Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Визави

НА ХОЛОСТОМ ХОДУ

07.11.2005
Склад есть, машин нет

Елена АНКУДО, Ольга МИКША

Во исполнение поручения президента 1 ноября на территории рынка «Ждановичи» должен был заработать свободный таможенный склад (СТС). По идее, в отличие от действующих авторынков, там покупатель смог бы провести диагностику понравившегося автомобиля, на месте его растаможить, оформить в ГАИ, застраховаться и благополучно уехать. К настоящему времени на рынке огорожена территория 40x170 м, где смогут разместиться 500-600 автомобилей, в здании торгового центра практически закончена отделка помещений инфраструктуры. Но когда СТС начнет работу, никто сказать не берется: до сих пор нет законодательного акта, регламентирующего его деятельность. О ближайших перспективах СТС с корреспондентами «БелГазеты» беседовали начальник отдела по связям с общественностью ТД «Ждановичи» Леонид ЧВАРКОВ и председатель ликвидированной Ассоциации владельцев и водителей автотранспорта Олег МАРКЕВИЧ.

Леонид ЧВАРКОВ: «ИДЕЯ ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНАЯ, И, ЕСЛИ ОНА ПРАВИЛЬНО ЗАРАБОТАЕТ, ВСЕМ БУДЕТ ХОРОШО»

- В какой стадии работы на СТС?

- Огорожена территория собственно склада, заканчивается отделка помещений, где расположатся объекты инфраструктуры. Мы так быстро продвинулись в работе, потому что отдали под инфраструктуру свободного склада помещения нашего торгового центра, изначально предназначенные под офисы. Здесь на одном этаже разместятся таможенные агенты, таможня, расчетно-кассовый центр, ГАИ и т.п. Это очень удобно: человек вышел с площадки склада, прошел по надземному переходу и сразу попал в помещение, где есть все необходимое для оформления автомобиля. Это принцип если не одного окна (все же органы здесь различные), но одной двери, это точно.

- А где можно будет пройти диагностику автомобиля перед покупкой?

- С диагностическим центром вопрос остается открытым. Такое пожелание прозвучало устно, но, пока нет соответствующего указа президента, регламентирующего деятельность СТС, неясно, как его организовать.

Чтобы сделать это по уму, надо разработать проект диагностического центра, закупить оборудование, смонтировать, построить здание, пройти приемку у всех контролирующих органов. Словом, это капитальный объект, для создания которого требуется время. За три недели такие объекты не делаются.

Поэтому, пока задача по строительству такого центра не поставлена, можно было бы воспользоваться имеющейся в «Ждановичах» станцией техосмотра, где диагностируют автомобили с авторынка.

- Однако СТС является таможенной территорией, которую нельзя покинуть без прохождения таможенной очистки. Получается, чтобы провести диагностику, машину надо купить и растаможить…

- Думаю, что прописать процедуру прохождения диагностики до оформления покупки все же можно. Ведь таможенная граница - не государственная. Угнать отсюда машину практически невозможно.

Если в указе будет записано, что диагностический центр должен располагаться на территории таможенного склада, мы это сделаем. Но для этого потребуется время.

Возможно, до окончания строительства центра будет действовать временное положение. Например, в Латвии существует положение, согласно которому можно покинуть территорию таможенного склада, провести необходимую процедуру и вернуться.

И не нужно опасаться, что автомобиль угонят. Гражданин Беларуси точно отсюда не уедет, ведь у нас сохраняются все данные, без оформления машину не поставишь на учет. Если что-то произойдет, ответственность понесет не только таможня, но и в первую очередь владельцы склада и соответствующего товара. Поэтому в возникновении схем, позволяющих уходить от платежей, здесь не заинтересован никто.

А если без таможенной очистки у нас купит машину гражданин Казахстана, так ему все равно растаможивать у нас не надо, он это должен сделать у себя на родине. В этом, собственно, и состоит идея свободного склада: автомобиль здесь может купить любой желающий.

Я бы так сказал: вот есть у нас СТО, давайте найдем решение, как его использовать для нужд свободного склада. А диагностику, конечно, надо проводить. Я знаю случаи, когда предварительная диагностика позволяла сэкономить: обнаруживался дефект, и продавец сбрасывал цену на сумму, в которую обойдется ремонт.

- Всех интересует вопрос: каким образом СТС станет конкурировать с авторынками?

