Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Экономика

НОМЕНКЛАТУРА СВОБОДНА

07.11.2005
Гарант берёт управление экономикой в свои руки

Ярослав РОМАНЧУК

13 ноября вступит в силу, пожалуй, самый топовый указ года - N520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере». Формируется новый механизм управления экономикой Беларуси.

ЗАЧЕМ?

На первый взгляд, «белорусский тигр» демонстрирует потрясающие показатели. За 8 месяцев Минстат рапортовал о профиците консолидированного бюджета в 2,8% ВВП. Цены за 9 месяцев выросли всего на 4,6%. Выручка за 8 месяцев увеличилась на 23,2%, а прибыль от реализации - на 26,8% больше, чем за аналогичный период 2004г. Наконец, ВВП за три квартала вырос на 8,7%. Даже зарплата и пенсии покорно увеличиваются до нужных величин. Казалось бы, все под контролем и никаких случайностей в выполнении прогнозных показателей быть не может.

И тут вдруг появляется указ, который логично было бы принимать в слабо управляемой и глубоко кризисной среде. Указ направлен на «повышение эффективности управления госимуществом и госсредствами, дальнейшее совершенствование правового регулирования порядка реализации бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, отношений в сфере охраны и использования природных ресурсов».

Да, инвестиционные ошибки накапливаются, что отражается в росте складских запасов, стабильно высоком объеме средств, замороженных в 16,8 тыс. объектов незавершенного строительства, в выдаваемых под сомнительные сельхоз- и промышленные проекты кредитах. Да, очевидны проблемы во внешней торговле. Не за горами корректировка цен на удобрения, металлы и недвижимость. Однако все эти явления являются не результатом самостоятельной политики Совмина, отдельных министерств, концернов или облисполкомов. Без ведома и одобрения Администрации президента в стране не реализуются крупные инвестиционные, производственные и даже торговые проекты.

Для принятия указа, по всей видимости, было несколько причин. Глава государства знает реальное, а не декларируемое официальной статистикой состояние госфинансов, производства и банков, поэтому готовится встретить начало рецессии с полным набором инструментов регулирования, контроля и наказания. Высшей власти известно об изменении внешних факторов, которые повлияют на ситуацию в стране, - в первую очередь речь идет о топливно-энергетической и торговой политике России. Президент знает и о растущем недовольстве проводимой им политикой среди номенклатуры и директората, поэтому запасается большим количеством «пряников» для раздачи перед выборами: кнутов у него предостаточно. Наконец, Лукашенко готовится к началу своего очередного срока во власти.

Поскольку ресурсы проводимой ныне политики иссякают, президент моделирует создание регулируемого, регламентируемого частного сектора - политическая поддержка будет трансформироваться во владение активами. Не для всех и не во всех секторах: не зря уже в первом пункте указа говорится о приватизации госимущества.

Очевидно, что действующий закон о приватизации абсолютно не подходит для эффективных структурных преобразований. Наделив себя правом определять «порядок распоряжения имуществом, находящимся в госсобственности, в т.ч. пределы управления и распоряжения местными Советами депутатов коммунальной собственностью, порядок проведения и способы приватизации госсобственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенцию госорганов и других госорганизаций по принятию решений в этой сфере», Лукашенко продемонстрировал сразу несколько вещей.

Во-первых, очевидно, глава страны не особо доверяет Совмину, вертикали областного уровня и даже Нацсобранию. Это сегодня, когда речь не идет о дележе госимущества, они белые и пушистые, а завтра, когда этот вопрос встанет на повестку дня, удержать их в узде будет крайне трудно. Во-вторых, президент признал явное несоответствие существующего законодательства стоящим перед страной вызовам. Менять его в установленном порядке - это терять как минимум год и выдавать свои планы.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

Указ полностью лишает смысла существующий в стране бюджетный процесс: п.2 указа устанавливает, что президент наделяется полномочиями устанавливать, вводить, изменять «республиканские налоги, сборы (пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты), особые режимы налогообложения». Он может даже отменять действие существующих в стране налогов, сборов (пошлин) и режимов. А п.4 существенно урезает полномочия Нацсобрания: «Исключительно президентом РБ или по согласованию с ним, в порядке, установленном президентом РБ или законами, издаются (принимаются) правовые акты, следствием реализации которых может быть сокращение средств республиканского бюджета, создание или увеличение его расходов».

