Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Радости жизни

«ВИТЯЗЬ» В ЗОЛОТОЙ РЯСЕ

07.11.2005
«Является ли театр богоугодным делом?»

Дмитрий ДОНСКОЙ

Третий год в Минске большое театральное столпотворение, и каждый раз под новым брендом. На этот раз театральный форум проходил под названием «Золотой Витязь». Метаморфозы отечественного фестивального движения и его результаты говорят о патологических изменениях в белорусской культуре. При всей помпезности, амбициозности и масштабу «Золотой Витязь» так и не смог стать праздником высокого искусства, зато полностью удовлетворил отечественных идеологов.

Любое событие лучше всего рассматривать в историческом аспекте. Фестивальный бум в Минске начался в 2003г. с фестиваля «Открытый формат», созданного в результате уникального сотрудничества Купаловского театра, частного продюсера и модного арт-директора.

«Открытый формат» случился без воли властей и не зависел от них ни финансово, ни идеологически. Это и стало главной причиной «удушения» фестиваля. Год спустя на свет появилась «Панарама», а в числе руководителей - с десяток чиновников разных ведомств, которые и определили программу мероприятия. «Панараму» посвятили 60-летию Победы. От блеска и зрительской эйфории «Формата» не осталось и следа. Фестиваль прошел тихо и блекло, утонув в информационных потоках референдума и выборов. Организаторам остались только убытки.

После того как стало ясно, что чиновники не в состоянии организовать жизнеспособный театральный фестиваль, возникла идея обратиться к «варягам», которые предложили бы готовый продукт правильного идеологического содержания. Именно таким продуктом и стал театральный форум «Золотой Витязь».

Концепция идеолога и руководителя фестиваля Николая Бурляева проста: православная мораль и «славянское единство». На пресс-конференции Бурляев заявил, что целью фестиваля в Минске является ответ на вопрос «Является ли театр богоугодным делом?» Вопрос этот г-н Бурляев, видимо, обращает напрямую к господу Богу. Ведь для церкви ответ очевиден: Вселенские соборы еще в начале новой эры отнесли театр к занятиям опасным и греховным, сугубо светским. Трудно сказать, получит ли оргкомитет другой ответ в результате минского форума, но, судя по программе фестиваля, он вряд ли сможет рассчитывать на серьезное внимание Вседержителя.

Создалось ощущение, что г-н Бурляев решил собрать в Минске самые неизвестные, провинциальные и невлиятельные театры славянского мира. Вероятно, все они искренне разделяют идеалы православия и ведут неустанную борьбу с антихристом в лице ТВ, рокеров и американских триллеров, но отнюдь не всегда им удается приблизиться даже к уровню среднего областного белорусского театра.

Возможно, Московский театр антрепризы Ольги Глубоковой «Русская школа», Камерный театр Александра и Елены Михайловых, Омский театр «Галерка» и московский театр «Провинция» преступно недооценены снобистской критикой и тлетворным Западом, гоняющимися за всякими модными штучками, зато белорусская пресса просто окатила их своим вниманием и любовью. Даже о самых плохих спектаклях белорусские каналы делали большие и радостные репортажи, лишь осторожно намекая: «спектакль немножко длинноват» или «режиссер предложил смелую трактовку» - вместо «это невозможно было высидеть» и «полная чушь».

Место искусства на сцене заняла тусовка. «Золотой Витязь» всегда славился тем, что у фестиваля были деньги на приглашение VIP-персон. Гостями форума стали Инна Чурикова, Ада Роговцева, серб Йован Маркович, Лариса Голубкина, Людмила Чурсина и Алиса Фрейндлих. Всего несколько сот человек. К сожалению, большинство из них заметить на белорусских спектаклях так и не удалось. Вероятно, VIP-гости предпочли белорусскому театральному искусству более интересное времяпрепровождение.

«Золотой Витязь» стал золоченой гробницей для идеи белорусского национального театрального форума в Минске и символом беспомощности отечественных культурных ведомств и театров, не способных самостоятельно организовать конкурентоспособный фестиваль. А тот факт, что большинство белорусских спектаклей - участников конкурса поставили даже вне официальных дат форума, говорит о согласии белорусской стороны на унизительную роль младшего брата.
Добавить комментарий
Проверочный код