Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Надежная безопасная система автономной газификации. Профессиональный монтаж
liga-master.ru
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Радости жизни

РЭП БЕЗ КРИМИНАЛА

07.11.2005
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

4 ноября в клубе «Реактор» белорусская рэп-ассоциация Brat-info при поддержке БМА-group устроила масштабную рэп-вечеринку. Мероприятие было приурочено то ли к желанию рэп-братии отпраздновать собственное трехлетие, то ли к презентации индустриально-депрессивного клипа «Видя зло» белорусской рэп-команды «Нестандартный вариант».

Первая часть действа являла собой состязание во «фристайле» - интуитивной читке под фонограмму. В ходе мини-«спаррингов» певцы улиц и индустриальных кварталов должны были ловко, ритмично и остроумно презентовать себя в духе «что вижу - то пою». Атмосфера напоминала добрый детский утренник: выступающие были до трогательного искренни и как один доказывали импровизационность своих выступлений текстами о том, как «пришли мы в клуб «Реактор», чтобы круто оттянуться», а в баре, допустим, нету никакого спиртного: пейте колу, г-да, и занимайтесь спортом.

«А теперь - битва Кондора и Профессора!» - радостно кричит ведущий. С кем-то состязается совсем юный, но многообещающий рэппер с ником Курсор. «Хе-хе, надо же - Курсор!»- смеются за соседним столиком, потягивая кока-колу из огромной трехлитровой бутыли. Главное умение в подобного рода борьбе - не только уметь мгновенно рифмовать («прошлым летом или будущим летом, я сочиняю куплеты, будучи поэтом») и вписывать себя самого в контекст («ну ладно, я сбился, оговорился, но сочинять мне надо на ходу, я не вру!»), но и демонстрировать хоть какую-то вовлеченность в социальную проблематику («именно вы! вы, а не те, кто там сидит за столиками!»). Отборочная битва за Кубок Беларуси по фристайлу закончилась победой одиозного Профессора, впечатлившего всех своим гнусавым тембром, мировоззренческой лирикой и смешными гангстерскими метафорами («Я убрал тебя, как премьер-министра, чисто и быстро»).

После соревнования зазвучала «музыкальная пауза» - старенький евро-техно-хит «Coco Jambo». Поистине, некоторые вещи - это навсегда: зал восторженно встречает первые звуки заветного реликта, несмотря на отсутствие явной хип-хоп составляющей этой песенки «из детства».

Белорусский рэп - явление, во многом подражающее рэпу русскому, а не западному. Если настоящий черный рэп в его историческом смысле - музыка криминальная, презрительно-нервная и расово нетерпимая (не зря на одной только проблематике неприятия белых рэпперов в «черной» среде можно снимать кассовые фильмы, как сделал Эминем), то русский рэп - он совсем другой. Он тоже социален, но, если криминальные делишки прибрал к рукам исконно русский жанр шансона, рэпу в этой области делать нечего. Русскоязычный рэп повествует о трудной жизни молодого человека в городских джунглях. Феномен Сереги в этом свете также становится понятен: он сумел внести в хип-хоп заметную долю карнавальной криминальности, соединив рэп с шансоном.

Модно петь о жизни улиц, о социальных проблемах, намешивать в тексты грузного экзистенциального беспросвета и странной философии, этакого «уличного буддизма». И еще, самая главная тема русскоязычного рэпа - самоидентификация и культ индивидуальности. Именно поэтому самые массовые слушатели этой музыки - совсем юные подростки, которые пойдут за всяким, кто может научить их быть собой. «Быть собой» - квинтэссенция современного молодежного рэп-движения. Не так уж и плохо - смело отпускайте своих детей на рэп-вечерины: даже если они пару раз придут домой совсем пьяненькие, впоследствии они всегда смогут выжить в жестких условиях нашего сурового мира.

Все эти темы в незначительных вариациях звучали в дальнейшей части программы, где выступали хип-хоп банды. «Семейная реликвия» представила агрессивную и романтичную программу, впечатлив пластикой, жестикуляцией и гипнотическими битами. Очень хороши были парни из «Толеранс» - почти на трип-хоповой депрессивной основе они читали что-то мрачное, пост-индустриальное, о «сотнях городских капканов». «Шорох улиц» ввели зал в транс душераздирающей сиротской песней про «Кошкин дом»: «Кошка, кошка, выгляни в окошко, есть хотят котята, ты живешь богато». «Зоология и философия в одном флаконе», - радостно захихикал один из вокалистов в паузе между песнями.

Выступление группы «Шляхта», презентующей белорусскоязычный рэп, впечатлило далеко не всех. Для начала они затянули семиминутную агрессивную оду белорусскоязычности с экскурсом в историю, нескрываемым мессианством («Тук-тук-тук, адчыняйце нам, сапраўдны беларускі рэп мы прынеслі вам!») и явным влиянием рэп-школы Александра Помидорова. Впрочем, дальше они звучали почти рок-н-ролльно, а закончилось все сэмплами из Rolling Stones и скрежетом в духе The Dust Brothers.

Потом на сцене появилась лучезарная Люся Лущик и начала залихватски всех строить. Зал восторженно притих. Начиналась презентация клипа «Нестандартного варианта»: произведение демонстрировалось на большом экране и сопровождалось воспоминаниями самих участников дуэта о том, как «вначале мы хотели заснять там минские улицы, но кассета с Минском потерялась, пришлось снимать Москву».

О самом выступлении «Нестандартного варианта» можно ничего не говорить: это одна из самых ярких и любимых команд Беларуси. Скорее всего, из-за того, что их песни - действительно песни, а не хитроумные социальные скороговорки. Эти парни ужасающе лиричны (девочки тайком плачут под их песни - особенно под«Посмотри, я бомж!»), умеют соединять стандартные рэпперские приемчики со стадионным пением хором с аудиторией и всем своим видом демонстрируют недюжинную душевность. Трудно представить, как такая музыка может вдохновить кого-то, допустим, грабануть банк или взять в заложники иностранного посла.
Добавить комментарий
Проверочный код