- Конкретно говорить рано. Но, вероятнее всего, в этом случае также будет использоваться схема поставок крупных партий автомобилей по низкой цене. Эта идея изначально очень правильная, и, если она правильно заработает, всем будет хорошо - и людям, и государству, и ТД «Ждановичи».

- Когда ожидается подписание документа, регламентирующего деятельность склада?

- Работа идет. Проходят рабочие встречи руководства ТД «Ждановичи» с таможенниками, в них участвуют автодилеры. Документ активно дорабатывается, чтобы после подписания не возникало новых вопросов.

- Ходят слухи, что ГТК поручено подготовить такой документ лишь к февралю…

- Думаю, что указ все же будет подготовлен значительно раньше. Общественное мнение давит на всех - на нас, через прессу - на госорганы. И поскольку этот вопрос курирует президент и администрация, надеюсь, это не позволит нашим чиновникам долго раскачиваться.

- Говорят, руководство авторынка в Малиновке также обдумывает возможность создания у себя аналогичного свободного склада.

- В этом случае стоит напомнить, почему для создания первого в стране свободного склада был выбран ТД «Ждановичи». Как сказал вице-премьер Андрей Кобяков, нам было оказано такое доверие потому, что у нас устойчивое финансовое положение, опыт работы и хорошая репутация. Если бы у нас не было этих составляющих, мы ничего не смогли бы сделать в такие короткие сроки. Ведь очевидно, что здесь должна работать крупная фирма, с достаточным ресурсом и опытом. Но даже нам приходится нелегко, поскольку дело-то новое.

Впрочем, прорабатывается идея создания подобных складов во всех областных центрах. Поэтому мы, как пионеры, работаем здесь в две смены, чтобы не только отчитаться перед государством, но и действительно предложить людям новую услугу.

- Однако если на вашем складе места всего под 500-600 автомобилей, он не сможет удовлетворить и десятую часть спроса…

- Если будут созданы привлекательные условия и дело пойдет, мы сможем двигаться в ширину от 40 до 400 м. Для нас расширить территорию - это не вопрос.

СПРАВКА «БелГазеты». Леонид Чварков родился в 1960г. в Гомельской области. В 1982г. окончил Белорусскую сельхозакадемию по специальности «агроном». Работал агрономом, затем был выдвинут на комсомольскую работу. В 1984-92гг. работал в Гомельском райкоме комсомола секретарем, заведующим отделом. С 1992г. - в частном бизнесе. В ТД «Ждановичи» работает с 2002г. Женат, имеет двоих детей.

Беседовала Ольга МИКША

Олег МАРКЕВИЧ: «СКЛАД ОТКРОЕТСЯ ДО НОВОГО ГОДА - ПО ВОЛЕВОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ РУКОВОДСТВА»

- Заявление о начале работы таможенного склада на территории ТД «Ждановичи» 1 ноября многие восприняли с энтузиазмом. Между тем в назначенный срок он не открылся. Почему не выполнено поручение президента?

- Наше руководство во многом напоминает мне нерадивого ученика, который пытается списать у прилежного соседа по парте через плечо и делает при этом множество ошибок по причине незнания предмета. Поэтому идею создания таможенного склада расцениваю исключительно как популистскую. Прежде чем делать заявления, требовалось утрясти законодательные акты, регулирующие вопрос определения таможенных пошлин для физических и юридических лиц.

Но кому-то из чиновников не дают покоя деньги, которые крутятся в частном автобизнесе, и на него наложили лапу, как это уже было когда-то с табаком и спиртным. Тот факт, что государство по всем параметрам проигрывает частному бизнесу, никем не учитывается. Мало кто хочет понимать: большой и инертный госаппарат не может реагировать на рыночную ситуацию с быстротой частника. Склад не открыт в обещанное время именно потому, что это нереально. Чиновники просто пытаются набрать очки перед выборами.

- Это не удается: отсутствие на складе машин и покупателей - свидетельство проигрыша. Почему его не попытались избежать, назначив более длительный срок для подготовки?

- На мой взгляд, некие чиновники просто захотели выслужиться перед руководством и в итоге подставили его. В одночасье нельзя наполнить склад автомобилями, ценник на которые будет выгодно отличаться от установленного на стихийном рынке. Не многие поняли, что таможенный склад - это структура, существующая по законам экономики, а следовательно, предполагает наличие управленческого аппарата, бухгалтерию и т.д. На другой чаше весов стоит один перегонщик, который перегоняет и продает одну машину. Затраты у него минимальные, заработок невысокий, но мобильность гораздо более высокая, чем у государства.

