2004г.). Инфляция в 2004г. - 2,5%. Валовые инвестиции в основной капитал - 15,7% ВВП.

Бюджет.Доходы - $1862 млрд.; расходы - $2338 млрд. Госдолг - 65% ВВП, внешний долг - $1,4 трлн. Внутренний кредит банковского сектора 270,8% ВВП.

Производство электроэнергии - 3839 млрд. кВт/ч. Потребление - 3,66 трлн. кВт/ч. Добыча нефти - 7,8 млн. баррелей в день, потребление нефти - 19,65 млн. баррелей в день. Разведанные резервы нефти - 22,45 млрд. баррелей (на 1.01.2002). Добыча газа - 548,1 млрд. куб. м, потребление природного газа - 640,9 млрд. куб. м. Разведанные резервы газа - 5195 трлн. куб. м. Баланс текущего счета: минус $646,5 млрд.

Торговля. Экспорт - $795 млрд. Сельхозпродукты - 9,2%, промежуточные промышленные товары (органические и химические) - 26,8%, средства производства - 49%, потребительские товары - 15%. Партнеры по экспорту: Канада - 23%, Мексика - 13,6%, Япония - 6,7%, Британия - 4,4%, Китай - 4,3%. Доля высокотехнологичных товаров в экспорте - 31%.

Импорт - $1476 млрд. Сельхозпродукция - 4,9%, промежуточные товары для промышленности - 32,9% (сырая нефть - 8,2%), средства производства - 30,4%, потребительские товары - 31,8%. Партнеры по импорту: Канада - 17%, Китай - 13,8%, Мексика - 10,3%, Япония - 8,7%, Германия - 5,2%.

Число телефонных линий: 181,6 млн.; мобильных телефонов - 158,7 млн.; интернет-хостов - 115,3 млн.; интернет-пользователей - 159 млн. (2002 г.).

Индексы. Место по индексу экономической свободы(версия института CATO в 2005г.) - 3 с баллом 8,2; место по индексу перспективной конкурентоспособности (2005г.) - 2, по индексу деловой конкурентоспособности - 1. Место по легкости ведения бизнеса (доклад ВБ Doing business, 2005-06гг.) - 3. Место по Индексу развития человеческого потенциала - 10. Место по индексу потенциала привлечения прямых иностранных инвестиций - 1.
Добавить комментарий
Проверочный код