Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (510) 24 октября 2005 г. Тема недели

ФИНИШ ПЯТИЛЕТКИ

24.10.2005
«Во главу угла наших планов поставлен человек»

Сергей ЖБАНОВ

Вот и пронеслась вторая белорусская пятилетка, обещавшая «оздоровление народа и приближение его благосостояния к уровню экономически развитых европейских государств». На очереди - третья. И вновь, как подчеркнул на минувшей неделе на совещании по проектам прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2006г. Александр Лукашенко, «во главу угла наших планов поставлен человек, его благополучие».

По словам президента, страна добилась существенного перевыполнения прогнозных показателей. За 5 лет прирост промышленной продукции должен составить 50% (при прогнозе в 28-32%), инвестиции в основной капитал - 77% (по программе - 60-70%), а реальные денежные доходы населения должны возрасти на 76% (при задании - 58-63%).

Но в ответ на высочайшую заботу и ударный труд правительства наш человек портит собственное здоровье и общенациональную статистику, не замечая постоянно растущего количества катков и спортплощадок. Об этом можно говорить уверенно. Начиная с 1994г. белорусский народ преследует тенденция абсолютного демографического сокращения. Текущая пятилетка не стала исключением: с 1 января 2001г. по 1 января 2005г. - за четыре года пятилетки - численность населения Беларуси сократилась на 200 тыс. человек (с 10 млн. до 9,8 млн.).

Таким образом, каждый доллар средней ежемесячной зарплаты обошелся стране в тысячу душ, так и не став стимулом к более интенсивному размножению нации. Подобная неблагодарная реакция населения, как отмечено в Программе социально-экономического развития РБ на 2001-05гг., обычно связана с«ухудшением здоровья населения вследствие снижения уровня и качества жизни, условий труда и отдыха, сложной экологической ситуацией, ухудшением качества и доступности медицинской помощи».

Теперь на очереди новые рубежи. Нацеливаясь на $500 средней зарплаты, правительству предстоит увеличить ВВП в 1,5 раза, достичь сбалансированности внешней торговли и выйти на положительное, причем «стабильное торговое сальдо, провести модернизацию производства за счет рационального использования ресурсов и инноваций, возродить село и значительно увеличить темпы жилищного строительства».

Непростая задачка. Если учесть, что «мы живем в стране, которая зависима от других государств примерно на 90% в плане энергоносителей и на 90% в плане внешних рынков... Не в Минске будет определяться внешняя конъюнктура функционирования белорусского государства и даже внутренняя». Об этом президент предупредил страну месяц назад.

Но глаза боятся, а руки делают. С божьей помощью осилили вторую пятилетку - победим и в третьей! Как показывает накопленный суверенный опыт, без экономической эффективности еще можно обойтись, а без удачи в таком серьезном деле - никак нельзя. Доказать этот тезис нетрудно.

Согласно Программе социально-экономического развития РБ на 2001-05гг., главными средствами ее реализации должны были стать финансовое оздоровление экономики, активизация ее структурной перестройки, реструктуризация убыточных бесперспективных предприятий, искусственно поддерживаемых через систему бюджетных субсидий, списание налогов и отмену платежей. Предстояло разработать более эффективный механизм инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, углубить интеграцию Беларуси в систему международного разделения труда, расширить господдержку малого и среднего бизнеса и сформировать конкурентную среду в экономике. Не программа - песня. Хотя и не спетая.

К структурной перестройке экономики даже не приступали. Необходимость в этом отпала сразу после начала всемирного экономического оживления, разогреваемого избытком небывало дешевых денег. Мировой рынок стал остро нуждаться в сырье и энергетических ресурсах. Тут-то и пригодился Беларуси выход к российскому нефтяному морю. Усилиями отечественных НПЗ, перерабатывающих дешевую российскую нефть и продающих нефтепродукты на Запад по максимально высоким ценам, к середине 2005г. удалось довести долю нефтепродуктов в общем стоимостном объеме белорусского экспорта почти до 30%.

Убыточные колхозы распихали по высокодоходным государственным и частным предприятиям, а высвободившиеся средства переориентировали на 119 валообразующих предприятий, формирующих общую картину не только в промышленности, но и во всей белорусской экономике. Поэтому число убыточных промышленных предприятий за пятилетку не сократилось, а возросло. Согласно Программе, в 1999г. их насчитывалось 9,2%, в 2000г. - 21%, а в I полугодии 2005г., по данным Минстата, - 28,7%. Таков промежуточный итог всереспубликанского финансового оздоровления, позволившего сохранить электоральную базу президента на 66% сельхозпредприятий, подлежащих ликвидации как безнадежно убыточные.

Но осталась проблема финансовой безопасности, являющейся неотъемлемым структурным элементом экономической безопасности страны. В рамках этого раздела Программы следовало не только сократить число убыточных предприятий, но и повысить уровень рентабельности промышленности. Этого удалось достичь тем же способом: за счет результатов нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Показатель рентабельности промышленности (без учета этих отраслей) в I полугодии 2005г. снизился на 2,4%, составив 11,8%.

В основном положительное влияние на финансовую ситуацию в стране оказала деятельность Нацбанка, обеспечившего сокращение годовой инфляции до инвестиционно привлекательного порога - 10%. Кроме того, за 9 месяцев т.г. Нацбанк увеличил сумму чистых иностранных активов до $1,364 млрд. (по прогнозу - $1,7-1,9 млрд.). Борясь за повышение инвестиционной активности предприятий и конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, Нацбанк даже попытался добиться от правительства ослабления налогового пресса и выполнения программных обязательств по снижению уровня централизации финансовых ресурсов (до 45% к ВВП).

Однако, несмотря на обещания Минфина, налоговая нагрузка только увеличивалась со скоростью 1-3% в год. И в конечном счете президенту ничего не оставалось, как признать, что в Беларуси сложилась «оптимальная» налоговая система, но «тяжелая, обременительная для отдельных отраслей». Хотя по Программе следовало не только ослабить налоговый пресс, но и упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов до семи-восьми, «не допуская их искажающего воздействия на экономику».

Программные обязательства по децентрализации финансовых ресурсов тоже не выполнены. Кроме фонда обязательного социального страхования, Минфин включил в бюджет средства инновационного фонда, ранее формировавшиеся министерствами, а заодно и средства фонда «Энергосбережение», повысив и без того запредельный уровень централизации финансовых ресурсов (в 1,5 раза выше, чем в странах СНГ). Поэтому роль государства в деле обновления основных фондов остается определяющей - почти 50% общего объема инвестиций. В таких условиях надеяться на прорыв в повышении наукоемкости ВВП трудно. По прогнозу, этот показатель должен был составить 1,8%, по экспертным оценкам - не превышает 0,7%.

Новые технологии приходят вместе с прямыми иностранными инвестициями, доля которых колеблется в границах статистической погрешности - 1,3-1,5%. За 9 месяцев 2005г. сумма прямых иностранных инвестиций в экономику - $58,3 млн., которых хватит разве что для модернизации двух винокурен. Поэтому задача получения суверенного рейтинга с каждой пятилеткой становится все более актуальной. Нельзя же вечно уповать на благоприятную конъюнктуру.
Добавить комментарий
Проверочный код