- Таможенный склад уже создан, осталось открыть его и наполнить машинами. Станет ли автомобильный рынок более организованным после начала работы склада?

- Рынок и без того уже вполне цивилизованный. Практически каждый покупатель, прежде чем отдать за машину деньги, прогонит ее через СТО, в наше время это обычное явление. Поэтому приближенные к государству коммерческие структуры, которые пригласят делать поставки на склад, будут продавать нам точно такие же машины, как на автомобильных рынках: других просто нет. Более низкую цену установят разве что на битую машину, и тут нет разницы, где она продается - на складе или на рынке. А ассортимент автосалона не сможет конкурировать со складом по причине высокой стоимости.

- Но именно дилеры надеются, что склад позволит им увеличить свои продажи...

- Это так, сегодня новых автомобилей продается ничтожно мало - около 5 тыс. единиц в год. Средний гражданин не может купить даже самую дешевую новую машину - сегодня на них ездят только чиновники и их родственники. Коммерсанты и представители т.н. «теневого бизнеса» давно пересели на скромные машины, чтобы не дразнить государство. А увеличить продажи дилерам никто не мешает прямо сейчас: во всем мире существует практика продажи автомобиля в зачет приема старого.

- Как вы прокомментируете заявление председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Виталия Вовка: в случае снижения таможенных пошлин на ввозимые в страну автомобили для юрлиц объем продаж новых машин может приблизиться к 20 тыс. единиц в год?

- Это нереально. Дилеры пытаются переложить всю тяжесть на физлиц, поэтому нам с вами нового автомобиля по-прежнему не видать. Чтобы купить новую машину, надо не есть и не пить, а потом задуматься, как заработать на бензин и запчасти. Поэтому наши соотечественники будут по-прежнему покупать старые машины.

- По предварительным оценкам, право поставлять на склад машины получат юрлица, работающие в сфере автобизнеса. Многие заинтересованы в таком сотрудничестве. Кто, на ваш взгляд, получит преимущество?

- Добиться права работать со складом скорее всего будет делом несложным. А вот какие условия расчета с поставщиками будут созданы, это вопрос. Вряд ли они станут выгодными: бюрократический аппарат работает медленно. Прежде чем получить деньги от продажи автомобиля, дилер скорее всего потеряет несколько недель. Не исключено, что деньги могут нарочно придержать на складе, чтобы прокрутить. Судиться со складом бесполезно, поэтому некоторые, быть может, задумаются, прежде чем поставить новую партию машин. В некоторых случаях выгодно вернуться на рынок. Сегодня я не сомневаюсь, что загрузка склада будет минимальной. Хотя бы потому, что найти в Европе такое количество машин невозможно.

- Почему? Ведь известно, что таможенные склады в Польше и странах Балтии заполнены…

- Наши новоявленные торговцы автомобилями не имеют большого опыта работы и не приобретут его в одночасье. Чтобы найти хорошую машину в Европе, нужно время и связи. Мне известно, что хорошие перегонщики могут заработать, просто сидя в европейской стране и перепродавая машины из автохаусов, приобретенные по знакомству, менее терпеливым коллегам. Юрлицу, которое комплектует автовоз десятком автомобилей, с ними не сравниться. А если вспомнить, что цена аренды места на таможенном складе высокая (1,5-2 евро в день), то понятно: у частника расходы гораздо меньше.

- Когда, по-вашему, откроется таможенный склад?

- Скорее всего, до Нового года, по волевому распоряжению руководства. Но вид у склада будет плачевный, пока его сотрудники не научатся работать. А для этого наверняка потребуются годы.

- Что изменится с появлением склада?

- Глядя на высокие цены на складе, перегонщики на рынке изменят свой ценник. Будут зарабатывать все, кроме добропорядочных покупателей. Кстати, проблема приобретения некачественной машины остается: на складе работают такие же люди, как и на рынке. Первые автомобили, возможно, продадут подешевле, а потом начнется гонка: скорость оборота товара дает прибыль.

СПРАВКА «БелГазеты». Олег Маркевич родился в 1964г. в Минске. В 2001г. окончил факультет правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Белорусского института правоведения. Один из основателей Либерально-демократической партии Беларуси, был членом высшего совета партии, в различное время занимал должности заместителя и первого заместителя ЛДП. В середине 90-х гг. создал Ассоциацию владельцев и водителей автотранспорта «АВВА» по защите прав автомобилистов, закрытую решением суда летом 2005г. Женат, воспитывает сына.

Беседовала Елена АНКУДО
Добавить комментарий
Проверочный код