Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Экономика

MIDDLE НА PREMIUM

07.11.2005
Белорусский курильщик поменял класс

Марина ГУЛЯЕВА

№ 44 [512] от 07.11.05 - 12 ноября должен состояться тендер на поставку импортных табачных изделий в 2006г. По экспертным оценкам, импортная квота не изменится: общий объем составит 3,5 млрд. штук, но выделен он будет не сразу. Сначала, как и в нынешнем году, разрешат к ввозу 1,5 млрд., а потом еще 2 млрд. А может, и не разрешат. Судя потому, что порядок определения импортной квоты останется прежним, межведомственной комиссии в нынешнем году понравилось экспериментировать на табачном рынке, поэтому отказать себе в удовольствии заново пережить острые ощущения от возникающего дефицита табачных изделий в будущем она не может. Это как с первой сигаретой - затянулся, а потом, как ни воображай бьющуюся в судорогах лошадь, все равно продолжаешь курить. Привычка, хоть и вредная, дороже.

В уходящем году отечественный табачный рынок стойко переживал вредные привычки чиновников межведомственной комиссии, хоть и трижды сотрясался от нехватки импортных сигарет. Но усугубившаяся вследствие жесткого регулирования в 2005г., по выражению главы представительства British American Tobacco (BAT) Эдуарда Грамовича, «нервозность» на рынке привела к весьма неожиданным результатам. На пресс-конференции, посвященной 10-летию работы BAT в Беларуси, прошедшей на минувшей неделе, были озвучены цифры, характеризующие более чем знаковые тенденции отечественного табачного рынка. Событием стал и сам факт пресс-конференции, поскольку никто из импортеров и производителей за последние годы не проводил публичных мероприятий, тем более с участием всех топ-менеджеров компании, высказывающих свое мнение о происходящем на рынке.

СПРАВКА «БелГазеты». British American Tobacco (ВАТ) - вторая по величине международная табачная компания, на долю которой приходится 14,6% мирового рынка. Из миллиарда курящего населения планеты каждый седьмой курит сигареты BAT. Компании принадлежит 85 фабрик в 66 странах мира. Ассортимент выпускаемых табачных изделий насчитывает более 300 марок.

Придя в Беларусь в 1995г., BAT начинал с торгового филиала BAT German со штатом в 11 человек. В 2002г. было создано ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани», которое является прямым импортером продукции компании и занимается прямой доставкой в розницу. Как сказал Эдуард Грамович, это «прецедент в Европе», поскольку деятельность осуществлялась с минимальным уставным фондом и без помощи западных специалистов. Сегодня количество работающих в BAT составляет 100 человек, оборот компании за 9 месяцев нынешнего года составил $15 млн., на $3 млн. в прошлом году было выплачено налогов.

Компания уверенно лидирует в сегменте премиальных сигарет, занимая 48% рынка. По прогнозам компании, емкость рынка дорогих табачных изделий (от Br1,7тыс.) составляет 750-800 млн. шт. На долю BAT приходится 400 млн. шт. За 9 месяцев этого года продажи Vogue выросли на 50%, Kent - на 93%,Lucky Strike - на 122%. Зато более чем наполовину упали продажи Pall Mall, что отражает в целом ситуацию в среднем ценовом сегменте, связанную с ограниченной импортной квотой.

Учитывая запрет на ввоз конкретных марок и уменьшение квоты в 2,6 раза, импортеры вынуждены пересматривать свой портфель в сторону увеличения ввоза премиальных сигарет. Совокупный рост продаж своих дорогих табачных изделий в нынешнем годуBAT оценивает в 82% - более чем солидный и знаменательный итог, позволяющий говорить о росте в целом на премиальном сегменте табачного рынка, учитывая лидерство BAT на нем. А если опираться на прогнозы экспертов по сохранению объемов импортной квоты в будущем году и на то, что нынешнее технологическое оснащение отечественных производителей не позволяет производить дорогие марки, можно предполагать, что рост премиального сегмента продолжится и в 2006г.

Получается, что потребительские пристрастия среднего белорусского курильщика в нынешнем году претерпевают кардиальные изменения. Отчасти это можно объяснить мировыми тенденциями в потреблении сигарет, в основе которых лежит переход от дешевых к более дорогим маркам. Но, наверное, в первую очередь нужно говорить об особенностях потребительского поведения курильщика: покупатель табачных изделий среднего ценового сегмента в случае отсутствия своих сигарет скорее купит премиальные, чем дешевые. Белорусский опыт регулирования рынка привел к тому, что в результате административного давления среднего курильщика просто вынудили перейти на дорогие импортные бренды, преследуя при этом совершенно другие цели: наш человек должен курить нашу махру.

Но если еще в сентябре с этим словом все было относительно понятно («наши», т.е. произведенные на наших фабриках), то сегодня его трактовка несколько изменилась. Среди «наших» появились «не наши». Фабрика «Табак-Инвест», которая выпускает как белорусские бренды, так и теперь уже наши «Магну» и «Монте-Карло» в рамках лицензионного производства, так и не получила дополнительную квоту на выпуск сигарет и по-прежнему стоит. Видимо, для того, чтобы обеспечить сбыт другим, более «нашим» сигаретам ГТФ «Неман».

К слову, на пресс-конференции представители BAT пообещали, что уже в «очень, очень обозримом будущем» представят на рынке более дорогую ТМ, чем запущенный летом на Гродненской табачной фабрике «Альянс». Говорить о производстве премиальной марки на «Немане», как полагают в British American Tobacco, пока преждевременно.
Добавить комментарий
Проверочный код