Конституция гарантирует гражданам равные условия хозяйствования, а указ N520 позволяет президенту устанавливать«отдельным категориям юридических и физлиц льготы по налогам, сборам (пошлинам), другим платежам в бюджет, в т.ч. бюджетные целевые фонды, а также обстоятельства, при наступлении которых обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин), других платежей не возникает». И это далеко не конец полномочий.

Президент получает право самостоятельно создавать государственные внебюджетные фонды, определять источники их образования и порядок использования средств из них. По сути, это не президентских фонд стал частью бюджета. Это вся система госфинансов превратилась в президентский фонд. При такой парадигме принятия решений в сфере бюджетно-налоговой политики Совмин превращается в секретариат при Администрации президента. Ради экономии бюджетных средств вполне можно урезать финансирование парламента: после указа N520 споры по бюджету полностью теряют смысл.

НАЦБАНК - ТУДА ЖЕ

Указ не оставляет камня на камне на и без того относительной институциональной независимости Нацбанка. Отныне глава государства утверждает основные направления денежно-кредитной политики, в т.ч. величину обменного курса, «темпы роста денежного предложения, уровень международных резервов, темпы роста кредитования экономики, в т.ч. инвестиционного, другие параметры и инструменты». Он же решает, как Нацбанк должен участвовать «в формировании уставных фондов банков и других организаций, изменении размера уставных фондов банков, имущество которых принадлежит РБ и (или) ее административно-территориальным единицам».

В НАДЕЖНЫХ РУКАХ ГАРАНТА

П.2.2 наделяет президента беспрецедентными правами по предоставлению широкого спектра льгот для юридических лиц и даже индивидуальных предпринимателей. Он может изменять установленные сроки уплаты налогов, пени, давать рассрочку по долгам и налоговые кредиты. Попавшие в список приоритетных могут рассчитывать на щедрость неслыханных масштабов: на изменение нормативов распределения выручки, выделение субсидий или средств на финансирование капитальных вложений из республиканского бюджета, полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, полное или частичное освобождение от экономической ответственности, освобождение от уплаты пени, освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в республиканской собственности, а также «предоставление других видов господдержки, установление других преференций при осуществлении хоздеятельности».

Дополняется список щедрот следующим положением: «Установить, что субъекты предпринимательской деятельности, к которым в соответствии с законодательством применены экономические санкции, могут быть по решению президента РБ полностью или частично освобождены от экономической ответственности». Это делается якобы для «предотвращения необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности, сохранения и развития производств, наиболее значимых для РБ и ее административно-территориальных единиц».

Особо выделяется одно из положений п.3 указа: президент наделил себя правом устанавливать порядок «изъятия и предоставления земельных участков, отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие, порядок распределения лесов на группы и категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую». Ключи от рынка земли и недвижимости - в надежных руках гаранта.

НОВАЯ ЖИЗНЬ НАЧНЕТСЯ 1 ИЮНЯ

Начало новой эры в Беларуси назначено на 1 июня 2006г., когда вступают в силу положения указа по приватизации, фискальной и монетарной политике, развитию рынка земли и недвижимости. «Правовое регулирование общественных отношений, возникающих после издания настоящего Указа, осуществляется с учетом требований данного Указа». Совмину предписано подготовить соответствующие изменения в законодательство.

Серия указов, ограничивающих полномочия судебной и законодательной властей, местных органов власти и правительства, - предвестник жесткого сражения президента за новую номенклатуру и бизнес. За свое политическое будущее и его цену для тех людей и структур, которые в ближайшие 8 месяцев должны отбросить все сомнения и сделать правильный выбор в пользу первого и пока единственного президента РБ. В последнее время он начал часто говорить о чрезмерной забюрократизированности страны, коррупции и дерегулировании. Регулярные «наезды» на таможню, нефтяные компании и т.д. свидетельствуют: передела рынков, а может, и правил игры не избежать.
Добавить комментарий
Проверочный код