Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Экономика

MIDDLE НА PREMIUM

07.11.2005
Белорусский курильщик поменял класс

Марина ГУЛЯЕВА

№ 44 [512] от 07.11.05 - 12 ноября должен состояться тендер на поставку импортных табачных изделий в 2006г. По экспертным оценкам, импортная квота не изменится: общий объем составит 3,5 млрд. штук, но выделен он будет не сразу. Сначала, как и в нынешнем году, разрешат к ввозу 1,5 млрд., а потом еще 2 млрд. А может, и не разрешат. Судя потому, что порядок определения импортной квоты останется прежним, межведомственной комиссии в нынешнем году понравилось экспериментировать на табачном рынке, поэтому отказать себе в удовольствии заново пережить острые ощущения от возникающего дефицита табачных изделий в будущем она не может. Это как с первой сигаретой - затянулся, а потом, как ни воображай бьющуюся в судорогах лошадь, все равно продолжаешь курить. Привычка, хоть и вредная, дороже.

В уходящем году отечественный табачный рынок стойко переживал вредные привычки чиновников межведомственной комиссии, хоть и трижды сотрясался от нехватки импортных сигарет. Но усугубившаяся вследствие жесткого регулирования в 2005г., по выражению главы представительства British American Tobacco (BAT) Эдуарда Грамовича, «нервозность» на рынке привела к весьма неожиданным результатам. На пресс-конференции, посвященной 10-летию работы BAT в Беларуси, прошедшей на минувшей неделе, были озвучены цифры, характеризующие более чем знаковые тенденции отечественного табачного рынка. Событием стал и сам факт пресс-конференции, поскольку никто из импортеров и производителей за последние годы не проводил публичных мероприятий, тем более с участием всех топ-менеджеров компании, высказывающих свое мнение о происходящем на рынке.

СПРАВКА «БелГазеты». British American Tobacco (ВАТ) - вторая по величине международная табачная компания, на долю которой приходится 14,6% мирового рынка. Из миллиарда курящего населения планеты каждый седьмой курит сигареты BAT. Компании принадлежит 85 фабрик в 66 странах мира. Ассортимент выпускаемых табачных изделий насчитывает более 300 марок.

Придя в Беларусь в 1995г., BAT начинал с торгового филиала BAT German со штатом в 11 человек. В 2002г. было создано ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани», которое является прямым импортером продукции компании и занимается прямой доставкой в розницу. Как сказал Эдуард Грамович, это «прецедент в Европе», поскольку деятельность осуществлялась с минимальным уставным фондом и без помощи западных специалистов. Сегодня количество работающих в BAT составляет 100 человек, оборот компании за 9 месяцев нынешнего года составил $15 млн., на $3 млн. в прошлом году было выплачено налогов.

Компания уверенно лидирует в сегменте премиальных сигарет, занимая 48% рынка. По прогнозам компании, емкость рынка дорогих табачных изделий (от Br1,7тыс.) составляет 750-800 млн. шт. На долю BAT приходится 400 млн. шт. За 9 месяцев этого года продажи Vogue выросли на 50%, Kent - на 93%,Lucky Strike - на 122%. Зато более чем наполовину упали продажи Pall Mall, что отражает в целом ситуацию в среднем ценовом сегменте, связанную с ограниченной импортной квотой.

Учитывая запрет на ввоз конкретных марок и уменьшение квоты в 2,6 раза, импортеры вынуждены пересматривать свой портфель в сторону увеличения ввоза премиальных сигарет. Совокупный рост продаж своих дорогих табачных изделий в нынешнем годуBAT оценивает в 82% - более чем солидный и знаменательный итог, позволяющий говорить о росте в целом на премиальном сегменте табачного рынка, учитывая лидерство BAT на нем. А если опираться на прогнозы экспертов по сохранению объемов импортной квоты в будущем году и на то, что нынешнее технологическое оснащение отечественных производителей не позволяет производить дорогие марки, можно предполагать, что рост премиального сегмента продолжится и в 2006г.

Получается, что потребительские пристрастия среднего белорусского курильщика в нынешнем году претерпевают кардиальные изменения. Отчасти это можно объяснить мировыми тенденциями в потреблении сигарет, в основе которых лежит переход от дешевых к более дорогим маркам. Но, наверное, в первую очередь нужно говорить об особенностях потребительского поведения курильщика: покупатель табачных изделий среднего ценового сегмента в случае отсутствия своих сигарет скорее купит премиальные, чем дешевые. Белорусский опыт регулирования рынка привел к тому, что в результате административного давления среднего курильщика просто вынудили перейти на дорогие импортные бренды, преследуя при этом совершенно другие цели: наш человек должен курить нашу махру.

Но если еще в сентябре с этим словом все было относительно понятно («наши», т.е. произведенные на наших фабриках), то сегодня его трактовка несколько изменилась. Среди «наших» появились «не наши». Фабрика «Табак-Инвест», которая выпускает как белорусские бренды, так и теперь уже наши «Магну» и «Монте-Карло» в рамках лицензионного производства, так и не получила дополнительную квоту на выпуск сигарет и по-прежнему стоит. Видимо, для того, чтобы обеспечить сбыт другим, более «нашим» сигаретам ГТФ «Неман».

К слову, на пресс-конференции представители BAT пообещали, что уже в «очень, очень обозримом будущем» представят на рынке более дорогую ТМ, чем запущенный летом на Гродненской табачной фабрике «Альянс». Говорить о производстве премиальной марки на «Немане», как полагают в British American Tobacco, пока преждевременно.
Добавить комментарий
Проверочный код