Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№42 (510) 24 октября 2005 г. Тема недели

ФИНИШ ПЯТИЛЕТКИ

24.10.2005
«Во главу угла наших планов поставлен человек»

Сергей ЖБАНОВ

Вот и пронеслась вторая белорусская пятилетка, обещавшая «оздоровление народа и приближение его благосостояния к уровню экономически развитых европейских государств». На очереди - третья. И вновь, как подчеркнул на минувшей неделе на совещании по проектам прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2006г. Александр Лукашенко, «во главу угла наших планов поставлен человек, его благополучие».

По словам президента, страна добилась существенного перевыполнения прогнозных показателей. За 5 лет прирост промышленной продукции должен составить 50% (при прогнозе в 28-32%), инвестиции в основной капитал - 77% (по программе - 60-70%), а реальные денежные доходы населения должны возрасти на 76% (при задании - 58-63%).

Но в ответ на высочайшую заботу и ударный труд правительства наш человек портит собственное здоровье и общенациональную статистику, не замечая постоянно растущего количества катков и спортплощадок. Об этом можно говорить уверенно. Начиная с 1994г. белорусский народ преследует тенденция абсолютного демографического сокращения. Текущая пятилетка не стала исключением: с 1 января 2001г. по 1 января 2005г. - за четыре года пятилетки - численность населения Беларуси сократилась на 200 тыс. человек (с 10 млн. до 9,8 млн.).

Таким образом, каждый доллар средней ежемесячной зарплаты обошелся стране в тысячу душ, так и не став стимулом к более интенсивному размножению нации. Подобная неблагодарная реакция населения, как отмечено в Программе социально-экономического развития РБ на 2001-05гг., обычно связана с«ухудшением здоровья населения вследствие снижения уровня и качества жизни, условий труда и отдыха, сложной экологической ситуацией, ухудшением качества и доступности медицинской помощи».

Теперь на очереди новые рубежи. Нацеливаясь на $500 средней зарплаты, правительству предстоит увеличить ВВП в 1,5 раза, достичь сбалансированности внешней торговли и выйти на положительное, причем «стабильное торговое сальдо, провести модернизацию производства за счет рационального использования ресурсов и инноваций, возродить село и значительно увеличить темпы жилищного строительства».

Непростая задачка. Если учесть, что «мы живем в стране, которая зависима от других государств примерно на 90% в плане энергоносителей и на 90% в плане внешних рынков... Не в Минске будет определяться внешняя конъюнктура функционирования белорусского государства и даже внутренняя». Об этом президент предупредил страну месяц назад.

Но глаза боятся, а руки делают. С божьей помощью осилили вторую пятилетку - победим и в третьей! Как показывает накопленный суверенный опыт, без экономической эффективности еще можно обойтись, а без удачи в таком серьезном деле - никак нельзя. Доказать этот тезис нетрудно.

Согласно Программе социально-экономического развития РБ на 2001-05гг., главными средствами ее реализации должны были стать финансовое оздоровление экономики, активизация ее структурной перестройки, реструктуризация убыточных бесперспективных предприятий, искусственно поддерживаемых через систему бюджетных субсидий, списание налогов и отмену платежей. Предстояло разработать более эффективный механизм инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, углубить интеграцию Беларуси в систему международного разделения труда, расширить господдержку малого и среднего бизнеса и сформировать конкурентную среду в экономике. Не программа - песня. Хотя и не спетая.

К структурной перестройке экономики даже не приступали. Необходимость в этом отпала сразу после начала всемирного экономического оживления, разогреваемого избытком небывало дешевых денег. Мировой рынок стал остро нуждаться в сырье и энергетических ресурсах. Тут-то и пригодился Беларуси выход к российскому нефтяному морю. Усилиями отечественных НПЗ, перерабатывающих дешевую российскую нефть и продающих нефтепродукты на Запад по максимально высоким ценам, к середине 2005г. удалось довести долю нефтепродуктов в общем стоимостном объеме белорусского экспорта почти до 30%.

Убыточные колхозы распихали по высокодоходным государственным и частным предприятиям, а высвободившиеся средства переориентировали на 119 валообразующих предприятий, формирующих общую картину не только в промышленности, но и во всей белорусской экономике. Поэтому число убыточных промышленных предприятий за пятилетку не сократилось, а возросло. Согласно Программе, в 1999г. их насчитывалось 9,2%, в 2000г. - 21%, а в I полугодии 2005г., по данным Минстата, - 28,7%. Таков промежуточный итог всереспубликанского финансового оздоровления, позволившего сохранить электоральную базу президента на 66% сельхозпредприятий, подлежащих ликвидации как безнадежно убыточные.

Но осталась проблема финансовой безопасности, являющейся неотъемлемым структурным элементом экономической безопасности страны. В рамках этого раздела Программы следовало не только сократить число убыточных предприятий, но и повысить уровень рентабельности промышленности. Этого удалось достичь тем же способом: за счет результатов нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Показатель рентабельности промышленности (без учета этих отраслей) в I полугодии 2005г. снизился на 2,4%, составив 11,8%.

В основном положительное влияние на финансовую ситуацию в стране оказала деятельность Нацбанка, обеспечившего сокращение годовой инфляции до инвестиционно привлекательного порога - 10%. Кроме того, за 9 месяцев т.г. Нацбанк увеличил сумму чистых иностранных активов до $1,364 млрд. (по прогнозу - $1,7-1,9 млрд.). Борясь за повышение инвестиционной активности предприятий и конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, Нацбанк даже попытался добиться от правительства ослабления налогового пресса и выполнения программных обязательств по снижению уровня централизации финансовых ресурсов (до 45% к ВВП).

Однако, несмотря на обещания Минфина, налоговая нагрузка только увеличивалась со скоростью 1-3% в год. И в конечном счете президенту ничего не оставалось, как признать, что в Беларуси сложилась «оптимальная» налоговая система, но «тяжелая, обременительная для отдельных отраслей». Хотя по Программе следовало не только ослабить налоговый пресс, но и упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов до семи-восьми, «не допуская их искажающего воздействия на экономику».

Программные обязательства по децентрализации финансовых ресурсов тоже не выполнены. Кроме фонда обязательного социального страхования, Минфин включил в бюджет средства инновационного фонда, ранее формировавшиеся министерствами, а заодно и средства фонда «Энергосбережение», повысив и без того запредельный уровень централизации финансовых ресурсов (в 1,5 раза выше, чем в странах СНГ). Поэтому роль государства в деле обновления основных фондов остается определяющей - почти 50% общего объема инвестиций. В таких условиях надеяться на прорыв в повышении наукоемкости ВВП трудно. По прогнозу, этот показатель должен был составить 1,8%, по экспертным оценкам - не превышает 0,7%.

Новые технологии приходят вместе с прямыми иностранными инвестициями, доля которых колеблется в границах статистической погрешности - 1,3-1,5%. За 9 месяцев 2005г. сумма прямых иностранных инвестиций в экономику - $58,3 млн., которых хватит разве что для модернизации двух винокурен. Поэтому задача получения суверенного рейтинга с каждой пятилеткой становится все более актуальной. Нельзя же вечно уповать на благоприятную конъюнктуру.
Добавить комментарий
Проверочный код