Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (510) 24 октября 2005 г. Личный вкус

СТУДЕНЧЕСКИЙ САД

24.10.2005
 

Андрей КУРЕЙЧИК

№ 42 [510] от 24.10.05 - Театр: Народный театр БГУ «На Балконе». Спектакль: А.П.Чехов «Вишневый сад». Режиссер: Сергей Турбан

Что это? Студенческий театр Белгосуниверситета «На Балконе», вероятно, самый амбициозный в Беларуси любительский театральный коллектив, история которого насчитывает несколько десятков лет. Из его рядов в свое время вышли многие прославленные ныне режиссеры и педагоги. Располагается театр действительно на балконе большого актового зала главного корпуса БГУ, где на малюсенькой площадке для нескольких десятков зрителей играет свои спектакли. Скорее всего, театр Сергея Турбана так и остался бы лишь частью внутренней жизни крупнейшего университета, если бы не амбициозный проект «Тэатральны куфар» - большой международный фестиваль студенческих и любительских театров, организованный на базе БГУ. В этом году «Тэатральны куфар» проходил уже во второй раз и по географии представительства и количеству международных гостей не уступал любому международному фестивалю средней руки. Были спектакли из России, Англии, Швейцарии, Франции, Литвы. Закрывали фестиваль ни чем-нибудь, а премьерой пьесы Чехова «Вишневый сад» в постановке самого Сергея Турбана. Надо сказать, эта постановка еще раз доказала, как иногда нелегко дотягиваться до великой драматургии прошлого…

Драматургия. Пьесы Чехова гениальны не только благодаря чудесному языку, великолепно выписанным персонажам и удивительной, импрессионистской структуре. Пьесы Чехова - универсальный и точный измерительный инструмент мастерства и таланта тех, кто за них берется. По количеству постановок в театрах Антон Павлович опережает любого драматурга XX в., но удивительный факт: хороших спектаклей по его пьесам всегда очень мало. Поставить Чехова хорошо зачастую не удавалось даже очень известным театрам. В Беларуси, например, пьесы Чехова настолько ясно демонстрировали уровень культуры и мастерства нашего театра, что их просто перестали ставить. Исключение - пластические фантазии по мотивам Чехова Павла Адамчикова, которые к Чехову имеют отдаленное отношение.

«Вишневый сад» - культовая пьеса российского театра. Впервые поставленная Немировичем-Данченко, с Книппер-Чеховой, Мейерхольдом и самим Станиславским в главных ролях, она стала отражением вечной борьбы интеллигенции с бесконечными общественными и экономическими преобразованиями в России.

Режиссура. Сергей Турбан не испугался объема и сложности материала. Все роли играют нынешние или бывшие студенты БГУ. Режиссер не стал искать современную форму для чеховского текста. Более того, создалось впечатление, что Турбан, наоборот, старался сделать спектакль настолько традиционным и классическим, насколько это было возможно. Студентов облачили в некое подобие костюмов начала ХХ в., на сцене поставили рисованные греческие колонны, из занавесок сделали подобие портьер. Студенты ходили неестественно и говорили не своими голосами и интонациями. Видимо, режиссер желал предать острую характерность каждому образу, научить студентов играть «по школе», «по Станиславскому». С педагогической точки зрения, это, наверное, имело какой-то смысл. Но с точки зрения искусства этот спектакль промахнулся лет на шестьдесят. Вероятно, так играли Чехова в Щепкинском училище или Школе-студии МХАТ в 40-50-е. К сожалению, из-за «характеров» и театральных «клише» не всегда удавалось разглядеть личности самих ребят, которые выкладывались на сцене.

Плюсы. Впрочем, даже в такой ультратрадиционной оболочке спектакль смотрелся цельно, профессионально и легко воспринимался молодежной аудиторией. Из персонажей на голову выше всех выглядели Лопахин и Варя, свою долю аплодисментов сорвал и Фирс в исполнении одного из игроков бэгэушной команды КВН.

Минусы. Молодые люди на сцене должны оставаться молодыми и современными. Они должны играть себя, говорить о своих проблемах, надеждах, страстях, а не пытаться угадать, что имел в виду Чехов сто лет тому назад, и изображать характеры, как в советских фильмах 40-х.

Драматургия/режиссура/актерская игра 10/7/7
Добавить комментарий
Проверочный код