Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Радости жизни

«ВИТЯЗЬ» В ЗОЛОТОЙ РЯСЕ

07.11.2005
«Является ли театр богоугодным делом?»

Дмитрий ДОНСКОЙ

Третий год в Минске большое театральное столпотворение, и каждый раз под новым брендом. На этот раз театральный форум проходил под названием «Золотой Витязь». Метаморфозы отечественного фестивального движения и его результаты говорят о патологических изменениях в белорусской культуре. При всей помпезности, амбициозности и масштабу «Золотой Витязь» так и не смог стать праздником высокого искусства, зато полностью удовлетворил отечественных идеологов.

Любое событие лучше всего рассматривать в историческом аспекте. Фестивальный бум в Минске начался в 2003г. с фестиваля «Открытый формат», созданного в результате уникального сотрудничества Купаловского театра, частного продюсера и модного арт-директора.

«Открытый формат» случился без воли властей и не зависел от них ни финансово, ни идеологически. Это и стало главной причиной «удушения» фестиваля. Год спустя на свет появилась «Панарама», а в числе руководителей - с десяток чиновников разных ведомств, которые и определили программу мероприятия. «Панараму» посвятили 60-летию Победы. От блеска и зрительской эйфории «Формата» не осталось и следа. Фестиваль прошел тихо и блекло, утонув в информационных потоках референдума и выборов. Организаторам остались только убытки.

После того как стало ясно, что чиновники не в состоянии организовать жизнеспособный театральный фестиваль, возникла идея обратиться к «варягам», которые предложили бы готовый продукт правильного идеологического содержания. Именно таким продуктом и стал театральный форум «Золотой Витязь».

Концепция идеолога и руководителя фестиваля Николая Бурляева проста: православная мораль и «славянское единство». На пресс-конференции Бурляев заявил, что целью фестиваля в Минске является ответ на вопрос «Является ли театр богоугодным делом?» Вопрос этот г-н Бурляев, видимо, обращает напрямую к господу Богу. Ведь для церкви ответ очевиден: Вселенские соборы еще в начале новой эры отнесли театр к занятиям опасным и греховным, сугубо светским. Трудно сказать, получит ли оргкомитет другой ответ в результате минского форума, но, судя по программе фестиваля, он вряд ли сможет рассчитывать на серьезное внимание Вседержителя.

Создалось ощущение, что г-н Бурляев решил собрать в Минске самые неизвестные, провинциальные и невлиятельные театры славянского мира. Вероятно, все они искренне разделяют идеалы православия и ведут неустанную борьбу с антихристом в лице ТВ, рокеров и американских триллеров, но отнюдь не всегда им удается приблизиться даже к уровню среднего областного белорусского театра.

Возможно, Московский театр антрепризы Ольги Глубоковой «Русская школа», Камерный театр Александра и Елены Михайловых, Омский театр «Галерка» и московский театр «Провинция» преступно недооценены снобистской критикой и тлетворным Западом, гоняющимися за всякими модными штучками, зато белорусская пресса просто окатила их своим вниманием и любовью. Даже о самых плохих спектаклях белорусские каналы делали большие и радостные репортажи, лишь осторожно намекая: «спектакль немножко длинноват» или «режиссер предложил смелую трактовку» - вместо «это невозможно было высидеть» и «полная чушь».

Место искусства на сцене заняла тусовка. «Золотой Витязь» всегда славился тем, что у фестиваля были деньги на приглашение VIP-персон. Гостями форума стали Инна Чурикова, Ада Роговцева, серб Йован Маркович, Лариса Голубкина, Людмила Чурсина и Алиса Фрейндлих. Всего несколько сот человек. К сожалению, большинство из них заметить на белорусских спектаклях так и не удалось. Вероятно, VIP-гости предпочли белорусскому театральному искусству более интересное времяпрепровождение.

«Золотой Витязь» стал золоченой гробницей для идеи белорусского национального театрального форума в Минске и символом беспомощности отечественных культурных ведомств и театров, не способных самостоятельно организовать конкурентоспособный фестиваль. А тот факт, что большинство белорусских спектаклей - участников конкурса поставили даже вне официальных дат форума, говорит о согласии белорусской стороны на унизительную роль младшего брата.
Добавить комментарий
Проверочный код