Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (512) 07 ноября 2005 г. Экономика

В ОЧЕРЕДЬ, КРОВОПИЙЦЫ!

07.11.2005
 

Сергей ЖБАНОВ

Нацбанк отменил льготы по размеру уставного фонда и собственного капитала для банков, регистрируемых на территории свободных экономических зон (СЭЗ) после 1 ноября 2005г., в целях активизации их деятельности по привлечению иностранных инвестиций. Таким образом, банковская поляна стала заповедником, где по старинке льготами распоряжается Нацбанк. Во всех остальных сферах деятельности президент присвоил себе монопольное право выдачи льгот и преференций.

В настоящее время в СЭЗ зарегистрировано семь банков и почти все они имеют уставный фонд с капиталом не более $500 тыс. Банкам СЭЗ не было смысла наращивать уставный фонд, поскольку им запрещалось привлекать ресурсы предприятий-резидентов и населения. Впрочем, к этому они и не стремились, обслуживая интересы определенных корпоративных групп.

После внесения изменений в Правила создания и регулирования деятельности банков на территории СЭЗ последним выбирать не приходится. Нацбанк готов подарить банкам из СЭЗ право работы с предприятиями и населением в обмен на увеличение ими зарегистрированного размера уставного фонда до 5 млн. евро (для работы с предприятиями) и до 10 млн. евро (для работы с депозитами населения). Время крошечных банков прошло, получать лицензии они будут на общих условиях.

Нацбанк ссылается на неудовлетворительные результаты деятельности банков, зарегистрированных в СЭЗ, и намерен более решительно, т.е. административно, стимулировать участие всех без исключения банков в деле привлечения иностранных инвестиций. Хотя еще в сентябре (постановление от 23.09.2005г. N131) Нацбанк надеялся добиться тех же целей, но с помощью дружеских рекомендаций.

Но по мере приближения конца отчетного года Нацбанку уже не до сантиментов. Ни на небольшие пакеты акций «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белпромстройбанка», «Белинвестбанка», ни на крупные пакеты акций «Внешэкономбанка», «Межторгбанка», «Паритетбанка» никто из иностранных инвесторов не позарился. И обязательства банковской системы по привлечению в текущем году $1 млрд. иностранных инвестиций, включая $120 млн. в уставные фонды банков, оказались под угрозой срыва.

В Нацбанке понимают: интенсифицировать поток иностранных инвестиций, используя рыночные инструменты, можно. Но это долгая песня. Для этого республике необходимо получить суверенный кредитный рейтинг, снизить налоговую нагрузку до уровня стран-соседей, обеспечить стабильность законодательства, активизировать процесс приватизации и другие меры структурного характера. В общем, весь комплекс перечисленных мероприятий находится вне компетенции Нацбанка.

Поэтому главному банку страны ничего не остается, как спасать план по привлечению иностранных инвестиций уже апробированными методами. Например, послать сигнал хозяевам банка «Золотой талер», отозвав у него с 8 ноября лицензию на привлечение депозитов от физлиц, с которыми банк и так уже не работает в течение трех последних лет.

Пруденциальный повод Нацбанку долго искать не пришлось: уж больно недостаточный размер собственного капитала у банка - 6,2 млн. евро. Зато доля иностранных инвестиций в уставном фонде «Золотого талера» составляет более 81%. И если учредители расстараются, доведя уставный фонд до заветной величины в 10 млн. евро, банк мог бы стать иностранным на все 100%.

Но иностранные хозяева не торопятся укреплять деньгами собственный банк, а потенциальные акционеры просто игнорируют открытую подписку на акции банка. Странная реакция, если учесть, что «Золотой талер» демонстрирует неплохие результаты, увеличив прибыль за 8 месяцев т.г. в 2,3 раза. Может, иностранных и отечественных инвесторов что-то смущает в нашем инвестиционном микроклимате?

Например, механизм назначения и отмены льгот, делающий очень нестабильными условия предпринимательства. Но если в банковской отрасли решения об облегчении участи бизнесменов принимает Нацбанк, до которого есть шанс достучаться, то во всех остальных отраслях подобные решения - исключительная прерогатива президента. Поэтому когда на прошлой неделе депутаты ПП НС призвали правительство к выравниванию условий деятельности для субъектов хозяйствования без ужесточения правил игры для иностранцев и, напротив, с облегчением условий работы для отечественных предпринимателей, они явно обратились не по адресу

Президентский указ «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере», подписанный 3 ноября, расставляет в этом вопросе все точки над «i» (см. материал на стр. 14. - Ред.). Только президент теперь может помочь юрлицам и индивидуальным предпринимателям в любом виде: предоставить отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, выделить субсидию и средства на капитальные вложения, а также предоставить преференции и даже право нормативного распределения выручки, не говоря уже об использовании земель, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, недр.

Абсолютно все решается высочайшим соизволением и в строго индивидуальном порядке. Поэтому эксплуататорам-кровопийцам не стоит даже надеяться на наступление общереспубликанской инвестиционной благодати. Предпринимательская удача в нашей стране - продукт штучный, за которым надо выстоять очередь к президенту.
Добавить комментарий
Проверочный код